Иностранные студенты не спешат в российские вузы

Почему учебные аудитории в других странах им кажутся более привлекательными

Иностранные студенты не спешат в российские  вузы

Фото Игоря Самохвалова

Система обучения иностранных студентов, в совершенстве отлаженная  во времена СССР, оказалась  полностью разрушена в 90-е годы прошлого века. Воссоздавать её пришлось практически с нуля. Какие проблемы приходится решать в настоящее время, эксперты и парламентарии обсудили в ходе «круглого стола» в Госдуме.

Методы борьбы за геополитическое влияние в мире намного разнообразней, чем кажется на первый взгляд. Один из них — обучение иностранных студентов, которые позже, вернувшись на Родину, будут, как минимум, владеть языком государства, где их обогатили высшим образованием. Как максимум, молодые специалисты перестанут воспринимать страну, выдавшую им диплом, как абсолютно чужую, и сохранят тёплые чувства к ней на протяжении всей жизни. Есть бонусы и чисто экономические: по статистике, каждый иностранный студент за время обучения оставит в стране в семь раз больше средств, чем государство, принявшее его в вуз на безвозмездной основе. О тех, кто учится за свой счёт — и говорить нечего.

Квота на обучение увеличена

«Укрепление социально-экономического и политического положения нашего государства даёт серьёзные возможности для продвижения русского языка в мире, — уверена заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко. — Повышение авторитета России должно позитивно сказаться на количестве молодых иностранцев, желающих получить высшее образование именно в России».

Усилия, направленные на привлечение иностранцев в Россию, предпринимаются уже не первый год. «Вот лишь некоторые позитивные изменения, которые признают все эксперты, — рассказала Надежда Шайденко. — Развиваются механизмы отбора абитуриентов. Мы видим, что Олимпиада «Время учиться в России» заинтересовала иностранную молодёжь. Заработал информационный портал Russian study, на котором абитуриенты подают документы на обучение в электронном виде». Правительственная квота на обучение иностранных студентов увеличена с 10 тысяч до 15 тысяч. Иностранные выпускники могут получить гражданство РФ в упрощённом порядке — такую возможность наше законодательство даёт им с 2014 года.

За последние два года количество иностранных студентов-очников в нашей стране увеличилось на 40 тысяч и достигло 182 тысяч человек, рассказал заместитель министра образования Вениамин Каганов. «Однако за иностранных студентов боремся не только мы, за них борется весь мир, — отметил он. — Германия приняла для этого специальную программу. Франция вкладывает порядка 700 миллионов евро в год на продвижение французского языка, Испания объявила о готовности ежегодно принимать порядка 200 тысяч иностранных студентов».

На развитие совместных вузов со странами СНГ Россия второй год подряд выделяет около 200 миллионов рублей. «Но эти деньги недостаточны для конкуренции с западными странами, Китаем, Южной Кореей, Японией, с их колоссальными вложениями в эту сферу. Соревноваться по деньгам мы не сможем, и глупо на это рассчитывать», — признал замминистра. Вениамин Каганов рассказал о недавней встрече с послом Боливии, который посетовал: во времена СССР, когда образование в нашей стране получал он сам, на ту стипендию, что ему платили в России, он мог без проблем прожить, сейчас же сделать это невозможно. «Мой аргумент, что российские студенты получают точно такую же стипендию, на него не подействовал, — признал замминистра. — На это мне ответили, что другие страны им предлагают программы на совсем других условиях, и ребят приходится ориентировать на них». В результате, если СССР был на втором месте (после США) по количеству иностранных студентов, то сейчас, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, Россия обучает только 2 процента от общего количества иностранных студентов. В то же время США принимают 20 процентов студентов, Великобритания — 12 процентов, Германия и Франция — 9 процентов и 8 процентов соответственно. Немало иностранных студентов обучается в Австралии (7 процентов), Канаде (4 процента) и Японии (4 процента). 

Гости жалуются на условия в общежитиях

Решать проблему эксперты предлагают внушительным разнообразием методов. В том числе — внедрением русского языка в базовые программы школ за рубежом и значительным повышением стипендий иностранным учащимся. «В первую очередь поддерживать стипендиями нужно граждан из малообеспеченных и при этом сильно удалённых стран, — заявил заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Дмитрий Гужеля. — Это Куба, Никарагуа, Венесуэла. Сюда же можно отнести и значительное количество стран Африки. Многие из этих ребят — выходцы из малообеспеченных семей, и собственное государство их также в должной степени не может обеспечить. Однако повышенную стипендию я бы предложил учредить не для всех, а только для лучших учащихся». По словам эксперта, сейчас всё упирается в позицию Минфина: в стране нет денег. «Тогда, быть может, стоит подумать о перераспределении части квот? — предложил Дмитрий Гужеля. — Возможно, их количество стоит сократить, и за этот счёт повысить стипендии? Может быть, лучше меньше, да лучше?»

Проблемой, по словам чиновника, стали и те условия, в которых иностранцам приходится жить в нашей стране. «От иностранных послов периодически приходят сообщения на плачевные условия проживания в общежитиях, — признал Дмитрий Гужеля. — Жалуются на отсутствие окон в комнатах, матрасов, белья». В связи с этим в ближайшем будущем Россотрудничество совместно с Минобнауки проведёт мониторинг готовности российских университетов к приёму иностранных граждан. Те вузы, которые испытание не пройдут, будут наказаны, к примеру, лишением части квот.

«Мы вступили в третью фазу нашего отношения к обучению иностранных граждан в РФ, — рассказала проректор по международной академической мобильности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова. — Первая фаза была закончена, когда распался СССР. В то время мы потеряли систему, в которой иностранному гражданину предлагалось и качественное образование, и приличные условия проживания, и достойные стипендии, и медицинские страховки». В 90-е годы Россия потеряла ведущие позиции и «даже на каком-то этапе в стране перестали выдаваться правительственные квоты на иностранных студентов». «За последние 20 лет мы нарастили свои возможности, — признала Лариса Ефремова. — Однако нам не хватает более чёткой государственной позиции. Власти необходимо самой для себя ответить на несколько принципиальных вопросов. Чему мы хотим обучать иностранных студентов? Граждан каких стран мы хотим видеть в наших вузах чаще всего — стран Латинской Америки, СНГ, Африки, Азии или Европы? Чего мы вообще хотим от процесса обучения иностранцев в нашей стране? Подготовка интернациональных кадров — это содействие международному развитию или мы преследуем какие-то другие цели?» По мнению эксперта, только после того как мы определимся с целеполаганием, будут понятны и механизмы поиска, отбора, и то, как именно с иностранцами стоит работать.


Просмотров 2071

25.03.2016

Популярно в соцсетях