За водоёмами присмотрят экологические фонды

Ежегодно регионам выделяется 2 миллиарда рублей на поддержку водных объектов, но эти средства расходуются неэффективно. Почему?

За водоёмами присмотрят экологические фонды

Полигон токсичных отходов Красный бор/Фото Интерпресс

Этим вопросом, в частности, задались участники «круглого стола», который прошёл 15 декабря в Совете Федерации. Ведь деньги есть, и немалые, к тому же регионы регулярно получают дополнительные средства от предприятий-природопользователей за сверхнормативные загрязнения окружающей среды. Выяснилось, что действующий порядок распределения этих средств не позволяет регионам работать на перспективу — строить новые очистные сооружения, стимулировать предприятия к более экологичной работе.

Вернуться к экологическим фондам

Проблему, по мнению участников «круглого стола», может решить возрождение института экологических водных фондов. Впервые они были созданы в 1991 году одновременно с принятием Закона «Об охране окружающей среды». В фонды направлялись все деньги за природопользование, после чего распределялись уже на развитие экологии: налоговые льготы для предприятий, создание мощностей по производству природоохранной продукции, финансирование экологических проектов. При этом фонды также осуществляли контроль за целевым использованием средств.

В дальнейшем эти структуры были упразднены, однако в Совете Федерации и в профильных ведомствах уверены: настало время их возродить.

По словам исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елены Довлатовой, наиболее заинтересованы в создании фондов сами предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.

«С одной стороны, нарастает негативное воздействие на водный объект с развитием промышленности, с другой — единственные предприятия, которые являются защитниками водных объектов, работают за счёт скудного тарифа и лишены поддержки государства», — сказала Довлатова.

Более того, сами предприятия не в состоянии строить новые очистные сооружения, а деньги, получаемые бюджетом от платы за природопользование, направляются на другие цели. В том числе из-за отсутствия контролирующего органа, в качестве которого раньше выступали экологические фонды.

Государство ежегодно распределяет два миллиарда рублей на содержание водных объектов.

«Но потратить их можно только определённым образом. Например, на расчистку русел и укрепление берегов. Но — не на строительство очистных сооружений», — отметила эксперт.

Довлатова предположила, что фонды могут пополняться двумя основными способами: сбором платы с предприятий за негативное воздействие на окружающую среду и введением акцизов на моющие средства, содержащие фосфаты.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт в ответ отметила, что тему акцизов на моющие средства надо обсуждать отдельно с научными сообществами. И предложила в следующем году провести «круглый стол» с обсуждением этого вопроса.

Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Андрей Таманцев поддержал предложенные идеи. По его словам, многое уже было сделано Правительством. «Мы поддержали предложение о создании фондов, это первоочередная задача государства с точки зрения экологии», — подчеркнул он.

«Через 5-8 лет любая экологическая ситуация может оказаться чрезвычайной»

Главный специалист Управления по информационной политике и внешним связям акционерного общества «Мосводоканал» Алексей Белов также согласился с участниками «круглого стола». «После ликвидации экологических фондов механизм, который позволял бы альтернативно финансировать природоохранные мероприятия, не создан. Если мы ещё немного подождём, то лет через 5-8 любая экологическая ситуация может оказаться чрезвычайной. Зафиксировать нецелевое использование средств в фонде намного проще», — уверен Белов.

Заместитель начальника отдела экономики природопользования Департамента экономики и финансов Минприроды России Ольга Фильченкова напомнила, что в 2014 и 2015 годах были приняты изменения в законодательство об охране окружающей среды, направленные на стимулирование предприятий и хозяйств к снижению негативного воздействия на окружающую природу. В частности, введены налоговые льготы для предприятий, действует механизм субсидирования процентных ставок для проектов по модернизации и строительству очистных сооружений.

Министерством были разработаны несколько проектов нормативно-правовых актов, из них уже одно постановление, утверждающее оплату за негативное воздействие, принято.

«В начале месяца внесён проект постановления о правилах исчисления и взимания такой платы, завершается работа над приказом Минприроды, который должен утвердить форму декларации об оплате и порядок её предоставления», — сказала Фильченкова.

По результатам «круглого стола» участники вынесли ряд рекомендаций по поправкам в законодательство об охране окружающей среды. Было предложено направить выплаты предприятий за негативное воздействие на природу на создание региональных водных экологических фондов.

Также участники «круглого стола» рекомендовали Правительству ввести обязательное экологическое страхование рисков промышленных предприятий. Деньги на внедрение страхования предлагается взять из выплат за негативное воздействие на окружающую среду.

Автор: Татьяна Томилова

Ещё материалы: Ирина Гехт

Просмотров 2724

16.12.2016 13:33