Из агрегаторов — в СМИ

Новостные поисковики предложено наказывать за распространение недостоверных сведений

Из агрегаторов — в СМИ  

В Государственную Думу внесён законопроект, согласно которому интернет-ресурсы, которые посещают более миллиона человек в сутки (новостные агрегаторы), должны будут проверять достоверность распространяемой информации и нести за неё ответственность, в том числе во внесудебном порядке. В списке компаний, подпадающих под действие законопроекта, — «Яндекс», «ВКонтакте», Mail.ru, Facebook, Twitter… Документ уже вызвал неоднозначную реакцию общества, которое расценило его как очередную попытку цензурирования информации.

Бросок через агрегатор

Поправки к Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодексу об административных правонарушениях РФ были внесены в Госдуму ещё в среду, 24 февраля, но в тот день законопроект никто не заметил, и шумиха в СМИ поднялась на следующий день. Документ предполагает создание Роскомнадзором реестра новостных агрегаторов, ограничения для владельцев порталов — граждан других государств (их уставной капитал не может быть более 20 процентов). Те, кто распространит «недостоверную общественно-значимую информацию» или использует агрегатор «в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для распространения порнографии и материалов, содержащих нецензурную брань» ждёт наказание от 400 тысяч рублей для граждан, до 5 миллионов для юридических лиц. Причём сделать это можно будет во внесудебном порядке, уточняется в  законопроекте.

«Каким-то лихим броском, конечно, решать такие темы вряд ли было бы правильно», — отреагировал на законопроект пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.

Не поняли разработчиков и в Минкомсвязи, причём не поняли, не прочитав законопроект. «Мы его не видели, — заявил Интерфаксу замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. — Но эта идея нам не нравится. Мы считаем, что если довести её до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?»

Новые законы не нужны

Законопроект коллег, приравнивающий поисковые интернет-системы к СМИ, по мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрея Туманова избыточен.

«Уже много было таких попыток, и блоггеров приравнивали к СМИ, — пояснил в комментарии «Парламентской газете» законодатель. — Вряд ли это может быть сделано, поскольку слишком большая разница в формах работы СМИ и интернет-ресурсов. Самый лучший контроль — это самоконтроль, а он основывается на действующих законах. Как минимум надо законы просто соблюдать и всё. Сейчас начнут говорить: это борьба с терроризмом, борьба с порнографией. Нынешние законы позволяют со всем этим бороться. У нас же почему-то считают, что если какие-то законы плохо работают — давайте мы напринимаем новых. Но они также могут оказаться неработающими».

«Сегодня усилиями отдельных представителей власти делается всё для того, чтобы любая система, где появляется та или иная информация, становилась СМИ, — убеждён главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. — Наверное, в этой ситуации всё-таки есть политическая подоплеёа. На мой взгляд, конечно же, поисковые системы —  это никакие не средства массовой информации. Таким же образом можно меню в ресторане определить как СМИ — там ведь меняются цены постоянно, и это может стать логическим продолжением дискуссии о курсе доллара, например.

Абсолютно неправильно из совершенно не «смишных» структур делать СМИ. Ведь агрегаторы просто выставляют ту или иную информацию, которую мы делаем. Они — технология! Давайте тогда приравняем все гаджеты к СМИ. Я считаю — нельзя доводить дело до абсурда!»

С Гусевым соглашается и секретарь Союза журналистов России, председатель Комитета по защите свободы слова и прав журналистов Павел Гутионтов. По его мнению, эта мера не улучшит работу агрегаторов, не повысит престиж СМИ.

«Мне кажется, всё называть средствами массовой информации не очень продуктивно. Всё-таки это не их функции агрегаторов, не их миссия. И права им нужны иные, и ответственность поисковиков должна быть иная. Думаю, эти идеи рождаются не от достаточно хорошего знания того, как функционируют средства массовой информации, зачем они нужны и в чём они нуждаются», — сказал Гутионтов в комментарии «Парламентской газете».

Слово за экспертами

С долей осторожности отнеслись к предложению законодателей представители целевой аудитории законопроекта.

«Стоит отметить, что посещаемость агрегаторов в разы больше, чем у отдельного взятого СМИ, то есть это мощный инструмент воздействия, поэтому вполне логично, что государство занялось регулированием данного вопроса, — сказала «Парламентской газете» директор по работе со СМИ новостного агрегатора СМИ2 Анна Иванова. — Возможно, не совсем логично приравнивать агрегатор именно к СМИ, так как мы не производим контент, а его распространяем, то есть это иная часть медиарынка и нужен какой-то другой закон, но в самом регулировании мы никакой проблемы не видим».

Вопрос требует проработки и по мысли пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, поскольку «существуют разные точки зрения, причём весьма аргументированные».

Один из разработчиков законопроекта, член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Казаков убеждён, что вопрос контроля агрегаторов важный и актуальный.

«У нас есть экспертный совет при Комитете, и мы обязательно посоветуемся со специалистами отрасли. Если будут даны какие-то предложения, которые не противоречат духу закона, но которые облегчат его применение для агрегатора, то мы с удовольствием это поддержим», — сообщил он по телефону «Парламентской газете». Обсудить законопроект с привлечением широкого круга экспертов мы предложили Алексею Казакову в пресс-центре «Парламентской газеты».

Компания «Яндекс» в своем блоге прокомментировала законопроект:

«Требования, предъявляемые к владельцам новостных агрегаторов в законопроекте, выглядят чрезмерными, а также не соответствуют фактическим возможностям владельцев новостных агрегаторов и поэтому невыполнимы», — говорится в сообщении.

Новостные агрегаторы «ограничены в возможности проверять достоверность и законность новостных материалов, созданных третьими лицами», так как агрегатор в автоматическом режиме проверяет большое количество материалов, отмечают в компании.

Там отметили, что в представленной редакции документ игнорирует сущность, задачи и особенности работы новостных агрегаторов, чем ставит их в более жесткие условия, чем сами СМИ. «В этой ситуации сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет», — сообщают в компании.


Просмотров 3610

25.02.2016

Популярно в соцсетях