Все о пенсиях в России

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

12.04.2024В мае некоторое юбиляры получат доплату к пенсии

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

В Госдуме предлагают вернуть в школы профориентацию

Иначе учащиеся продолжат выбирать профессии, не востребованные на рынке труда

23.01.2017 12:54

Автор: Мария Михайловская

В Госдуме предлагают вернуть в школы  профориентацию
Фото Владимира Смирнова / ТАСС

Информатизация меняет ситуацию на рынке труда: какие-то профессии уходят в прошлое, появляются новые, популярность одной и той же специальности из года в год нестабильна. Чтобы рынок не страдал от нехватки рабочей силы, а молодые люди имели возможность самореализоваться, парламентарии предлагают ввести уроки профориентации в школах. Пока же учащиеся продолжают выбирать профессии, не ориентируясь на их востребованность.

Эксперты разработают список перспективных профессий на ближайшие годы

В конце декабря в 68 регионах страны прошла Всероссийская профориентационная диагностика учащихся 9-11-х классов. Тестирование было организовано в рамках проекта Молодёжного парламента при Госдуме «Zaсобой», который помогает школьникам определиться с выбором карьеры. 

Молодёжный парламент принял «дорожную карту» на пять лет

«Результаты исследования оказались в значительной мере предсказуемыми: самыми популярными профессиями у учащихся остаются специальности экономиста и юриста, тогда как именно по этим направлениям сегодня тяжелее всего трудоустроиться», — сообщила в пресс-центре «Парламентской газеты» руководитель проекта Наталья Алиева. Причём видение будущей карьеры далеко не всегда продиктовано собственными интересами: зачастую молодёжь ориентируется на устоявшиеся в обществе стереотипы о «модных» специальностях. «Неосознанность выбора заставляет органы госвласти задуматься о принятии системных мер в сфере профориентации, — прокомментировала итоги тестирования член Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Наталья Кувшинова. — Специальность школьники должны выбирать не по рекомендациям родителей, а исходя из своих способностей, знаний и потребностей рынка труда».

Помочь с определением должен и список перспективных профессий на ближайшие пять-семь лет: его разработкой займутся специалисты проекта «Zaсобой» вместе с вузами и работодателями. «Этот механизм поможет заинтересованным сторонам, — продолжает Кувшинова. — Если, допустим, в Алтайском крае мы будем знать, сколько врачей и учителей нам понадобится через 7 лет, вузам будет проще формировать целевые наборы, исходя из потребностей рынка». Она предлагает возвращать системную профориентационную работу в школах в рамках урока технологии. «Если мы не готовы создать отдельный предмет по профориентации, никто не мешает давать знания о востребованных профессиях. Этот вопрос мы обсудим в Госдуме с коллегами из Министерства образования», — рассказала Наталья Кувшинова.

© Юрий Паршинцев

Узнавать о положении дел на рынке труда учащимся могут помочь и выпускники школы, уже окончившие вузы. «Такая практика была в советское время, и её необходимо возрождать сегодня», — считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко.

Стереотипы о карьере должны уйти в прошлое

Специалисты из Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ, составлявшие вопросы для профдиагностики школьников, отметили, что больше сорока процентов учащихся 9-10-х классов ещё не определились ни с профессией, ни с образованием, которые они хотят получить в дальнейшем. «Более того, оказалось, что любимым предметом девятиклассников является физическая культура», — поведал президент Центра Алексей Серебряков. А вот физика и химия остаются непопулярными предметами, констатировал эксперт. Самые востребованные дополнительные занятия у учащихся — спортивные и творческие кружки. «Психологические тренинги и технические кружки, к сожалению, интересом не пользуются. Также мы выявили закономерность: чем более способным является учащийся в интеллектуальном плане, тем меньше он имеет представления о будущей карьере. Эту ситуацию мы будем подробно исследовать, но уже сейчас понятно, что необходимость профориентационной работы давно назрела», — выразил мнение гость редакции.

Успехи этой деятельности в рамках школьного курса во многом зависят и от системных факторов, считает зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР). «Сегодня СМИ и кино рисуют определённый образ благополучного человека: чаще всего он работает в банковской сфере, занимается финансами, юриспруденцией. Естественно, это оказывает существенное влияние на молодых людей», — говорит депутат. По его мнению, в первую очередь нужно изменить стереотипы о «модных» профессиях. Кроме того, парламентарий предлагает дать учащимся возможность ближе познакомиться с различными специальностями и самим посетить производство. «Раньше, к примеру, был проект «Путешествие в индустриальную Россию», в рамках которого школьники ездили на предприятия и могли пообщаться с сотрудниками, получить правильное представление о том или ином ремесле», — говорит Чернышов.

Впрочем, идеологические подходы постепенно возвращаются в профориентационную работу: 84 региона страны уже принимают участие в чемпионате рабочих специальностей WorldSkills, более того, команда из России заняла первое место на мировом чемпионате. «Но это лишь один из шагов, направленных на поддержку среднего профобразования, — поясняет депутат Госдумы Наталья Кувшинова. — Чтобы молодые люди работали по специальности и не стояли на бирже труда, вузы должны теснее взаимодействовать с работодателями». Поэтому в скором времени проект «Zaсобой» может выйти на уровень высшей школы, чтобы студенты вторых, третьих и четвёртых курсов могли проходить длительные профессиональные стажировки в компаниях с дальнейшим трудоустройством.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4463