МЧС предлагает госмонополию на спасение под землёй

Недавняя трагедия на шахте «Северная» заставила вновь пересмотреть организацию аварийно-спасательных служб

МЧС предлагает госмонополию на спасение под землёй

Горноспасатели в шахте Северная. Фото: РИАН

С 2004 года на шахтах страны произошло 10 крупных аварий, которые унесли 402 человеческие жизни. По итогам каждой трагедии предпринимались административные и законодательные шаги, которые должны были не допустить её повторения. Однако вновь и вновь вопросы обеспечения безопасности в горнодобывающей отрасли и проблемы правового сопровождения этой деятельности становятся повесткой дня в Совете Федерации.

Сегодня группировка сил военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ) МЧС России составляет 4090 человек и обслуживает 1040 опасных производственных объектов, в том числе более 200 подземных. За последние пять лет силы ВГСЧ ликвидировали 159 аварий, выполнили более двух тысяч вылетов для оказания медпомощи травмированным шахтёрам.

Тем не менее, по словам первого зампреда Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александра Чекалина, печальная статистика человеческих жертв в результате аварий на шахтах требует дальнейшего развития системы горноспасательного обслуживания.

К частным подразделениям спасателей немало претензий

Статс-секретарь — заместитель министра МЧС Владимир Артамонов анонсировал в Совете Федерации ведомственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Несмотря на положительную динамику сокращения аварийности и травматизма в горнодобывающей промышленности, полностью исключить возникновение опасных ситуаций не удаётся, признал замминистра. По его словам, важнейшее значение имеет гарантированная и постоянная готовность профессиональных горноспасательных служб, способных в кратчайшие сроки приступить к спасению попавших под завал работников и ликвидации последствий.

Однако сегодня происходит последовательная ликвидация базовых подразделений государственной горноспасательной службы и создание на их основе частных организаций спасателей. При этом качественный и количественный параметры таких формирований подстраиваются под финансирование, устраивающее предприятие-заказчик.

Кроме того, отсутствие законодательных оснований не позволяет установить обязательные нормативные требования к профессиональным горноспасательным службам, а ранее действующие отраслевые стандарты отменены. Частные подразделения при наборе сотрудников подходят к этому вопросу зачастую формально.

- Объективная и естественная цель горнодобывающих предприятий и частного учредителя горноспасательного формирования имеет исключительно финансовую природу и направлена на минимизацию затрат, — пояснил замглавы МЧС. — Такие учредители не заинтересованы в развитии спасательных подразделений, обеспечении их новейшим специальным оборудованием, что приводит к падению эффективности.

Законопроект, разработанный в МЧС, предусматривает закрепление исключительных полномочий Правительства по созданию профессиональных горноспасательных служб и определению для них государственных квалификационных требований. Координацию и контроль в проведении аттестаций горных спасателей планируется возложить на МЧС.

Антимонопольщики против

Проект поддержало большинство федеральных органов исполнительной власти, включая Ростехнадзор, Минэнерго, Минприроды и Роснедра. В то же время Минпромторг и антимонопольная служба встали на сторону частных аварийно-спасательных формирований. В представленных ведомствами предложениях предлагается легализовать деятельность частных спасателей и сохранить полномочия по их аттестации за отраслевыми министерствами.

Логика действий ФАС продиктована желанием создать эффективную конкуренцию в данной сфере. Противятся предложению МЧС и отдельные предприятия горнодобывающей промышленности. К примеру, обслуживание горнорудных подразделений компании «Норильский Никель» ведут частная и собственная профессиональные аварийные горноспасательные службы.

Как рассказали в компании, существующая система их вполне устраивает. В силу географических и климатических условий находящегося за полярным кругом Норильского промышленного района, который не имеет сухопутного сообщения с остальной частью России, оперативное прибытие в Норильск мобильного формирования МЧС из базового центра не может быть гарантированно. Особенно в зимний период, длящийся девять месяцев. Поэтому наличие полноценных базовых горноспасательных подразделений, расположенных непосредственно у обслуживаемых объектов, является приоритетным условием для «Норникеля».

Между тем в МЧС уверены, что разрозненность сил и отсутствие общего стержня не позволят эффективно решать сложные задачи. На ликвидации последствий аварий на шахтах «Распадская», «Юбилейная», «Ульяновская» были одновременно задействованы от 20 до 86 отделений горноспасателей — более полутысячи специалистов. Формирование данных резервов вне рамок единой системы практически невозможно, считает замглавы МЧС Владимир Артамонов.

- В большинстве стран с развитой горнодобывающей промышленностью конкуренция в данных вопросах исключена, — подчеркнул он.

За госмонополию на обеспечение безопасности труда шахтёров выступают и отраслевые профсоюзы.

- Речь идёт даже не о деньгах, которые пытаются сэкономить предприятия на защите своих работников от аварий, а о профессионализме, преемственности и техническом вооружении спасателей, которое у МЧС лучше, — пояснил председатель российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. — Например, у ведомства есть самолёты, которые могут перебросить спасателей в любую точку страны и мира.


Просмотров 1905

18.03.2016

Популярно в соцсетях