Выплаты по ОСАГО придётся получать по новым правилам

И многим участникам рынка новшества очень не нравятся

Этим летом система ОСАГО претерпела значительные изменения. Уже с 1 сентября вернувшимся из отпусков автолюбителям придётся привыкать к новым правилам взаимодействия со страховыми компаниями. При этом большинство экспертов оценивают нововведения достаточно негативно.

Легко не будет?

Согласно документу, с 1 сентября установленные тарифы на ОСАГО не могут изменяться чаще, чем раз в год. «И это едва ли не единственная норма закона, которая защищает интересы автовладельцев», — признал в разговоре с корреспондентом «Парламентской газеты» руководитель автономной некоммерческой организации по защите прав страхователей «За справедливые выплаты» Александр Коваль.

Намного более скептически эксперты относятся к положениям, якобы призванным защитить страховой бизнес от мошенников. Так, закон обязал автовладельцев предоставлять автомобиль на осмотр в назначенные страховой компанией время и место для оценки ущерба. При этом их лишили права организовывать независимую техническую экспертизу самостоятельно, если машина предварительно не была предоставлена на осмотр, утверждённый страховщиком. Если же водитель всё-таки на это пошёл, то результат такой экспертизы не будет принят для определения размера ущерба. Эта часть документа вступит в силу с 1 января следующего года. Как поясняют представители страховых компаний, добропорядочным автовладельцам такая поправка к закону ничем не грозит, зато всевозможные злоумышленники и «криминальные автоюристы» наживаться на автостраховщиках больше не смогут. Дело в том, что в настоящее время они нередко направляют в компании требования о возмещении убытка уже тогда, когда автомобиль уже был отремонтирован, то есть когда оценить реальный ущерб в ходе ДТП уже невозможно. И требуют при этом необоснованно больших сумм. Как сказали в пресс-службе информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», только за прошлый год «криминальные автоюристы» вывели с рынка, по разным оценкам, от 10 до 18 миллиардов рублей.

«При этом все мы понимаем: независимая техническая экспертиза одна. Но только если в неё обращаются страховые компании, то это теперь будет обозначать, что процесс гарантированно пройдёт без обмана. Все же автовладельцы априори считаются жуликами», — отметил Александр Коваль. Кроме того, ждать проведения самой экспертизы автовладельцам, возможно, придётся дольше, страховщику может понадобиться время, чтобы согласовать саму процедуру.

С 2017 года вступит в силу и та часть законопроекта, которая регламентирует правила приобретения электронных полисов. Впредь страховые компании не смогут отказать ни одному желающему их купить. Кроме того, страховщик должен будет наладить бесперебойную круглосуточную работу своего сайта, где этот документ можно будет приобрести. Способствовать беспроблемной продаже страховых полисов, по идее, должна и уже внедряемая система «Единый агент РСА», позволяющая страховым компаниям, имеющим филиалы в регионах, продавать полиса ОСАГО в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков — членов РСА. «Но дело ведь не только в том, чтобы полис купить, — подчеркнула Александр Коваль. — Людям важно при этом ещё иметь уверенность в том, что в случае ДТП убытки будут страховой компанией возмещены. Но этой уверенности у них как не было, так и нет: при урегулировании убытков они вынуждены обращаться в свою страховую компанию».

У страховых компаний ещё немало предложений

Намного больше рисков несут предложения страховых компаний, которые только будут вынесены на рассмотрение законотворцев, подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. «В частности, страховщики предлагают увеличить стоимость полиса ОСАГО для всех нарушителей правил дорожного движения. Но это неправильно. Я сам не раз озвучивал схожие предложения, но касаться такая мера должна далеко не всех, а лишь злостных нарушителей, чьи действия могли повлечь угрозу для жизни и здоровья людей», — пояснил депутат «Парламентской газете».

По мнению парламентария, в том случае, если стоимость полисов ОСАГО резко возрастёт лишь для злостных нарушителей, общество отнесётся к этому с понимаем. «Тем самым мы освободим наши дороги от потенциальных виновников аварий: кому-то станет невыгодно ездить вообще, кто-то будет водить машину более аккуратно», — пояснил парламентарий.

Не меньше опасений, по словам Вячеслава Лысакова, вызывает и предложение страховых компаний впредь оплачивать только ремонт машин, а не выплачивать деньги по ущербу. «При этом нигде не упоминается, кто должен отвечать за сроки проведения и качество такого ремонта, — сказал депутат. — В результате люди могут столкнуться с риском, что машины у них будут забирать на длительный срок, и месяцами ими никто не будет заниматься».


Просмотров 2872

29.08.2016

Популярно в соцсетях