Все о пенсиях в России

00:00Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Культура в законе

Одни деятели культуры настаивают, чтобы власть не вмешивалась, другие — чтобы поддерживала и развивала

19.07.2016 16:21

Культура в законе
Фото из архива

Речь о том, что в России давно пора менять культурное законодательство, идёт давно. Страна уже другая, а основной закон о культуре датирован аж 1992 годом и, конечно, безнадёжно устарел. Куда двигаться - не понятно. С одной стороны, можно пойти по пути западных стран, где учреждения культуры и творческие работники существуют сами по себе, а культура - это своеобразный бизнес, который должен приносить доход. С другой — в нашей стране без помощи и поддержки государства культура никогда не существовала, потому просто так взять и отстраниться от неё власть не может - она берёт культуру под крыло, как может её финансирует, а значит, и отвечает.

Культура, ты чья?

Одни деятели культуры настаивают на том, чтобы власть им давала спокойно работать и не вмешивалась, другие хотят, чтобы, наоборот, поддерживала и развивала. Примирить два лагеря как раз и призван новый закон о культуре, который прописывает поддержку творческих работников, обеспечение их возможностью работать и доносить результаты до граждан, а также возможность этих граждан пользоваться культурными благами. Последнее сегодня удаётся с трудом. Если в крупных регионах и городах россияне могут выбирать, в какой театр им пойти, на какую выставку заглянуть, то в отдалённых уголках это нереально. Кстати, известный феномен очереди на выставку Серова во многом появился именно благодаря множеству приезжих, рванувших в столицу на крупнейшую ретроспективу полотен великого живописца - народ оголодал по искусству.

О культуре в России говорят много, ратуют за её подъём и сокрушаются по поводу мизерного финансирования. Хотя за последний год оно немного и возросло. В 2015 году «культурный бюджет» составлял 89,3 миллиарда рублей, а в 2016 - 94,3 миллиарда. Из этих денег надо поддерживать все области культуры. А потому государство во многом рассчитывает на частников - меценатов. Именно для них был в ноябре 2014 года принят закон о меценатской деятельности, гарантирующий благотворителям налоговые льготы и преференции.

Тогда же, осенью 2014 года, и появилась последняя редакция нового законопроекта «О культуре в РФ». Его смысл заключается не только в том, чтобы привести к единому знаменателю различные культурные нормы, раскиданные сегодня по более чем сотне законов, но, главное, обеспечить учреждениям культуры функционирование на всей территории страны, а гражданам - равный к ним доступ.

Получается, что основной вопрос, на который так или иначе должен ответить новый закон, - это сама модель обеспечения культурной деятельности, распределение ресурсов и полномочий. Согласно документу, к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в сфере культуры относится проведение единой государственной культурной политики. Законопроект обязывает формировать эту политику на уровне федерального центра и реализовывать её на местах.

Кроме того, авторы документа во главе с первым зампредом думского Комитета по культуре Еленой Драпеко дают определение «культурной деятельности», «культурным ценностям», «культурным сообществам», определяют условия функционирования творческих союзов и статус творческих работников, чего сегодня нет и в помине. Это не значит, что государство планирует зарегулировать и контролировать их деятельность, наоборот, речь идёт о праве на творческое самоопределение, культурную самобытность и возможности создавать организации культуры. То есть творческий работник становится субъектом экономической деятельности. А пока композитор, писатель, артист и любая самостоятельно действующая творческая единица должна была выбирать себе для деятельности форму, с творчеством не связанную, например, «индивидуальный предприниматель».

Прошло 16 лет, а закона всё нет

Общая история документа тянется с 1999 года, когда появился первый проект основ законодательства о культуре. Его отклонили, и летом 2011 года думский Комитет по культуре подготовил новую версию проекта закона. Единое культурное пространство страны - вот что гарантировал документ. Но на это нужны были деньги, которых в казне не оказалось. В мае 2014 года Министерство культуры предложило свой вариант закона. Однако этот документ подвергся резкой критике со стороны депутатов. Наконец в декабре прошлого года на совещании в Совете Федерации, где участвовал министр культуры РФ Владимир Мединский, было решено, что за основу всё-таки примут проект, подготовленный в Госдуме, но, конечно, доработают его с учётом предложений профильного ведомства.

О том, что закон о культуре России остро необходим, неоднократно говорила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Это позволит решать вопросы функционирования и развития сферы на основе чётких, понятных, единых для всех критериев. Ведь действующий закон был принят ещё в 1992 году, ещё до Конституции РФ», - напомнила спикер. И настаивает: документ должен быть приведён в соответствие с «Основами государственной культурной политики», которые президент утвердил в 2014 году.

Глава Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин уверен, что все главные положения основ, их идеи и принципы были учтены в законопроекте. Сегодня «культурные вопросы» так или иначе регулируют более сотни разных законов и подзаконных актов, и парламентарии надеются, что после принятия нового закона воцарится порядок. Как планируется, законопроект о культуре Госдума рассмотрит в первом чтении уже в сентябре.

Мнения профессионалов

Юрий Поляков, писатель, журналист, главный редактор «Литературной газеты»:

- Я считаю, что закон о культуре нужен. При этом есть вещи, которые как литератора меня беспокоят. Разве это нормально, что в реестре профессий Российской Федерации, где несколько тысяч позиций, писателя нет вообще!Равно как нет и разработанного статуса творческой деятельности. Сегодня Союз писателей для государства - то же самое, что и союз любителей кроликов. Но заниматься кролиководством и писать книги - занятия несколько разные. В итоге происходит страшная путаница с теми, кто достиг, например, пенсионного возраста. Говорю как непосредственный участник событий. Писатель идёт оформлять пенсию, а записи у него в трудовой нет, хотя он вступил в Союз писателей много лет назад. И вот этот писатель написал 50 книг, заплатил все налоги, а потом идёт и ещё что-то доказывает!

Я уверен, что прежде закона о культуре надо принять закон о творческой деятельности и творческих объединениях, чтобы было понятно, кто есть деятель культуры и какие он имеет права. Что же касается непосредственно документа, сегодня его прохождению, уверен, мешают идеологические столкновения между деятелями культуры, которые исповедуют государственнические взгляды, и теми, которые придерживаются либеральных. Конфликт в том, что первые считают культуру частью общегосударственной жизни, а значит, она должна быть увязана с общегосударственными задачами. Либералы же уверены, что государство обязано давать деньги на производство фильмов, издание книг, организацию выставок, но спрашивать оно при этом ничего не может. Я лично придерживаюсь середины: считаю, что возвращаться к жёсткой регламентации, которая была в советский период, не следует, но и платить деньги людям за то, что они снимают плохое кино и пишут низкопробные книги, не нужно. Ясно, что если чересчур много прав у государства, то оно может «построить» всех деятелей культуры и они будут ходить строем, но в искусстве надо ходить индивидуально. Надеюсь, будущий закон этому поспособствует.

Денис Мацуев, пианист, народный артист РФ:

- Прежде чем принимать закон о культуре, надо много думать. Прислушиваться к профессионалам, которые делают законы, и к самим деятелям культуры - не пренебрегать мнением специалистов из той или иной сферы.

Что касается моего цеха, то я бы начал не с общих правил культурной жизни, а с поднятия зарплат педагогаммузыкальных школ, училищ и консерваторий. Как может народный артист, педагог высшего учебного заведения, воспитавший не одну сотню лауреатов международных конкурсов, получать зарплату в 50 тысяч рублей? А при этом какой-нибудь стажёр в заштатном музыкальном колледже под Парижем получает в 10 раз больше! Вот об этом надо говорить и решать проблему. К сожалению, при любой возможности наши лучшие преподаватели или уезжают за границу навсегда, или едут туда на заработки, или набирают огромное количество частных учеников просто чтобы выжить.

Что касается преподавателей музыкальных школ, так это просто герои нашего времени. Если мы так бьёмся за свою культуру, так её ценим и считаем нашим достоянием, можно не унижать тех, кто поддерживает её и развивает?! Я много езжу по стране и могу ответственно заявить, что русская фортепианная школа не просто жива, а находится на той же высочайшей планке вопреки всему. Понимаю, что ситуация в экономике не самая радужная, но нельзя загонять в угол тех, кто на своих плечах держит ту самую культуру, про которую пишут законы.

Максим Никулин, генеральный директор и художественный руководитель Московского циркана Цветном бульваре:

- Мне неясно, зачем создавать новый закон, если те, что уже существуют по теме, и так не выполняются. Я лично уже давно смирился с этим и считаю, что история с законопроектом о культуре - лишняя трата времени и денег. Если говорить о той сфере, которой я непосредственно занимаюсь, то так и не понимаю, считает нашегосударство цирк частью культуры или нет? Сегодня поведение государства в отношении цирка делится на две составляющие: выгодно и невыгодно. Невыгодно, это когда явно пора деньги давать. То есть о цирке вспоминают в случае вдруг появившейся заинтересованности, сколько денег он зарабатывает и как их можно получить, а вот то, как он живёт и развивается - никого не интересует. Абсолютно уверен, что культура в стране, её развитие должны быть заботой государства. Культура - это не бизнес, она сама по себе не выживет, и все возгласы о её самоокупаемости - глупость.

Кстати, в стране работает Концепция по развитию циркового дела в России до 2020 года. Президент её подписал, а толку - ноль. Такой документ может принять любой, я вам подобных концепций за день пару десятков нарисую, но к делу все они иметь отношения не будут.

Чтобы процесс начал выравниваться, к власти должны прийти те люди, которые искренне считают, что культура для страны важна, что она - её основа.

Как проводят свой досуг россияне?

(в сумме получается более 100%, потому что респонденты имеют по нескольку приоритетов)

30% - посещают кафе, кофейни, рестораны или бары

22% - ходят в кино

17% - ходят в рестораны фастфуда

13% - ходят в салоны красоты

12% - ходят в музеи, галереи, на выставки

11% - посещают драматические театры

9% - ходят в сауну или баню

8% - ходят на концерты современной музыки

7% - посещают боулинг, ночные клубы или дискотеки

4% - ходят в цирк

2% - ходят в солярии или спа-салоны

(Исследовательский холдинг Ромир)

Почему вы не посещаете культурные мероприятия?

41% - нет времени и сил

26% - нет денег

14% - просто нет желания

7% - нет культурных мероприятий в месте проживания

12% - затрудняюсь ответить

(По данным ВЦИОМ)

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2045