Парковочный «бизнес» собираются «покошмарить»

Депутаты выяснили, что штрафы выписывают не уполномоченные на это лица

Парковочный «бизнес» собираются «покошмарить»   ФОТО: Юрий Инякин

Тарифы за платную парковку выросли на 133 московских улицах, а с 26 декабря зоны платных парковок появятся ещё на 206 улицах в 47 районах столицы. Как московские власти собираются администрировать новое детище, не вступая в конфликт с законом?

Кто выписывает штрафы москвичам

С начала 2016 года ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» собрало с водителей 2,9 миллиарда рублей. Однако законность взимания штрафов с нарушителей правил парковки находится под вопросом.

– ГКУ «АМПП» не является органом исполнительной власти и не имеет права выносить постановления о наложении штрафа, – пояснил «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. – Кроме того, эта организация нарушает Федеральный закон «О защите персональных данных», пользуясь доступом к базе с информацией о владельцах автомобилей. 

Подтверждением этого служит определение Верховного суда, прокуратуры Москвы и заключение Института государства и права РАН. По запросу депутата в МВД также подтвердили, что АМПП незаконно получило доступ к базе данных ГИБДД, соглашение ведомства с правительством Москвы распространялось только на Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ).

– После Нового года мы проведём «круглый стол» с участием депутатов из городов-миллионников, я буду ставить вопрос перед фракцией «Единая Россия» о том, что необходимо пойти на такую непопулярную меру, как отмена эвакуации из-под запрещающих знаков, потому что это порождает самую настоящую преступность, – пообещал Вячеслав Лысаков. Принудительная эвакуация, по его словам, не что иное, как средство шантажа и давления на водителей, а запрещающие знаки вместе с зонами платной парковки появляются даже там, где в принципе не может быть проблем с парковкой и пробками, – в спальных районах, тупиковых улицах и промзонах. Эвакуация машины, считает депутат, возможна только в том случае, если водитель нарушил ПДД и припаркованная машина мешает движению транспорта и пешеходов.

Право собирать с водителей деньги за парковку и эвакуацию должно быть только у государственных и муниципальных структур.

Член Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Олег Нилов считает, что порядок в парковочно-эвакуаторной системе может навести только федеральный закон с общими правилами для всех субъектов. Депутат напомнил, что его законопроект «О парковании», который находится на рассмотрении в Госдуме, как раз регламентирует все эти процедуры. «Право собирать с водителей деньги за парковку и эвакуацию должно быть только у государственных и муниципальных структур, но ни в коем случае у частных фирм, которые вместо наведения порядка занимаются извлечением прибыли», – уверен Олег Нилов.

Для питерцев закон суров. Но он – закон

В том, что с платными парковками в столице (с точки зрения закона) что-то не так, убеждает опыт петербуржцев.

Уже больше года в центре города, рядом с Невским проспектом, действует пилотная зона платной парковки. Мест для стоянки почти три тысячи. Стоимость 60 рублей в час, но она не окупает даже своё содержание.

Согласно отчёту главы питерского комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергея Харлашкина, за первые десять месяцев этого года платные парковки принесли всего 80 миллионов рублей. И он признал, что это очень немного. Ведь в прошлом сентябре думали, что соберут 450 миллионов за год. 

Заполняемость платных машиномест составила около 35 процентов – чуть больше трети. А если вычесть долю машин, владельцы которых имеют серьёзные льготы по оплате, а то и вообще могут пользоваться стоянкой бесплатно, то окажется, что лишь 28 процентов мест приносили деньги в бюджет города.

Выход, по мнению чиновников, один – расширять зону платной парковки, чтобы пешком было не добраться.

В Смольном видят причину таких низких показателей в малых размерах зоны парковки. Мол, от её центра до края метров семьсот и большинство водителей оставляют автомобили на соседних улицах, а затем идут к месту назначения пешком, благо недалеко. В итоге и соседние кварталы забиты стоящим транспортом, и с деньгами недобор. Так что выход, по мнению чиновников, один – расширять зону платной парковки, чтобы пешком было не добраться. Уже составлен перечень из почти пятисот улиц, где собираются взимать деньги за стоянку, – это Центральный, Адмиралтейский и Петроградский районы. А после чемпионата мира по футболу к ним добавится и Васильевский остров.

Впрочем, специалисты указывают на другую причину низких доходов от платной парковки, которую в Смольном предпочитают не афишировать. Те, кто ставит машину и не платит за это, ничем не рискуют. Им даже не нужно закрывать номера бумажками или придумывать другие ухищрения – штраф им всё равно не придёт. При этом автомбиль-паркон исправно ездит и фиксирует все номера незаконно стоящего транспорта. Эту информацию передают в КРТИ, там выписывают проекты штрафов, но на этом всё. Ведь о том, кому принадлежат машины-нарушители, знают лишь в ГИБДД, а они эту информацию никому передать не могут: защита персональных данных. Речь-то идёт не только об именах-фамилиях, но и об адресе, и о прочих охраняемых законом сведениях. Так что штрафов за неоплаченную парковку в этом году Петербург выписал на 200 миллионов рублей, а получить их не смог.

Решить вопрос с нарушителями могли бы поправки в закон о персональных данных, позволяющие одним государственным органам запрашивать и получать такую информацию в других государственных органах. Но это путь долгий и сложный. Альтернатива – соглашение Смольного и МВД о предоставлении сведений о нарушителях правил парковки. Но тут тоже что-то не клеится: такой документ власти Петербурга надеялись подписать ещё к концу прошлого года, теперь надеются управиться к концу нынешнего.

А пока за стоянку в пилотной зоне платят только те, кто не в курсе, что можно и не платить. Правда, и их немало: вон 80 миллионов рублей в бюджет всё-таки накидали. 

«Правовая культура людей растёт, они готовы платить, хотя это и не обязательно, – считает член комиссии петербургского Заксобрания по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Андрей Анохин. – Потому что условия для парковки в пилотной зоне более-менее созданы. Но вообще я уверен, что сначала нужно создавать условия, чтобы люди могли приехать в центр из спальных районов и поставить там машину, чтобы не было монополии стоянок с завышенными ценами – и только после этого власти могут заниматься фискальными мерами».