День знаний наступил. Что дальше?

Парламентарии рассказали «Парламентской газете», как улучшить систему образования

К 1 сентября недавно назначенная министр образования и науки Ольга Васильева сделала несколько заявлений, позволивших представить, как может измениться жизнь педагогов, студентов и школьников. Насколько эффективными окажутся выписанные «рецепты»?

ЕГЭ усовершенствуют «поступательно»

По словам Ольги Васильевой, в наступающем году тестовой части не будет в едином госэкзамене по физике, химии и биологии. Что касается ГИА, то здесь впервые появится устная часть по русскому языку и литературе. При этом кардинальных изменений и едином госэкзамене можно не опасаться: совершенствовать его будут поступательно, тщательно анализируя существующую практику, пообещала министр. Основная тенденция такого улучшения уже обозначилась — это постепенное внедрение устной части и отказ от тестов. Изменится и подготовка к экзамену. «Я категорически против того, чтобы в школах шло натаскивание к ЕГЭ в послеурочное время», — сказала Ольга Васильева.

Что касается подготовки к госэкзамену со всевозможными репетиторами и консультантами, то, по словам министра, «просто подготовить ребёнка к ЕГЭ без прохождения всей программы невозможно». «Натаскиваний здесь быть не может — это абсолютно другой жанр, — сказала Ольга Васильева. — Допустим, выполняя тестовую часть, школьник угадал ответы. Но он придёт в вуз, где впереди первая зимняя сессия. И к вузу нужно быть именно подготовленным, а не натасканным. Подготовленный же к вузу ребёнок сможет спокойно ответить на задания ЕГЭ».

Парламентарии не раз говорили, что уделять внимание стоит не только содержанию единого госэкзамена, но и форме его проведения. По мнению члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Андрея Соболева, ЕГЭ нуждается в том, чтобы его сделали «более очеловеченным». «Процедуру сдачи единого госэкзамена надо смягчить, — сказал сенатор «Парламентской газете». — Школьники должны относиться к ЕГЭ не как к экзекуции, а как к обыкновенному техническому процессу, который не вызывает никаких эмоциональных потрясений». Излишняя подозрительность и щепетильность  при его проведении на пользу делу здесь не идёт, считает Андрей Соболев.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов предложил вообще отказаться на время от каких-либо изменений в едином госэкзамене. «ЕГЭ меняется радикально и каждый год. В результате школьники просто не успевают приспособиться к постоянно обновляющимся правилам, и было бы разумным ввести мораторий на любые изменение сроком на 4-5 лет, дать всем успокоиться», — сказал депутат. Кроме того, по его мнению, ЕГЭ вообще стоит оставить только для тех, кто поступает в вузы. «Выпускники, которые после школы идут в армию или техникум, сдавать его, по идее, не должны, — считает он. — Школа должна заниматься обучением, воспитанием, передавать опыт, передавать знания, формировать личность. И я очень рад, что новый министр образования эти фразы произнесла».

Как подойти к физкультуре и трудовой деятельности творчески

Возможно, в будущем учителя получат больше свободы в совершенствовании школьных программ и организации внеурочной работы с детьми. Сейчас, например, педагоги многих сельских школ жалуются на то, что  нет возможности создавать производственные бригады из учеников. «Общественно-полезный труд в школах должен быть, — уверена Ольга Васильева. — Без трудолюбия, без навыков трудиться ежечасно, ежеминутно в дальнейшем нашим детям будет сложно обойтись. Мы будем всячески поддерживать создание производственных бригад в школах, способствовать агропромышленной деятельности школьников».

По словам Ольги Васильевой, специальной федеральной программы, регламентирующей этот процесс, в России нет. Однако сейчас разрабатываются методические рекомендации по общественно полезной трудовой деятельности учеников, со следующего года они постепенно будут вводиться в школах. «Но так как этот вопрос волнует многие сельские регионы, ничто не мешает начать создание производственных бригад в каждой отдельной школе. Школы могут начать делать это самостоятельно, а мы будем им помогать», — пообещала глава Минобрнауки.

Больше творчества министр предложила продемонстрировать и в проведении третьего урока физкультуры, внесённого в расписание школьников. «Третий час физкультуры не лишний, можно сделать этот урок в виде ритмики или заменить спортивными танцами под музыку», — предложила она. На пользу ученикам, по её мнению, пойдёт и урок доброты, который пройдёт в школах в октябре. «Детей нужно учить доброте. Мне очень жалко, что слово «сострадание» из нашего языка уходит», — сказала она.

Впрочем, решиться на подобные шаги самостоятельно школам будет непросто, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов. «Есть федеральные образовательные стандарты, и все предметы, которые проводятся не в их рамках, лишаются бюджетного финансирования. Так что мне не очень понятно, как школы могут просто взять и провести на уроке физкультуры урок танцев, пусть даже спортивных, или ритмики», — пояснил депутат.

Престиж учителя в дополнительной защите не нуждается

Остро в последнее время стоит и вопрос о повышении престижа профессии «учитель». Дело дошло до того, что некоторые педагоги предлагают разработать отдельный закон о защите профессиональной чести и достоинства учителей. Но, судя по словам министра, на это они могут не рассчитывать. Все необходимые правовые нормы уже содержатся в Конституции и в законе об образовании, пояснила Ольга Васильева.

«Настоящий учитель, учитель с большой буквы не нуждается в дополнительной правовой защите, — сказала она. — Однако нам нужно изменить отношение общества к служению учителя».

По словам Ольги Васильевой, в первую очередь для этого необходимо уйти от представления, что учителя «оказывают услуги». «В области образования не может быть услуг. Мы не оказываем услуги, мы обучаем и воспитываем будущее поколение страны. И нам не нужны дополнительные меры защиты», — пояснила Ольга Васильева.

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова предложила больше внимания уделять тому, какой образ учителя создаётся литературой, СМИ, кинематографом. «Я могу судить по себе: по первому образованию я 36 лет проработала учителем в школе, — сказала сенатор. — И для меня во многом основанием для выбора этой профессии послужили литературные произведения, которые формировали образ учителя. Могу назвать как минимум три произведения, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Это «Фотография, на которой меня нет» Виктора Астафьева, «Работа над ошибками» Юрия Полякова и «Уроки французского» Валентина Распутина». По словам Людмилы Кононовой, в настоящее время и в кинематографе, и в СМИ образ педагога дискредитируется.

«Кроме того, в школах уже сейчас можно было формировать педагогические классы, в рамках которых будут проводиться специальные лекции, тренинги, беседы, лекции, — сказала сенатор. — Я училась в школе, где проходили дни самоуправления, когда учителя в какие-то дни менялись местами с учениками, мы проводили уроки, а они «учились». И это тоже произвело на меня огромное впечатление, тоже повлияло на выбор моей профессии».


Просмотров 1546

01.09.2016

Популярно в соцсетях