Кому мешают московские маршрутки?

В пресс-центре «ПГ» эксперты разбирались, что происходит с наземным транспортом в столице

Московские маршрутки, работавшие в городе больше двадцати лет, постепенно уходят в историю: 15 августа власти столицы отменили все частные маршрутные такси. В Департаменте транспорта заявляют, что с линий исчезли только те маршрутки, которые дублируют путь автобусов.

Правда, общественный транспорт чаще ходить не стал, да и по скорости он значительно уступает частникам: горожане жалуются, что теперь до дома и метро добираются намного дольше, а переполненные автобусы и вовсе мотивируют их отказаться от общественного транспорта в пользу личного автомобиля. Результаты транспортной реформы в Москве обсудили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».

Аргументы «за»

Нововведение затронуло полтора миллиона человек — именно столько граждан ежедневно пользовались маршрутками в Москве. Власти отменили свыше 370 рейсов маршрутных такси. Теперь пассажиров по этим маршрутам перевозят городские автобусы или коммерческие перевозчики, работающие в городе по госконтракту.

По словам заместителя мэра Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, реформа эта направлена прежде всего на совершенствование пассажирских перевозок, на то, чтобы вывести их на мировой уровень. «А маршрутки вы уже нигде не увидите — там это пережиток прошлого, которому и в Москве пришла пора остаться в прошлом», — объяснял Ликсутов прессе.

Теперь весь наземный транспорт столицы стал работать по единым правилам: маршрутки, где оплатить проезд можно было только наличными, заменены на коммерческие автобусы, в которых принимаются к оплате все билеты единого городского тарифного меню — карты «Тройка», «Единый», «90 минут», а льготники могут ездить бесплатно по социальной карте москвича. Горожане к нововведению отнеслись по-разному: некоторые создают петиции с просьбой вернуть маршрутку в конкретном районе, другие стараются избегать автобусов, а третьи и вовсе не заметили изменений.

«Меня лично  эта реформа не коснулась, — сказал член Общественной палаты РФ, лидер Движения «Стоп Хам» Дмитрий Чугунов. — Я езжу на метро и электричке, используя карту «Тройка» сроком действия на год, получается очень выгодно. Однако уход маршруток я поддерживаю — жалоб на низкое качество перевозок у частников всегда было очень много, маршрутки попадали в ДТП, а их водители зачастую не соблюдали скоростной режим».

Не согласиться с этим трудно: шумахеры за рулём маршруток не только превышали скорость, но и часто брали большое число стоячих пассажиров в неприспособленные для этого маршрутные такси. Таким образом, даже при небольшом ДТП люди рисковали получить серьёзные травмы. Сейчас этого, конечно, не будет — автобусы отвечают всем требованиям безопасности, имеют большую вместительность, оборудованы кондиционером и видеокамерами. Наконец, именно Москве сейчас принадлежит самый молодой автобусный парк в Европе. Коммерческие перевозчики, работающие по государственным контрактам, вывели на маршруты две тысячи новых автобусов. Теперь средний возраст этого пассажирского транспортного средства в столице не превышает четырёх лет. 

Аргументы «против»

Правда, на остановках «по требованию» автобусы не останавливаются. По словам депутата столичного Совета депутатов муниципального округа Таганский Ильи Свиридова, люди больше всего жалуются на то, что время поездки до метро и до дома выросло. В Департаменте транспорта пообещали, что выведут осенью 340 дополнительных автобусов на маршруты в Москве. Возможно, где-то они и появились, но на многих после исчезновения маршруток образовался «вакуум», а общественный транспорт продолжает ходить с приличными интервалами.

Чиновники говорили об увеличении количества рейсов на 10 процентов. Однако после полной ликвидации маршруток, которые ходили чаще общественного транспорта, эта мера не кажется спасительной. Теперь на остановках, как правило, скапливается большое число граждан, которые с ужасом ждут, что, когда похолодает, ситуация будет намного хуже. «Решение об отмене маршруток не согласовывалось ни с жителями, ни с местными депутатами, — говорит Свиридов. — Считаю, что это недопустимо, люди должны принимать участие в обсуждении этих вопросов, этой темой должны заниматься на местах». Кроме того, депутат отмечает, что закрытие частников ударило и по малому бизнесу: к продавцам, лишившимся работы в недавно снесённых ларьках — «объектах самостроя», теперь добавятся и десять тысяч экс-водителей маршруток. 

С ним согласен и президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Фёдоров, который считает, что, прежде чем полностью убирать маршрутки, необходимо было дать гражданам привыкнуть к новому порядку, пустив параллельно на дорогу к привычным частникам и новые  автобусы. Кроме того, огромным минусом новой кампании городских властей стала её полная неожиданность для граждан. «Людей никто не предупредил, это стало для них плохим сюрпризом, — комментирует общественник. — Более того, из-за фактической монополизации перевозок я опасаюсь, что цены на проезд могут вырасти», — предупреждает Фёдоров.

Впрочем, рост цен уже произошёл, правда, не на объектах общественного транспорта, а у так называемых бомбил, которые теперь с большим энтузиазмом поджидают москвичей у выходов из метро в спальных районах. Прождав автобус в течение получаса на дожде или ветре, многие соглашаются на услуги таких горе-таксистов.  «Необходимо вернуть маршрутки в самые оживлённые районы, туда, где нет альтернатив, — считает председатель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов России» Владимир Соколов. — Сейчас транспортная система столицы на 80 процентов опирается на метрополитен. Но нужно понимать: в случае аварии в метро, которые происходят с определённой периодичностью, граждане просто не смогут доехать до дома». Действительно, в городе прекрасно реализуются глобальные проекты по строительству новых станций метрополитена, запуcкается новый вид скоростного наземного транспорта — Малое кольцо Московской железной дороги (МКЖД), но вот «точечные» проблемы пока решаются не так успешно. «Понятно, что МКЖД не станет альтернативой маршруткам, — заключает Дмитрий Чугунов. — Потому что и до метрополитена, и до Московской железной дороги надо ещё добраться. Но нужно понимать, что если сегодня сбудется мечта Департамента транспорта  и 10 процентов водителей пересядут на автобусы и метро, общественный транспорт просто загнётся», — считает он. 

Что делать гражданам? Аналитики уверены, что уже к зиме ситуация с маршрутками в столице устаканится, скорее всего, появится больше автобусов, да и москвичи привыкнут к новому порядку. Ну а своё отношение к концепции развития транспорта в столице и другим инициативам властей эксперты предлагают горожанам выразить на выборах.


Просмотров 3227

09.09.2016

Популярно в соцсетях