Все о пенсиях в России

вчераНекоторым россиянам начислят январскую пенсию досрочно

два дня назадПутин: С 1 января страховые пенсии по старости проиндексируют на 7,6%

два дня назадПутин: Социальные пенсии вырастут с 1 апреля

Фальшивый Санта и фейковый выигрыш: как не дать себя обмануть в Новый год

В предпраздничные дни активность мошенников возрастает

14:00  Автор: Николай Козин

Фальшивый Санта и фейковый выигрыш: как не дать себя обмануть в Новый год
  © Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Новый год — время не только приятных хлопот, но и разгула мошенников. Злоумышленники пользуются тем, что внимание людей рассеяно, а голова занята насущными проблемами, так что обмануть их становится намного легче. О том, с какими нечестными схемами можно столкнуться в преддверии зимних праздников и как их избежать, рассказывает «Парламентская газета».

Когда хочется чуда

Праздничная суета может послужить отличным фоном для разного рода нечестных схем и махинаций, отмечают эксперты.

«Предновогодние и новогодние дни — это время, когда люди становятся особенно уязвимыми для мошенников, — подчеркивает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. — Во‑первых, мы все немного отвлечены, голова занята праздниками, внимание рассеивается. Во‑вторых, именно в декабре начинаются распродажи, скидки и высокий сезон. Мы чаще заказываем подарки — резко растет число онлайн платежей и переводов. В‑третьих, играет роль эмоциональный фон — ведь это главный праздник, и всем хочется верить в чудо. Все это снижает критичность мышления, чем и пользуются мошенники. В этот период они активизируются, прекрасно понимая, что люди готовы тратить деньги и будут менее внимательными».

Прежде всего, по словам парламентария, речь идет о классических формах телефонного и интернет-мошенничества. Это фишинг (фиктивные веб-страницы, замаскированные под официальные ресурсы) и вишинг (звонки «от имени банка» или госструктур), рассылки с ложными ссылками и приложениями, взлом аккаунтов в мессенджерах с последующим обращением к родственникам и друзьям, а также поддельные сервисы доставки. Могут использоваться и технологии дипфейков, позволяющие имитировать голоса и лица.

«В группе риска находятся прежде всего пожилые люди, которые склонны доверять звонкам и официальному тону, а также дети и подростки, уязвимые к игровым манипуляциям. Но в целом рискуют все пользователи, особенно те, кто действует в состоянии спешки или стресса, — напоминает Анатолий Выборный. — Доверчивость и невнимательность — это перманентные качества человеческой натуры. Поэтому для решения проблемы нужно учитывать ее комплексный характер — сочетание высокой активности преступников, низкого уровня цифровой грамотности граждан и необходимости быть на шаг впереди в области законодательных механизмов для превентивной защиты».

По словам депутата, в предновогодний период особенно важно относиться настороженно к любым неожиданным сообщениям о блокировках счетов, проблемах с доставкой, выигрышах или необходимости срочно подтвердить операцию.

В Минкультуры предупредили о риске покупки билетов на поддельных сайтах

© freepik.com

Мошенника заблокирует ИИ

За минувший год, подчеркивает депутат, государство приняло целый ряд важных мер для защиты граждан от мошенников. Это и маркировка звонков, и «период охлаждения» перед оформлением кредитов и займов, и возможность их полного «самозапрета», и ограничение максимального числа выдаваемых сим-карт в одни руки. Однако механизмам защиты все еще есть куда развиваться.

«Основное направление — от реагирования на совершенные преступления к их предотвращению на этапе подготовки и совершения. Борьба с мошенничеством требует перехода к скоординированным действиям и созданию системы, где правоохранительные органы моментально обмениваются информацией с другими ведомствами. Яркий пример такой интеграции — база цифровых следов, сформированная совместно Генеральной прокуратурой, Росфинмониторингом, МВД и Банком России. В ней уже содержатся сведения о более чем 6 млн телефонных номеров, реквизитов и интернет-ресурсов, используемых в преступной деятельности. Это позволяет оперативно блокировать финансовые потоки и каналы связи злоумышленников», — подчеркивает Анатолий Выборный.

В числе перспективных инициатив, находящихся на стадии обсуждения, по словам собеседника издания, можно выделить расширение механизмов «антидроппинга» на все финансовые потоки, включая электронные кошельки, для создания единой межведомственной платформы превентивной блокировки подозрительных счетов. А также механизм «Запрета перевода» — когда банк автоматически получает информацию о мошенническом звонке от оператора связи и может блокировать транзакцию, пока клиент не подтвердит ее лично.

«С учетом законодательных нововведений вектор сместится в область правоприменения. Перспектива заключается в широком внедрении технологий для выявления шаблонов мошенничества, прогнозирования (например, с помощью ИИ) угроз и автоматической блокировки подозрительных звонков и сообщений в реальном времени, — заключает Анатолий Выборный. — Мой прогноз — будущее за самозащищающейся цифровой средой. Мы движемся к тому, что безопасность будут обеспечивать специальные программы, которые автоматически блокируют угрозы и не оставят мошенникам шансов».

Контрафакт на праздничном столе

Впрочем, обманывать граждан могут не только по телефону и через интернет. Так, всегда существует риск столкнуться с некачественными новогодними товарами и услугами. Так, например, в ноябре 2024 года, по данным МВД, сразу несколько россиян столкнулись с мошенниками, продававшими поддельную красную икру на фоне традиционного предпраздничного ажиотажа. Только установленный ущерб составил 900 тысяч рублей — именно в такую сумму доверчивым покупателям обошлись почти 200 килограмм фальсификата.

© Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

«В целом, в случае с покупкой продуктов можно столкнуться с двумя видами мошенничества: контрафактом и фальсификатом, — поясняет председатель Союза потребителей Российской Федерации (СПРФ) Алексей Койтов. — Контрафакт — это когда тот или иной товар выдается за продукцию некоего известного бренда, хотя на самом деле к нему не относится. Однако установить факт такой подделки, как правило, довольно сложно: для этого нужно обратиться в официальное представительство бренда и дождаться от них ответа».

С фальсификатом — откровенной подделкой — тоже не все просто. По словам Алексея Койтова, чтобы потребовать с продавца компенсацию за поддельный товар (например, все ту же икру), нужно предоставить в суд результаты экспертизы, которую покупатель должен оплатить за свой счет.

«Самый надежный способ не стать жертвой мошенников здесь — покупать только продукцию проверенных производителей, — подчеркивает эксперт. — И обязательно обращать внимание, например, на наличие маркировки, если она положена по закону».

Депутат Милонов заявил, что в России не будут запрещать «Иронию судьбы»

Дед Мороз с претензиями

Еще одна потенциально опасная сфера — заказ аниматоров на дом. В этом году, по данным «Коммерсанта», гонорары «наемных» Дедов Морозов и Снегурочек выросли в среднем до 15 тысяч рублей за 20-минутное выступление. Однако риск получить за эти деньги некачественную услугу по-прежнему высок.

«Прежде всего стоит смотреть, у кого вы, собственно, заказываете выступление, — советует Алексей Койтов. — Дело в том, что этот рынок у нас традиционно находится в серой зоне: исполнителей, как правило, ищут на различных онлайн-площадках, а сами они не имеют легального статуса: ни ИП, ни даже, зачастую, самозанятости. Поэтому и претензии к ним в случае нарушения обговоренных условий предъявить бывает довольно трудно».

Второй шаг — подробно обсудить, какую именно услугу вам обещают предоставить: продолжительность, сценарий, какие будут герои и костюмы. Лучше всего это делать в переписке, которую потом следует сохранить — например, в виде скриншотов. А само выступление приглашенных артистов заснять на видео: так вы получите и приятные воспоминания, и, если что-то пойдет не так — доказательство того, что услуга была оказана некачественно: например, вместо заявленных 20 минут выступление длилось пять.

© Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

«Наконец, лучше избегать полной предоплаты, — советует Алексей Койтов. — Максимум — половина суммы, чтобы часть денег в случае, если выступление оказалось неудачным и не соответствовало вашим ожиданиям, осталась у вас. Если же предоплата внесена полностью, следует составить претензию в письменной форме, где подробно изложить, что именно вас не устроило и на какую компенсацию вы рассчитываете. Если же и это не сработало — нужно отправляться в суд».

Читайте также:

• Елке в Доме Союзов — 90: добрые традиции и немного искусственного интеллекта