Все о пенсиях в России

13.06.2024Депутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

11.06.2024Володин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

11.06.2024Депутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

Александр Чубарьян: Важно представлять разные точки зрения на одни и те же события

Академик РАН рассказал, зачем нужно «историческое просвещение» и чем оно отличается от «исторического образования»

08.06.2024 18:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Александр Чубарьян: Важно представлять разные точки зрения на одни и те же события
Александр Чубарьян, Директор Института всеобщей истории РАН. © пресс-служба Института всеобщей истории РАН

Историю России будут изучать начиная с детского сада, компьютерные игры возьмут на контроль, а фонды библиотек и экскурсионные программы музеев обновят. Это следует из Основ государственной политики в области исторического просвещения, которые в мае утвердил президент. Что такое исторически просвещенное общество и как скоро мы к нему придем, «Парламентской газете» рассказал историк, действительный член Российской академии наук Александр Чубарьян.

- Александр Оганович, что следует понимать под термином «историческое просвещение»? Кого оно коснется — школьников, студентов, всех граждан?

- Сегодня мы наблюдаем беспрецедентный интерес к истории в самых различных кругах нашего общества. Традиционно это интеллигенция, а также студенчество, чиновничество, военные, представители бизнеса.

Люди ищут в истории ответы на интересующие их вопросы, с которыми они сегодня сталкиваются в жизни. Потому что, на самом деле, многие из этих ответов история уже давала, и не раз.

А раз есть запрос, его необходимо удовлетворить, на что и направлены Основы госполитики, утвержденные президентом. При этом надо разделять понятия «историческое образование» и «историческое просвещение».

Первое — это изучение истории определенными категориями граждан. Второе — массовое просвещение населения по важнейшим историческим вопросам. То есть историческое просвещение коснется самых разных категорий людей.

- Массовое просвещение, как следует из документа, планируют начинать уже с детского сада. Это не рано?

- Я сторонник раннего знакомства детей с историей, в том числе начиная с детского сада. Конечно, для этого нужно найти приемлемые формы, впрочем, как и для каждого другого сегмента общества, на которое направлено историческое просвещение.

Что касается дошколят, важно одновременно с этим заниматься и историческим просвещением родителей, потому что именно к ним малыши чаще всего обращаются с вопросами: что было раньше, почему так произошло, что будет?

- А если говорить о школе, зачем там историческое просвещение, если там уже есть уроки истории?

- Просвещение — это не систематически курс от истории древнего мира до сегодняшнего дня, как я уже говорил. Это не сухие факты, которые часто наполняют наши учебники, а увлекательные рассказы про быт, нравы, характеры, моды и так далее.

Такие просветительские вещи несут очень важный воспитательный смысл, прививают высокие нравственные качества, патриотизм, гражданственность.

Курсанты Первого Московского кадетского корпуса знакомятся с экспозицией музея-панорамы "Бородинская битва". © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

- О каких исторических фактах, например, следовало бы напомнить школьникам в рамках просвещения, а не уроков?

- На мой взгляд, необходимо усилить значение некоторых исторических событий в прошлом для сегодняшнего дня. Например, не просто рассказывать о войне 1812 года, а объяснять, как те процессы до сих пор влияют на нашу жизнь, чтобы у школьников было понимание преемственности отдельных процессов.

- А в чем состоит это влияние, на ваш взгляд?

- Война 1812 года — ярчайший пример консолидации общества в целях безопасности страны. Не случайно она называется отечественная, как и война 1941-1945 годов. Сегодня это очень актуальная тема, поэтому важно знать истоки и примеры такого явления.

- Если говорить о рабочих, служащих, военных, других гражданах, в каких формах для них может проводиться историческое просвещение?

- Это, например, могут быть публичные лекции, которые были широко распространены в Советском Союзе. Я вспоминаю, как раньше в Политехническом музее читали лекции по истории, на которые собиралось огромное количество желающих.

Большая роль в этом должна отводится и телевидению, другим СМИ. Уже сейчас практически на всех федеральных каналах есть исторические проекты, порой очень неплохие. 

- К историческому просвещению, как следует из Основ госполитики, также хотят привлечь музеи…

- Безусловно, музеи — один из важнейших элементов исторического просвещения, как и библиотеки. Я вообще считаю, что посещение школьниками музеев должно входить в обязательную программу, а не программу дополнительного образования.

- … при этом указывается на необходимость «совершенствования экспертизы экскурсионных программ». То есть речь идет об их цензуре?

- Не люблю это слово, так как оно имеет плохое прошлое, когда в нашей стране не было никакого выражения свободной мысли. Сейчас мы живем совершенно в другие времена, где такое просто невозможно.

При этом, если государство участвует в финансирование каких-то книг, фильмов, спектаклей, музейных программ, логично, что оно имеет право предъявлять к ним и свои требования.

- А как будут контролировать содержание компьютерных игр, на что также указывается в Основах госполитики?

- На мой взгляд, это достаточно сложно осуществить. Тем не менее здесь неплохо бы навести порядок.

Речь не идет о тотальном контроле за производителями или продавцами игр, но важно отсекать такие продукты, которые плохо действуют на ребенка, и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы, чтобы игры воспитывали добрые чувства: уважение к другому человеку, нравственность и так далее.

- В нашем разговоре вы не раз упомянули СССР, получается, что историческое просвещение — это не что-то новое, а хорошо забытое старое?

- Действительно, в СССР вопросам просвещения уделялось большое внимание. Это и курсы, и лекционные программы, и популярные передачи.

При этом нельзя говорить, что просветительство зародилось во времена Советского Союза. Оно было развито в России еще в XIX веке и в XX, конечно.

Сейчас объективно у нас есть гораздо больше возможностей для просвещения, это и телевидение, и интернет, и другие современные технологии, о которых я уже упоминал. Поэтому речи о копировании исключительно советского опыта, конечно, не идет.

- Указано, что главная цель исторического просвещения — распространение в обществе «достоверных и научно обоснованных исторических знаний». Насколько такие знания недостоверны сегодня?

- К сожалению, сейчас распространяется очень много исторических мифов. Это происходит не только от незнания, но иногда делается и злонамеренно, причем такая работа поставлена на системную основу.

Типичный пример — искажение роли Советского Союза во Второй мировой войне, что победа — это вовсе не наша заслуга, что мы не были освободителями, а очередными оккупантами в освобожденных странах и так далее. Все это неправда.

При этом подчеркну, по моему мнению, важно представлять разные точки зрения на одни и те же события, но только в том случае, если такие теории подкреплены конкретными фактами, а не являются просто выдумкой.

- Как вы представляете себе исторически просвещенное общество и как скоро мы к нему придем? То есть какой срок реализации этой программы?

- Конечно, основной объем знаний мы получаем в школе, в вузе, но многие люди совершенствуют свои знания до самой старости. На мой взгляд, учиться надо всю жизнь, и я знаю много людей, которые следуют этому правилу. Это и есть основа просвещенного общества, к которому мы стремимся.

Читайте также:

• Пересмотреть систему психологического сопровождения детей предложили в Госдуме