Все о пенсиях в России

17:15Участники СВО и члены их семей получат новые льготы

16:09Военным из новых регионов учтут срок службы в Донбассе для расчета пенсии

15:00Пенсии детей-инвалидов не отберут за долги родителей

В России появился госстандарт для курьеров

Доставщики еды должны уметь ориентироваться в городе

01.05.2024 00:00

Автор: Максим Артемов

В России появился госстандарт для курьеров
  © Тимур Ханов/ПГ

Наличие медкнижки, знание города, умение изъясняться с потребителями — такие требования к курьерам установили в национальном стандарте на доставку продукции общественного питания. Он вступает в силу 1 мая и носит рекомендательный характер. До этого никакого стандарта для курьеров не существовало. «Парламентская газета» разбиралась, что предписывает новый документ.

Доставят в упаковке, но не факт, что вовремя

В новом национальном стандарте указано, что кафе и рестораны могут самостоятельно определять ассортимент блюд и изделий, которые они будут доставлять. Главное, чтобы при транспортировке сохранялись технологические характеристики продукции, заявленные в документах.

Курьеры могут доставлять блюда, напитки, кулинарные, кондитерские и хлебобулочные изделия, полуфабрикаты, которые потребитель выберет из меню или по индивидуальному заказу. Продукция для доставки должна соответствовать техническим регламентам, документам по стандартизации и технологическим документам исполнителей услуг общественного питания.

В ГОСТе отмечено, что продукция из кафе и ресторанов может включать и доготовку. Например, разогрев, смешивание отдельных компонентов, заправка соусами и другие варианты. Указывается, что некоторые продукты целесообразно доставлять в виде ингредиентов, а потребитель сам смешает их перед употреблением.

Кроме того, в стандарте установили требования и к форматам доставки. Там выделили собственную доставку силами общепита, доставку через операторов услуг и онлайн-платформы. Возможен как контактный способ доставки, так и бесконтактный, через продуктоматы.

Для доставки можно использовать многоразовую упаковку: термобоксы, термопакеты, термосы, термосумки и прочее. Потребительская упаковка должна быть в виде картонных или пластиковых контейнеров, туб, бутылок с плотно закрывающимися крышками.

Есть в ГОСТе и пункт о времени доставки. Там указано, что сроки, указанные на сайте или в мобильном приложении общепита, — ориентировочные. А фактические могут быть меньше или больше по причинам, не зависящим от курьера: пробки на дорогах, пик заказов, погодные условия и прочее. При таких обстоятельствах доставщиков и сами заведения не будут признавать нарушившими сроки доставки.

Среди новых требований к курьерам — наличие медицинской книжки, а среди необходимых навыков — умение ориентироваться в городе, наличие способности коммуникации с потребителями.

Росстандарт утвердил ГОСТы на доставку товаров и готовой еды еще в декабре. Тогда же руководитель ведомства Антон Шалаев отметил, что причинами разработки документа стала крайне высокая популярность курьерской доставки при отсутствии единых требований к такой услуге.

Перед Новым годом глава Роскачества Максим Протасов заявил, что рынок доставки еды в России вырос более чем на 20 процентов за последние 2,5 года. Кроме того, появляются новые формы и способы доставки. Он добавил, что такой ГОСТ поможет более грамотно и качественно обслуживать потребителей вне заведений.

Касперская рассказала, при каких условиях заблокируют смартфоны россиян

Услуги курьеров подорожают

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ сказал «Парламентской газете», что если работодатели исполнят ГОСТ, то цены на доставку вырастут. «То, что курьер должен иметь медицинскую книжку, — это от лукавого. Это означало бы, что резко повысится стоимость таких услуг. Потому что кто за все это заплатит в конечном счете? Будут расходы на получение медицинских книжек, которые обычно просто покупают за деньги. Их оплатит потребитель. И это создаст преграды при нынешнем дефиците работников», — считает он.

Шелищ заявил, что ему трудно понять, зачем вообще курьерам медкнижка, поскольку вряд ли они будут перевозить неправильно упакованные продукты. И этой рекомендации вряд ли последуют и работодатели: «Зачем выпускать стандарты, которые заведомо не будут исполняться, а главное - в чем смысл?»

Кроме того, Шелищ усомнился и в требовании уметь общаться с потребителями. Он назвал это благим пожеланием, но уверен, что кадровые службы вряд ли станут проверять доставщиков на коммуникабельность. Однако работодатель может наказать или вовсе уволить курьера, если на него поступят жалобы.