Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Какой учитель нужен школе?

Депутаты и педагоги считают, что в первую очередь — открытый и чуткий

12.11.2015 17:43

Профессиональный стандарт учителя внедрят в 2017 году. Помимо прочего, документ требует, чтобы все учителя имели высшее профессиональное образование. Но эксперты убеждены: потерять выпускников педагогических колледжей нельзя ни в коем случае. Какой должна быть система подготовки учителей для современной школы, обсудили депутаты и представители отрасли в пресс-центре «Парламентской газеты».

Систему набора в педвузы надо модернизировать

Отличительной чертой выпускников педагогических колледжей всегда была практико-ориентированность, напомнила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. «Поэтому потерять таких педагогов школа не должна. Другое дело, что для удовлетворения требований профстандарта нужно, чтобы такие педагоги имели возможность продолжить своё образование в заочной или дистанционной форме», — уверена депутат. Правда, при таком подходе некоторые педагоги, особенно старшего возраста, могут столкнуться с трудностями. «Не все хотят переучиваться, к тому же не во всех уголках страны есть технические возможности для получения дистанционного образования, — обозначил проблему председатель межрегионального клуба молодых педагогов Ассоциации лучших школ, победитель всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2013» Олег Фёдоров. — К тому же актуальна и проблема старения педагогического коллектива. К примеру, в моей школе средний возраст учителя русского языка и математики — 58 лет».

Но не всё так плохо: только в столичных вузах конкурс на педагогические специальности вырос в полтора раза по сравнению с прошлым годом. То есть на самом деле недостатка в кадрах нет, но есть вопросы к качеству подготовки этих специалистов. «Систему набора в педагогические вузы нужно модернизировать, а само обучение сделать более практико-ориентированным. К тому же студенты педвузов могли бы проходить практику уже после первого курса», — предлагает Ирина Мануйлова. Парламентарий считает, что зачислять в вузы нужно только тех абитуриентов, которые действительно хотят стать учителями, а не просто рассчитывают получить «корочку». Впрочем, выявить истинные намерения поступающего вряд ли получится, соглашаются эксперты.

Оставаясь наставником, стать другом для школьников

Современная школа меняется очень быстро, сегодня образовательные учреждения превратились в «школы полного дня», отмечает Олег Фёдоров. То есть теперь после занятий дети не спешат домой, а занимаются на курсах дополнительного образования и посещают спортивные секции в школе. И потому пребывание детей в учреждении нужно сделать максимально интересным. Тем более что сейчас у учителя есть для этого все возможности, в том числе информационные и технологические. «Чаще всего школьник устаёт от неорганизованности процесса. Поэтому важно выстроить образовательный процесс так, чтобы время, проведённое в школе, было полезным и интересным», — призывает депутат Ирина Мануйлова.

Тут, правда, очень важно и то, каким образом учитель преподаёт свой предмет. Специалисты сходятся на том, что самое эффективное обучение получается там, где учитель сумел привить детям любовь к той или иной науке. «Но профессионализм педагога и интересный подход к обучению у школьников всё же стоит на втором месте. Согласно соцопросам, важнее всего для учащихся личные качества учителя», — напомнила парламентарий. Так что современная школа ждёт прежде всего открытого и доброго педагога, который, оставаясь наставником, станет для школьников другом.

Помочь ребёнку обрести самого себя

При всём этом учитель не должен замыкаться лишь в рамках своего предмета, выразила мнение директор МАОУ «Лицей №17» г. Химки Московской области, заслуженный работник образования Московской области, лауреат премии губернатора Московской области Лидия Куманяева. «Педагоги должны быть социально активными, чтобы помочь детям войти в общество. При этом учиться такой специалист должен не только на курсах повышения квалификации, но и внутри коллектива», — полагает она. А учиться всегда есть чему: помимо обязательных курсов повышения квалификации раз в три года и обмена опытом с коллегами, педагоги могли бы получать дополнительное образование, например начальное медицинское. «Это было бы очень полезно, особенно в сёлах», — подчёркивает Ирина Мануйлова. Также учителей важно максимально освободить от того большого количества бумаг, которые они вынуждены заполнять, — это даст им дополнительное время для общения со школьниками. «Ведь самое главное, чтобы у подростка был рядом социально значимый взрослый человек, который не пытается его сломать, а помогает обрести самого себя», — подытожила Лидия Куманяева.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6730