Андрей Клишас: Церковь существует вне времени и границ, и государство должно это учитывать
Отношения государства и Церкви складываются сегодня вполне гармонично, и главное — удержаться от взаимных соблазнов вторгаться в компетенцию друг друга. На вопросы корреспондента «Парламентской газеты» ответил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Он выступил одним из сопредседателей секции «Церковь, государство, общество, межрелигиозное взаимодействие», которая прошла в Совете Федерации в рамках Рождественских парламентских встреч.
— Андрей Александрович, на секции вы отметили, что понятие светского государства — это регулирование тех сфер общественных отношений, которые традиционно регулировала в прошлом Церковь. А в какой из сфер таких отношений Церковь может или, возможно, должна брать на себя регулирование процессов в стране в какой-то из сфер?
— Ни в каких. Церковь — институт гражданского общества и может воздействовать только своим моральным авторитетом во всех сферах общественных отношений. Регулирование же этих отношений — функция государства.
— В прошлом году, выступая в Госдуме, патриарх Кирилл сделал ряд предложений по изменению законодательства. На ваш взгляд, возможно ли участие Церкви в законодательном процессе?
— Оно возможно только через формирование общественного мнения и общественного запроса на те или иные поправки в законодательство. Но субъектом законодательной инициативы Церковь выступать не может.
— Как считаете, что-то должно сегодня меняться в отношениях Церкви и государства?
— Сегодня эти отношения складываются вполне гармонично. Задача состоит в том, чтобы удержаться от взаимных соблазнов вторгаться в компетенцию друг друга. Церковь существует вне времени и государственных границ, и это определяет особенности существования её в современном мире. Государство всегда должно это учитывать.