Дорожных хамов сделают «звёздами» ютуба

Граждане предают максимальной огласке факты опасного поведения на дороге, власти на это — реагируют

Дорожных хамов сделают «звёздами» ютуба

Фото из открытых источников

Законодатели, полиция, политики и прочие облечённые властью люди теперь будут не в одиночку биться за то, чтобы дороги стали безопаснее. Им на помощь придёт гражданское общество. Их взаимодействие и стало главной темой открывшегося 28 сентября в Петербурге VI Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

Такие форумы проходят раз в два года при участии Совета Федерации, Министерства внутренних дел РФ и Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. В прошлый раз организаторы попробовали новый формат: кроме традиционных дискуссий и «круглых столов» в Таврическом дворце они устроили выставку в Ленэкспо в Гавани — там показывали антиаварийные технологии, новейшие методики обучения детей и взрослых поведению на дороге, современную технику оказания помощи. Идея прижилась, и на этот раз Конгресс снова проходит на двух площадках — дискуссионной и выставочной.

Разговор о законодательном регулировании сферы дорожного движения идёт на форуме уже много лет. За это время российские парламентарии вместе с коллегами из стран СНГ проделали немало: разработаны модельные законы, касающиеся контроля за движением, ответственности за нарушения, особенно за вождение в пьяном виде. На нынешнем форуме начинается работа над модельным законом «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения». Он заложит единые стандарты оказания помощи пострадавшим, принципы расположения травмпунктов и больниц, логистику доставки в стационары людей, попавших в аварию. Ещё один модельный закон посвящён главной теме Конгресса: в нём пропишут общие начала и принципы участия граждан в обеспечении безопасности дорожного движения. Благо желающих немало: кто-то готов следить за ситуацией на дорогах, кто-то — помогать учить детей Правилам дорожного движения или воспитывать взрослых. Так что и в России, и в странах СНГ скоро начнётся большая работа по изучению зарубежного опыта и формулированию собственных идей о максимально эффективном взаимодействии гражданского общества с органами власти в области дорожной безопасности.

Экзамен на права сдают единицы

Два года назад участники Конгресса постановили, что систему подготовки водителей и сдачи экзаменов на права надо улучшать: слишком много начинающих автолюбителей попадали в ДТП. И уже в 2014 году российские автошколы начали работать по новым программам обучения. Результат не замедлил сказаться: в 2015 году аварий с участием неопытных водителей стало на 26 процентов меньше, чем в 2014-м. А за первые полгода 2016 года этот показатель упал ещё на 21 процент.

С 1 сентября и экзамены в ГИБДД начали принимать по-новому. Если раньше на теоретическом испытании в ответах на 20 вопросов можно было сделать две ошибки, то теперь за каждую из них даётся пять дополнительных задач. Не ответил на все — не сдал. Причём эти две ошибки могут быть только в разных тематических блоках, а если в одном — то опять же, добро пожаловать на переэкзаменовку. Добавились и задания на площадке — теперь, например, там надо проезжать перекрёсток. Но главное — весь экзамен теперь обязательно фиксируется на видео.

Уже первый месяц действия новых правил дал ошеломляющий результат: во всех регионах количество успешно сдавших экзамены упало. Где-то сильно, как в Петербурге — на 20 процентов, а где-то катастрофически, как в Ставрополье — там испытание удалось пройти лишь 2-3 процентам кандидатов в водители.

- Тут дело не только в плохой подготовке, — считает вице-председатель межрегиональной организации «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. — Сказывается шоковый эффект — люди сильно волнуются, сдавая первыми по новым правилам. Кроме того, многим приходится сдавать вождение не на той машине, на которой учился, так как ещё не все автошколы оборудовали свои автомобили комплексами видеофиксации.

Тем не менее, по мнению Холодова, движение идёт в верном направлении, главное — не останавливаться на достигнутом. Нужно ввести ответственность инспекторов, принимающих экзамен: если их выпускник в течение первых двух-трёх лет оказался виновен в ДТП, следует в обязательном порядке пересмотреть видеозапись экзамена.

- Если экзамен принимался нормально, то претензий к инспектору нет, авария — случайность, бывает, — считает Холодов. — Но если мы увидим, что инспектор закрывал глаза на ошибки, то он должен отвечать. Так, кстати, и коррупция исчезнет: никто не захочет брать деньги, если потом придётся садиться в тюрьму из-за молодого водителя, устроившего ДТП с пострадавшим.

По мнению Холодова, стоит пересмотреть и подход к программе обучения: пусть автошкола сама решает, как учить, какие современные методики внедрять. Но если ученик не сдаст на права, школа должна будет бесплатно его доучивать.

- Тогда автошкола сама будет заинтересована хорошо учить, — уверен Александр. — Можно даже разрешить вступительные экзамены, чтобы дифференцировать учеников: этот уже всё умеет, хорошо соображает, пусть учится две недели за 10 тысяч рублей, а тот обучается хуже, пусть тренируется полгода за 50 тысяч. Если школе потом придётся бесплатно переучивать, то рынок сам всё отрегулирует — и цену, и продолжительность, и качество обучения.

Российских школьников ждут уроки ПДД

Задание прошлого Конгресса об изучении Правил дорожного движения в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уже выполнили в Белоруссии. Там с этого учебного года внедряют компьютерную программу по обучению ПДД. Для детей 10-12 и 13-15 лет составили 90 вопросов, на которые те должны ответить. В России же пока на курс безопасности дорожного движения на уроках ОБЖ отводится лишь 4-5 часов. Хотя программы для школьников тоже придумали, и компьютерные, и для занятий в классе и на улице. Осталось только найти им место в расписании. Эту проблему сейчас решают Минобрнауки и региональные комитеты по образованию.

Зато сейчас во многих городах строят авторогордки, где дети могут, играя, учиться поведению на дороге — об этом тоже было записано в резолюции прошлого Конгресса.

Также два года назад собирались проработать закон об обязательном ношении на одежде светоотражателей-катафотов. Хотя бы для детей. Хотя бы в тёмное время суток. И этот законопроект российские законодатели разработали. Правда, пока не приняли. Зато в ПДД прописали рекомендацию катафоты всё же носить. Так что сейчас это дело добровольное. Но депутаты Госдумы и члены Совета Федерации по собственной инициативе пошли в народ, убеждая всё-таки надевать на детскую одежду светоотражатели. А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, будучи на празднике 1 сентября в петербургской 56-й гимназии, подарила тысячу катафотов её ученикам.

Ещё одно решение прошлого Конгресса о формировании правосознания и устойчивых психологических установок на соблюдение ПДД с помощью Интернета с удовольствием взяли на себя обычные граждане. Конечно, и государственные органы не остались в стороне — например, ГИБДД Татарстана выложила на своём сайте онлайн-игру для детей. Но всё же львиную долю работы по собственной инициативе выполняют неравнодушные люди. В социальных сетях появилось бессчётное количество групп, где выкладывают видео с камер видеорегистраторов. Там много аварий, подчас страшных — чтобы пользователи своими глазами увидели, к чему приводит нарушение правил на дороге. Много записей, запечатлевших чью-то хамскую езду. И немало водителей уже боятся проявлять неуважение к другим участникам движения: неровен час, станешь «звездой ютуба».

Кстати, теперь подобная работа в Интернете окажется в полном согласии с темой Конгресса: на нём как раз и обсуждают, как силами гражданского общества выявлять и предавать максимальной огласке факты опасного и агрессивного поведения на дороге.


Просмотров 1608

28.09.2016

Популярно в соцсетях