Антитабачная концепция вызвала разногласия
Концепцию по противодействию потребления табака на 2017-2022 годы и последующий период отправят на повторное согласование
Предлагаемые Минздравом меры по борьбе с курением вызывают возражения у некоторых ведомств и общественных организаций. Основной предмет разногласий - повышение акцизов. Лечение табачной зависимости по ОМС, запрет курения вейпов и кальянов и ответственность за исполнение концепции тоже вызывает вопросы.
Дальше снижать потребление табака не получится
В течение нескольких дней после обсуждения на круглом столе в Госдуме Концепцию противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы направят на повторное согласование в федеральные органы исполнительной власти, сообщил директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава РФ Олег Салагай.
Даже те меры 15 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака«, которые успешно действуют, в какой-то момент не смогу дальше снижать распространённость табака, полагает он. Поэтому министерство и подготовило концепцию по борьбе с курением до 2022 года и последующий период.
Действие предыдущей, на 2010-2015 годы, позволило снизить число курящих с 39 до 33 процентов. Новая цель Минздрава — понизить потребление табака до 25 процентов к 2022 году.
Предлагается поэтапно повышать табачные акцизы до среднеевропейского уровня, снизить потребление табака на рабочем месте, запретить курение на всех видах транспорта, подземных переходах, остановках, в трёх метрах от входа в торговые центры и в личных авто в присутствии детей. А также — лечить табачную зависимость в рамках ОМС, приравнять электронные сигареты к обычным со всеми вытекающими из этого запретами и больше пропагандировать вред курения.
Акцизы — главный камень преткновения
То, что предлагается в концепции, вызвало возражения Минфина, Минэкономразвития, Минпромторга и некоторых общественных организаций. «Эти возражения могут ослабить концепцию», — опасается член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. Основные разногласия, по его словам, связаны с повышением акцизов.
«Минфин предлагает, чтобы в 2020 году ставка акциза составляла всего 35 евро на 1 тысячу сигарет, но это даже ниже, чем существующий акциз в Европе», — возмущён депутат. Он считает, что согласно предложениям антитабачной концепции ставку акциза к 2022 году надо довести до 2 долларов на пачку сигарет, что позволит повысить её среднюю стоимость до 250 рублей.
Те меры против курения, которые сегодня успешно действуют, не могут не вызывать беспокойства табачных компаний, считает Герасименко: «С 2009 года число курильщиков снизилось с 39 до 33 процентов, то есть, почти на 10 млн. Падают продажи сигарет, закрываются табачные фабрики. Табачные компании идут пути влияния на органы власти, чтобы смягчить действующие законы, ведут разработки электронных сигарет».
Всем этим попыткам, надо противодействовать, считает Герасименко. С 2009 года потери бюджета от активного курения составили 3, 43 трлн рублей. Это больше, чем все затраты на здравоохранение за этот период, говорит депутат. Не секрет, что табак — один из основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний. Рост заболеваемости раком лёгких напрямую связан с табакокурением, считают врачи.
Повышение акцизов на табачные изделия поможет снизить общую смертность и заболеваемость населения от потребления табака, полагают эксперты. Минфин и ФАС возражают против значительного повышения акцизов на табак, ссылаясь на то, что это приведёт к контрабанде контрафактной табачной продукции из стран ЕАЭС. Герасименко считает этот аргумент необоснованным. «Контрабанда из Белоруссии и Казахстана не превышает 2 процентов, у нас больше нелегальных табачных изделий производится на наших же фабриках», — обращает внимание парламентарий.
«Формально мы повышаем акцизы неплохо. Но проблема дешёвых сигарет всё равно существует», — говорит директор ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава РФ Сергей Бойцов. Но так как ставка акциза применяется на 1000 сигарет, то на стоимости пачки сигарет это отражается слабо,говорит он. «Это малый, ничтожный рост стоимости, поэтому пока мы не заменим подход к применению акцизов мы будем топтаться на месте», — сказал Бойцов.
Вейпы и кальяны нельзя курить в общественных местах
Электронные сигареты и вейпы ничем не лучше обычного табака, уверена председатель Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской думы Людмила Стебенкова. Она напомнила, что пропиленгликоль отрицательно влияет на слизистую оболочку рта, идёт нарушение барьерной функции эпителия под воздействием ингалирующих веществ, кроме того, в наполнителях часто содержится никотин.
Вейпинг приобрёл колоссальный размах, число предприятий, реализующих средства для вейпинга увеличилось до 2,5 тысяч. Кроме того, во многих вейп-кафе, по словам законодателя, продаются запрещённые спайсы. «Мы подготовили проект закона, направили его в Госдуму — предлагаем сделать то же, что и в 15 ФЗ — закрепить запрет использования вейпов и электронных сигарет в общественных местах и продажу их несовершеннолетним. Мы просим Минздрав учесть это в концепции», — сказала Стебенкова.
В Госдуме находится пять законопроектов о запрете электронных сигарет и вейпов. Наряду с электронными сигаретами и вейпами ограничения для кальянов тоже должны быть учтены в концепции считает представитель Мосгордумы. Роспотребнадзор по Москве тоже, по её словам, выступает против использования кальянов в общественных местах «Через них распространяется туберкулёзная палочка и другие заболевания. Кроме того, там может содержаться и никотин, и наркотики», — говорит Стебенкова
Также в концепции должен быть решён вопрос о лечении табачной зависимости по ОМС, считает Николай Герасименко. «В принципе это возможно, если мы решим вопрос по лечению онкобольных детей, средства на которое мы сегодня собираем всем миром», — пояснил депутат. Кроме того, вопрос удлинения рабочего дня в связи с затратами времени на курение вызывает сомнение у Минтруда — этот вопрос тоже нуждается в обсуждении, полагает парламентарий. Также как и то, что ответственность за исполнение концепции возлагается на Минздрав и региональные органы управления здравоохранением.
«Есть сомнения, что ведомственные советы и региональные органы здравоохранения с учётом неоднозначного отношения Минфина смогут реализовать концепцию. Надо поднять ответственность на уровень Правительства», — заключил Герасименко.