Штраф за опасное вождение «созрел» преждевременно?

Кабинет министров наконец подготовил поправки к Административному кодексу, согласно которым устанавливается штраф в размере 5 тысяч рублей за так называемое опасное вождение.

Этой неоднозначной нормой, как известно, Правила дорожные движения приросли ещё в мае, причём в виде некоего тайм-аута. Вы, мол, господа-автомобилисты, пока вникайте в суть новых запретов, а наказание за их нарушение подоспеет позже.

Ну что ж, оно подоспело, если, конечно, предлагаемые Правительством меры благополучно пройдут положенные по закону процедуры. Но пройдут ли, учитывая, что Административный кодекс, в отличие от Правил, – вотчина законодателей и что законодатели нынче всерьёз нацелены повысить качество принимаемых нормативных актов?

Да, опасное вождение – безусловный бич наших дорог, источник множества, если не большинства тяжёлых дорожно-транспортных происшествий. Слагаемых и составляющих такого вождения – воз и маленькая тележка, при том что зачастую пустившийся на опасные маневры автомобилист даже не подозревает о возможных последствиях. Поэтому, конечно, обозначение опасного вождения в Правилах, как это уже давно сделано в других странах, – своего рода реализация абсолютно назревшей и насущной необходимости.

Другое дело, как выполнена эта реализация. А выполнена она из рук вон плохо.

Когда читаешь нынешнюю редакцию «опасного вождения» в ПДД (а она появилась после множества обсуждений и после настоятельных рекомендаций ввести внятные и чёткие определения), трудно отделаться от мысли, что в Правительстве поработали над этим как бог на душу положит. В итоге дополненный «опасным вождением» пункт 2.7 Правил стал, пожалуй, единственным в ПДД, на котором можно сломать мозг. Хотя, как известно, золотое правило Правил гласит: в главном дорожном законе всем и всё должно быть понятно. Даже дураку, если его осчастливили водительским удостоверением.

Однако попробуйте с трёх раз уяснить эту абракадабру: «Опасное вождение представляет собой неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Счастливчика, продравшегося сквозь бурелом определения «опасного вождения» (особенно в контексте предполагаемого штрафа в 5 тысяч рублей) наверняка удивят всякого рода смысловые несуразицы.

Например, согласно Правилам, неоднократное совершение рискованных действий – это опасное вождение. А однократное, стало быть, – нет. Более того, получается, что даже одно или несколько следующих друг за другом «нехороших» действий, совершённых один раз, тоже как бы не опасное вождение, хотя понятно, что так ездить можно только с умыслом, но не по ошибке. Речь, извините, идёт о развитии серьёзной для других участников дорожного движения ситуации. Однако «неоднократность» нивелирует проступок дорожного хулигана. И «однократно» прибегнуть к опасному вождению он вполне себе имеет право. 

Не лучше обстоит и с перечнем конкретных действий, подпадающих под опасное вождение, а гипотетически – и под пятитысячный штраф. Например, каждый автомобилист знает, что значит «подрезать» одним автомобилем другой и чем порою заканчивается этот маневр. Однако аналогичную по смыслу формулировку Правил: «Невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения», можно понимать, как угодно. Вплоть до того, что не уступил дорогу машине со спецсигналом. 

А вот как формулируются тоже всем известные и понятные «шашки на дороге». Это – «перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». Но разве «шашечники» перемещаются из ряда в ряд только тогда, «когда все полосы движения заняты»? Разве «шашки» при наличии свободной полосы не создают потенциальных угроз? Исходя из формулировок Правил – не создают. И получается, что «шашки» при любой свободной полосе – не «шашки» вовсе и тем более не опасное вождение.

Не менее любопытно, что считают Правила «несоблюдением безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдением бокового интервала», поскольку это тоже подпадает под опасное вождение. В граммах, точнее в метрах, – о какой дистанции и каком интервале речь, коли за «несоблюдение» таковых водителей собираются штрафовать на 5 тысяч рублей?

Всё это далеко не праздные вопросы, особенно если учесть, что законодателям придётся подправлять Административный кодекс не только в части новоиспечённого и пока не понятно за что штрафа. Им предстоит определиться в том, кто этот штраф будет назначать – полицейский или судья. И хотя, говоря словами известного телеведущего, «это совсем другая история», тем не менее перспективы введения санкций за опасное вождение вырисовываются туманными. Во всяком случае, до тех пор, пока в Правилах не появятся чёткие определения опасной езды.



Автор: Марат Абдуллаев

Ещё материалы: Марат Абдуллаев

Просмотров 1076

17.11.2016

Популярно в соцсетях