Меньше теории, больше коммуникации: как изменится преподавание русского

Концепция преподавания родного языка и литературы направлена в кабмин

Меньше теории, больше коммуникации: как изменится преподавание русского

Фото Геннадия Михеева

К первому сентября появится новое учебное пособие по русскому и литературе. Проект Концепции преподавания этих предметов, который в течение полутора лет разрабатывала рабочая группа во главе с Председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, поступил в Правительство. Но у экспертов и чиновников из регионов есть замечания к Концепции. Многие считают: прежде чем разрабатывать новый учебник, надо навести порядок в системе образования и подготовки педагогических кадров.

Концепцию начали разрабатывать в 2015 году, в Год литературы. Работа проводилась по аналогии с разработкой концепции учебников истории, новая линейка которых уже поступила в российские школы. Кстати, учебник литературы будет хронологически согласован с учебником истории. По словам Сергея Нарышкина, рабочая группа, созданная при Национальном оргкомитете Года литературы, сопоставила различные мнения, педагогические и научные подходы, взяла за основу опыт разработки концепций преподавания в школе истории и математики. Спикер Госдумы подчеркнул, что новые учебники станут не «шпаргалкой для учителей», а долгосрочным ориентиром для продвижения русского языка и литературы в мире. После того как Концепцию одобрит Правительство, будут запущены линейки учебников с 5-го по 9-й класс.

В учебниках русского языка появится раздел «Развитие речи», и обучение будет сориентировано не на теорию, как сейчас, а на реальную коммуникацию. Разработчики концепции отмечают, что русский язык стал многофункциональным, появились новые сферы его употребления, например социальные сети. Так что речевые навыки должны формироваться не только исходя из классической литературы, но и на основе живого общения. Заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк сообщила, что Концепция предполагает увеличение доли практических занятий, направленных на «бытовое владение языком». «Сейчас очень много времени уделяется изучению правил, теории, а надо усилить роль практического владения языком, как письменного, так и устного, — считает замминистра. — Это повлияет также и на совершенствование методик преподавания русского языка, будут изменены программы подготовки повышения квалификации учителей». Безусловно, Концепция повлияет и на содержание образовательных стандартов. Разработчики Концепции решили не увеличивать количество часов, выделенных на изучение русского языка.

В ходе обсуждения в Общественной палате в декабре прошлого года филологи раскритиковали Концепцию. Звучали мнения, что документ может уничтожить филологическое образование. Основная претензия состоит в том, что русский язык в Концепции рассматривается утилитарно — по аналогии с иностранными языками. Получается, если ученик не собирается стать филологом, то он не обязан углублённо изучать русский язык, достаточно научиться коммуникативным навыкам. Это не будет способствовать повышению уровня культуры речи, который в России и так ниже среднего.

Между тем другие эксперты не видят повода для паники. Методика преподавания русского языка профессора Александра Горшкова как раз заключается в том, что язык дан для общения и не стоит при его изучении слишком углубляться в теорию. По словам доцента кафедры русского языка и стилистики Литературного института им. А.М. Горького Юрия Папяна, детей надо учить получать и впитывать информацию. «Сейчас в первом классе школьников начинают учить фонетике, транскрибировать слова. Их мучают диктантами. Это тоже нужно, но самое главное — обучить их навыкам общения, чтобы они видели, насколько хорошо выражена мысль в том или ином тексте, — говорит Папян. — А транскрибирование, разбор слов, диктанты отбивают у детей желание любить русский язык вообще. Им кажется, что русский язык спрятан в орфографии и пунктуации. Но язык — это, прежде всего, средство общения». Самая главная задача, по словам Папяна, — учить детей понимать содержание текста, выявлять и анализировать мысль.

В регионах беспокоятся за национальное образование

Против концепции в её сегодняшней редакции выступают депутаты Татарстана и Якутии. Их недовольство вызвали пункты о преподавании в национальных республиках и школах. В концепции говорится о необходимости преподавания основных предметов во всех школах на русском языке. Но в России более 4 тысяч школ дают образование на национальных языках. Замминистра образования Республики Татарстан Ильдар Мухаметов считает, что преподавание основных предметов во всех школах на государственном языке, русском, сведёт на нет этнокультурное и национальное образование. Депутат Госсовета Татарстана Ильшат Аминов вообще назвал проект «концепцией по уничтожению национального образования России». Депутаты написали обращение Председателю Госдумы с просьбой пересмотреть содержание документа в части национального образование.

Такое же письмо направил в Госдуму депутат Госсовета Якутии Иван Шамаев. Он считает, что Концепция нарушает федеральные законы об образовании, о языках и противоречит Стратегии нацполитики, так как направлена на искоренение национальных школ. Вместе с тем парламентарий уверен, что учить детей русскому языку нужно с самого раннего возраста.

Телегу поставили впереди лошади

Обсуждая Концепцию преподавания русского языка и литературы, нужно понимать, кто её будет реализовывать. На этот аспект обратил внимание первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов: «Во-первых, уничтожена большая часть педагогических вузов — и это сознательная политика Министерства образования. Во-вторых, в федеральных государственных образовательных стандартах остался минимум часов на русский язык». В старших классах один час в неделю отводится на русский, а министр образования предлагает с 5-го класса изучать второй иностранный язык в обязательном порядке. «Идёт планомерное наступление на учителей русского языка, на количество часов обучения русскому и литературе, — сказал Владимир Бурматов «Парламентской газете». — Я был бы готов всерьёз обсуждать Концепцию, если бы понимал, что этот документ реально будет кому и для кого реализовывать. А сейчас я вынужден развести руками и сказать, что Министерство образования в очередной раз ставит телегу впереди лошади».

По словам Бурматова, прежде чем обсуждать Концепцию, нужно ввести мораторий на закрытие и реорганизацию педагогических вузов и увеличить количество часов на русский язык в старших классах, потому что эта просьба звучит на каждой встрече с учителями и родителями школьников.

Директор петербургской гимназии № 56 Майя Пильдес считает, что не стоит увеличивать число часов на русский язык и литературу — от этого школьники не станут учиться лучше. «Вопрос не в том, сколько часов даётся, а как эти часы используются, — считает Майя Борисовна, — и каков уровень преподавателей: сами они грамотные люди? Это тоже серьёзный общенациональный вопрос, так как учителя даже в конкурсных материалах делают ошибки». Директор гимназии уверена, что содержание преподавания русского языка и литературы в школах должно быть единым для всех российских школ. «Это одно из условий сохранения идентичности народа, поэтому все учителя так ждут утверждения Концепции», — сказала она.


Просмотров 1917

09.03.2016

Популярно в соцсетях