Арктические льды покорились русским кораблям

Тема: Год науки и технологий

Арктические льды покорились русским кораблям

Фото: Tyne & Wear Archives & Museums 

122 года назад, 9 марта 1899 года, первый в мире арктический ледокол «Ермак» отправился вызволять изо льдов 11 пароходов в районе Ревеля. Это было первое задание для такого судна, и оно успешно с ним справилось. Так в истории мирового кораблестроения была открыта новая страница.

Лёд был ключевым препятствием для зимней навигации в северных частях России. Долгое время люди вручную вызволяли корабли из холодного плена, прорубая лёд пилами или подрывая его порохом. Первый в мире прообраз современных ледоколов появился в Кронштадте в 1864 году. Придумал его судовладелец Михаил Бритнёв, чтобы хотя бы на несколько недель продлить сезон судоходства между Кронштадтом и Петербургом. Для этого он приказал особым образом срезать носовую оконечность парохода «Пайлот». Благодаря этому судно могло наползать на лёд и ломать его своей тяжестью. Этот опыт привлёк иностранцев, и вскоре похожие ледоколы стали строить в Европе.

Изобретение заинтересовало и будущего легендарного адмирала, а тогда молодого унтер-офицера Степана Макарова, оканчивавшего в то время мореходное училище. «Этот маленький пароход сделал то, что казалось невозможным, он расширил время навигации осенью и зимой на несколько недель», — написал он позднее. Придумка Бритнёва натолкнула Макарова на идею о мощном ледоколе, способном справиться с 3-4-метровой толщей арктических льдов. Свой доклад с предварительными расчётами он представил в 1897 году, будучи уже вице-адмиралом флота и опытным флагманом.

Фото: Public Domain

Доводы Макарова убедили слушателей, среди которых были и представители царской фамилии. Правительство выделило деньги на строительство ледокола, а комиссия, в состав которой входили также учёный Дмитрий Менделеев и адмирал Фердинанд Врангель, приступила к составлению технических условий. Конкурс на постройку первого арктического ледокола выиграла британская компания, корабль построили и спустили на воду в Ньюкасле. Ледокол назвали в честь покорителя Сибири — «Ермак». В феврале 1899 года на нём подняли торговый флаг, и он отправился в порт приписки Кронштадт. За лето он совершил две экспедиции в Северный Ледовитый океан, проведя ценные океанографические исследования.

Читайте также:

• Уральский механик двинул техническую революцию • Петербург — родина электробусов • Сименс «изобрёл» трамвай по русскому образцу

Во втором путешествии корабль наткнулся на торосы и получил пробоину. Хотя его быстро починили, причины инцидента долго разбирали, в итоге решили применять ледокол только в пределах Финского залива. В 1900 году вице-адмирал Макаров добился разрешения на третье арктическое путешествие, и под его командованием судно достигло Земли Франца-Иосифа. Не обошлось без приключений, из-за чего «Ермак» перевели на проводку судов по Балтийскому морю. Впоследствии ледокол спас множество людей, провёл огромное количество караванов, участвовал в Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Он прослужил 65 лет и был списан в 1963 году. Но принцип строения арктических ледоколов, впервые применённый легендарным вице-адмиралом Макаровым, используют и поныне.

Просмотров 582

10.03.2021 15:42