Доплатит ли за таблетку государство?

Минздрав в ближайшее время планирует представить для обсуждения законопроект о лекарственном страховании

Доплатит ли за таблетку государство?

Фото PhotoXPress

Сейчас 68 процентов амбулаторных больных сами обеспечивают себя препаратами. Лекарства, назначаемые врачом при амбулаторном лечении, предлагается включить в систему обязательного медицинского страхования. Насколько стране необходим закон «О лекарственном страховании», обсуждали в ходе «круглого стола« в Государственной Думе 23 марта.

Отсроченный рецепт

Право на льготу при приобретении лекарств сейчас имеют 15,5 миллиона россиян. Норматив на получение препарата для этой категории граждан составляет 807 рублей в месяц, в то время как средняя стоимость рецепта — 1348 рублей. Для того чтобы устранить это противоречие и обеспечить всех льготников необходимыми лекарствами, нужно повысить нормативы, отменить двойные льготы и ввести лекарственное страхование, убеждены участники „круглого стола“ «Законодательные аспекты совершенствования обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами». 

Лекарственная помощь составляет от 70 до 95 процентов всех врачебных назначений и значительно снижает смертность граждан даже от болезней, которые ещё совсем недавно считались неизлечимыми. В прошлом году, по данным Минздрава РФ, льготникам было выписано 35 миллионов рецептов на общую сумму 47 миллиардов рублей. Относительно неплохо, по данным члена Комитета Госдумы по охране здоровья Алексея Куринного, обеспечены лекарствами онкобольные, больные сахарным диабетом и ревматоидным артритом. Все остальные категории нередко получают так называемые отсроченные рецепты. То есть по закону лекарственные препараты  им положены, но в региональном бюджете нет средств на их приобретение.

«Хуже всего обстоят дела с лечением редких (орфанных) заболеваний, — обращает внимание Куринный, — дефицит средств в регионах составил 6 миллиардов рублей (30 процентов от потребности)». Согласно Федеральному регистру, такими заболеваниями в нашей стране страдают 14 тысяч человек, половина из них — дети. Как правило, орфанным больным требуются дорогостоящие препараты, на приобретение которых в местных бюджетах не хватает денег.

«В Алтайском крае на лечение восьми пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, было выделено 105 миллионов рублей — это 38 процентов краевого бюджета», — приводит пример заместитель министра здравоохранения Алтайского края Елена Кравец. Всего же в этом регионе, по данным Кравец, 165 человек имеют такой диагноз.

«Необходимо разработать механизм оказания финансовой помощи бюджетам субъектов на лекарственное обеспечение больных орфанными заболеваниями», — предлагает Куринный.

В свою очередь федеральный бюджет мог бы получить дополнительные средства, если отменить так называемые двойные льготы. Согласно действующему законодательству, льготники, отказавшиеся от получения лекарств (а это почти 80 процентов), получают денежную компенсацию из федерального бюджета и одновременно обеспечиваются необходимыми препаратами региональными властями. «В результате из-за двойных льгот около 119 миллиардов рублей выведено из системы обеспечения лекарствами граждан, — привела данные директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина. — Не изменив систему в целом, мы так и будем латать дыры».

Будущее — за лекарственным страхованием

Когда-то программу дополнительного лекарственного обеспечения называли «обкаточной моделью» полноценной национальной системы лекарственного страхования, которую собирались ввести в России. В 2008 году Фонд обязательного медицинского страхования принялся за разработку концепции лекарственного страхования. Предполагалось, что все пациенты, имеющие полисы ОМС, смогут рассчитывать на частичную компенсацию стоимости лекарств, которые им выписал по рецепту врач. То есть пациенты платили бы за лекарства до 50 процентов стоимости, остальное оплачивали бы территориальные фонды ОМС, куда, в свою очередь, поступали бы средства из бюджета, предназначенного для покрытия расходов за медицинские услуги в рамках госгарантий. Но государство тогда отказалось от этой идеи.

Доля государственного участия в лекарственном обеспечении в Германии, Испании и Чехии составляет около 70 процентов, в то время как в России этот показатель чуть выше 20 процентов.

Сейчас к идее вернулись. В Минздраве считают, что устранить региональное неравенство в лекарственном обеспечении можно, если пересмотреть набор социальных услуг, предоставляемых получателям денежной выплаты, и разработать механизм лекарственного страхования. Такая форма используется сегодня во многих странах, где страховые взносы имеют целевой характер, а пациент может получить лекарство по назначению врача бесплатно или со скидкой.

Доля государственного участия в лекарственном обеспечении в Германии, Испании и Чехии составляет около 70 процентов, в то время как в России этот показатель чуть выше 20 процентов. Это значит, что сегодня большинство россиян, в том числе и льготники, покупают необходимые лекарства за свои деньги.

Говоря об источниках дополнительного финансирования в здравоохранении, Елена Максимкина высказалась за введение в стране лекарственного страхования: по подсчётам Минздрава отчисление всего лишь одного процента из фонда заработной платы позволило бы получить дополнительно 270 миллиардов рублей — примерно столько требуется, чтобы восполнить дефицит средств для полноценного лекарственного обеспечения.

«Если бы в своё время не было принято решения о монетизации льгот, то льготники не испытывали бы таких сложностей, потому что система «здоровый платит за больного» должна сохраняться», - сказала она.

Любые изменения в законодательстве, в том числе отмена дублирующих друг друга льгот, убеждены участники »круглого стола», не должны привести к ухудшению лекарственным обеспечением. Да и сам норматив, выделяемый на льготников (807 рублей в месяц) давно пора пересмотреть. На сегодня он, даже несмотря на ежегодную компенсацию, крайне низкий. Этой суммы не хватает даже на один рецепт. А у многих инвалидов, как правило, целый букет болезней. 

По итогам «круглого стола» его участниками была выработана программа действий по обеспечению льготников необходимыми лекарствами: разработка механизма финансирования целевого характера для регионов с дотационным бюджетом, переход на систему лекарственного страхования, изменение нормативов, выделяемых на льготников и другие меры.


Справка

Виды лекарственного страхования

Во Франции величина доплаты пациентом зависит от заболевания и составляет 0 процентов (то есть лекарство полностью бесплатно для больного), 35 процентов или 65 процентов.

В Англии доплата фиксированная: сколько бы ни стоил препарат, пациент доплачивает за него примерно 6 фунтов. Но при этом пенсионеры, дети, семьи с детьми, люди с относительно невысокими доходами от доплаты освобождаются. Таких, по оценкам экспертов, в Англии 80 процентов.

В Германии тоже используют систему фиксированных соплатежей — от 2 до 10 евро.


Просмотров 2291

24.03.2017

Популярно в соцсетях