Доктор Рошаль обвинил Минфин в экономии на здоровье россиян

Врачи, правозащитники и депутаты возмущены попыткой сократить расходы на здравоохранение в условиях кризиса

Доктор Рошаль обвинил Минфин в экономии на здоровье россиян

Фото Вячеслава Красноперова

Финансирование отечественной системы здравоохранения значительно ниже, чем в западных странах. Тем не менее, Министерство финансов предложило урезать в антикризисном плане расходы на эту сферу в три с лишним раза - с 46 до 13 миллиардов рублей. Врачи и парламентарии на пресс-конференции в Москве высказались категорически против.

Сомнительные «рецепты» чиновников

«В нашей стране на здравоохранение и так выделяется 3,6-3,7 процента ВВП, — рассказал президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. — Этого не выдержала бы ни одна страна старой Европы. Там на эти нужды тратится 10-12 процентов ВВП». Пока что отечественным медикам, несмотря на такой дисбаланс, удаётся творить чудо: снижается детская и материнская смертность, положительная динамика наметилась в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но дальше «раскачивать лодку» не стоит. «Как при таком общем недофинансировании здравоохранения могут звучать предложения о дальнейшем сокращении количества больничных коек, расширении перечня платных медуслуг?» — недоумевает Леонид Рошаль. По его словам, дело дошло до того, что отдельные ведомства, по сути, не исполняют указы Президента. «Глава государства даёт прямое указание увеличить зарплаты врачам, но Минфин не выделяет на это ни копейки. В результате региональные органы власти вынуждены проводить оптимизацию и повышать зарплату, сокращая количество медиков и распределяя высвободившиеся средства между оставшимися сотрудниками», — пояснил Рошаль.

Не заметить происходящих катаклизмов пациенты не могут. «Да, с точки зрения цифр мы кризис проходим неплохо, — сказал президент Общероссийской общественной организации инвалидов, больных рассеянным склерозом, Ян Власов - Но если заглянуть в региональные лечебные учреждения, можно увидеть очень неприятные факты, вплоть до того, что пациентам приходится ложиться в больницу со своей зелёнкой». По словам эксперта, закупка лекарственных препаратов лечебными учреждениями в субъектах Федерации остаётся на крайне низком уровне, количество коек в больницах ощутимо сократилось, уменьшилось количество врачей. «Врачи уходят из государственных медучреждений, — подчеркнул Ян Власов. — Обратите внимание на разницу в зарплатах обычного доктора и главного врача. У молодого специалиста она может быть 18 тысяч рублей, у руководителя больницы или поликлиники — 500-800 тысяч рублей! О какой сбалансированности бюджета в данном случае можно говорить, если этот процесс не регулируется?»

Вопросы у экспертов есть и к списку жизненно-важных лекарств (ЖНВЛП). «Много говорится о том, что список ЖНВЛП постоянно расширяется, но он ещё и постоянно стареет. В него включены препараты 10-20-летней давности. Инновационные средства туда не входят. И тот же Минфин не даёт их туда включать, так как на это нет денег», — сказал Ян Власов.

По словам председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи Гузели Улумбековой, финансирование системы здравоохранения по сравнению с 2014 годом в сопоставимых ценах — с учётом инфляции и девальвации рубля — снизилось на 15 процентов. «Мы тратим в полтора раза меньше средств на душу населения из государственных источников, чем новые страны ЕС (ранее входившие в соцлагерь — прим. ред.). По государственным программам населению выдаётся в четыре с лишним раза меньше лекарств, чем в новых странах ЕС », — отметила она.

Что делать?

Задача максимум — сделать систему здравоохранения как можно более сбалансированной и пациентоориентированной. Задача минимум — перестать перекладывать на регионы те задачи, которые они априори не в состоянии решить. «Наша система здравоохранения сильно ориентирована на бюджеты субъектов Федерации, — рассказала руководитель Высшей школы организации и управления Лариса Попова. - Программа развития здравоохранения практически на 80 процентов ориентирована на деньги, поступающие из регионов. И это при том, что только пять субъектов Федерации в нашей стране не являются дотационными!».

Эксперты советуют отказаться от идеи дальнейшего сокращения расходов на здравоохранение. «При дальнейшем снижении финансирования невозможно обеспечить реализацию тех задач, которые стоят перед здравоохранением. Невозможно оптимизировать бюджет до бесконечности! Нам на протяжении последних пяти лет говорят: «Давайте оптимизируем, давайте что-нибудь сократим». Совершенно очевидно: в нашей системе давно уже нечего сокращать», — подчеркнул заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Дорофеев. — Нам нужны новые учреждения, новые технологии — только тогда можно говорить об эффективности системы.  В рамках национального проекта «Здоровье» и программы по модернизации здравоохранения было сделано много. Но это лишь 20-25 процентов от того, что нужно было сделать!».


Просмотров 2128

04.03.2016

Популярно в соцсетях