За опасное вождение предусмотрели штраф

Правда, законодатели уверены, что дорожных хамов и лихачей следует наказывать строже

23.01.2017 16:57

Автор: Анна Шушкина

За опасное вождение предусмотрели штраф
Фото Артёма Коротаева/ТАСС

Инициатива Правительства о введении штрафа за опасное вождение в Госдуме может быть принята в первом чтении уже в эту пятницу. Некоторые депутаты предлагают за повторное нарушение вообще лишать прав. Обсуждение поправок ко второму чтению, которое предстоит в феврале, обещает быть жарким.

Действующие штрафы лихачей не останавливают

Комитет Госдумы по законодательству и госстроительству на 19 декабря рекомендовал принять в первом чтении законопроект Правительства, устанавливающий административную ответственность в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей за опасное вождение. Альтернативный законопроект депутатов ЛДПР с такими же санкциями комитет предложил отклонить.

ЛДПР впервые ещё в 2012 году предлагала ввести ответственность для водителей, создающих опасные ситуации на дорогах. Однако эта инициатива тогда не нашла поддержки кабмина: там не видели необходимости в подобных мерах, ссылаясь на вероятность субъективного толкования «агрессивного вождения» и на то, что  в законодательстве существует ответственность за нарушение правил маневрирования.

«Если бы в Правительстве вовремя услышали наши инициативы, проступки скандально известной Багдасарян и свадебного кортежа вряд ли были бы возможны», — считает один из авторов документа, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов.

В Правилах дорожного движения понятие опасного вождения было введено только в мае 2016 года. Под ним подразумевается невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствование обгону.

Вскоре появился проект поправок в Административный кодекс, предусматривающий ответственность за опасное вождение. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту Правительства, штрафные санкции в размере пяти тысяч рублей вводятся за «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, которые создают угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба».

Однако к предложениям Правительства законодатели относятся скептически. Если водитель неадекватный, то штраф в пять тысяч никак на него не подействует, считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

«Что ему пять тысяч? Он и дальше будет так ездить», — объяснил свою позицию депутат. Поэтому ко второму чтению в законопроекте он предлагает прописать, что при повторном опасном вождении суду надо дать возможность применять   в отношении нарушителя меры административного ареста или обязательных работ, а также лишать права управления транспортными средствами на длительный срок, «потому что это ничем не лучше, чем пьяная езда».

Наглое, агрессивное вождение, которое создаёт предпосылки для ДТП, — это стиль мажоров на дорогих иномарках,  говорит член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев. «Штраф в пять тысяч рублей на них не окажет никакого воздействия. Считаю, что нарушителей следует ограничивать в праве вождения на определённое время за опасное поведение на дорогах», — уверен сенатор.

Без видеоматериалов не докажешь

Правительственный законопроект в нынешнем его виде опасен — он может стать очередным карательным механизмом, который расширяет поле для злоупотреблений и коррупции, полагает Ярослав Нилов. «Если дать право полицейским без видеофиксации самостоятельно привлекать к ответственности, это может привести к злоупотреблениям и карательным мерам в отношении водителей, особенно в регионах», — продолжил он.

В связи с этим он обращает внимание на проект закона ЛДПР, который включён в план рассмотрения на пятницу как альтернативный Правительству. Некоторые его положения на заседании профильного комитета было решено учесть в правительственном законопроекте ко второму чтению. В частности, это обязательную видеофиксацию случаев  опасного вождения на любой носитель — видеокамеру мобильного телефона, видеорегистратора и так далее.

Второе положение, которое может быть учтено ко второму чтению правительственного законопроекта, — привлекать к ответственности за опасное вождение должен не полицейский, а только суд, анализируя все полученные видеоматериалы. И наконец, третье — при установлении  факта опасной езды обязательно должен быть умысел в создании аварийной ситуации. Одно дело в шашки играть на дороге, «воспитывать» других водителей или же это вынужденная мера, например резкое торможение  в случае, когда человек или животное перебегали дорогу», — говорит Нилов.

С тем, что в правительственном законопроекте должна быть норма о доказательной базе для привлечения к ответственности лихачей на дорогах, согласен и Вячеслав Лысаков: «Мало ли что инспектор запишет в протоколе — три раза резко ускорился, два раза резко притормозил — тут можно нафантазировать сколько угодно».

Движущаяся спецмашина без опознавательных полицейских знаков, на которой установлено скрытое видеонаблюдение, по его словам, может зафиксировать, как некоторые водители мечутся из полосы в полосу и ведут себя неадекватно на дороге. «Их не так много, но они опасны, и видеодоказательства позволят предоставить объективное подтверждение их действий», — считает Лысаков.

По его словам, поправки ко второму чтению вносятся в течение месяца, так что, скорее всего, до конца февраля они будут готовы. А там уже рассмотрение законопроекта зависит от графика работы Госдумы. «В любом случае правительственные законопроекты идут в приоритете. Тем более что  ПДД изменили в мае прошлого года, особо тянуть с рассмотрением данного законопроекта не будут», — уверен депутат. Однако здесь торопиться тоже нельзя — важно, чтобы всё чётко было прописано, подытожил парламентарий.