Павел Качкаев: Если наложить трёхгодичный мораторий на тарифы, мы останемся без света, воды и тепла

Депутат пообщался с читателями «Парламентской газеты»

03.07.2015 16:04

Заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев в прямом эфире ответил на вопросы читателей «Парламентской газеты».

Ралина Хакимуллина: Здравствуйте, Павел Рюрикович! Меня, да и не только меня, очень сильно волнует вопрос по оплате коммунальных платежей: за лифт; содержание лифта; содержание (санитарная очистка) помещений и земельного участка, входящих в состав МОП; управление жилым фондом; капитальный ремонт жилых зданий; вывоз мусора; ТР и ТО общего имущества в МКД — почему за все это содержание и ремонт жилого помещения берут с квадратного метра моей собственной квартиры? Почему всех людей хотят приравнять? Я не отказываюсь платить, но платить я хочу только за себя и членов моей семьи. А то, что принадлежит всему дому, должно делиться поровну всем прописанным жильцам.

- Норма по общему имуществу давно существует в Жилищном кодексе, она менялась, и если идут изменения в Жилищный кодекс, то принцип оплаты за содержание общего имущества не меняется, это статья 36, 37, 38 и 39. Вообще у нас общее имущество — это общая долевая собственность. И оплата или содержание общего имущества распределяется по закону так: чем больше у тебя квартира, чем больше у тебя от данного дома жилой площади в собственности, тем больше тебе принадлежит на правах общей долевой собственности — это и крыша, и подъезд, и коммуникации. Чем больше квартира, тем больше ты платишь за содержание общего имущества. Что касается твердо-бытовых отходов, в этом году в весеннюю сессию был принят Закон об отходах производства и потребления, это ФЗ №5, теперь твердо-бытовые отходы вынесены из состава жилых услуг и переведены в состав коммунальных услуг. Стоимость оплаты за коммунальные услуги будет рассчитываться по тарифам, которые будут регулироваться ФСТ. А по общему имуществу, ещё раз повторю: чем больше квартира, тем больше ты платишь пропорционально той площади, которой ты пользуешься на правах собственника.

Валентина Григорьевна, Московская область: Павел Рюрикович, вы знаете, что проблема жилищно-коммунального хозяйства и баснословно дорогие услуги по энергетике — это одна из самых важных в стране проблем, беда в том, что даже те управляющие компании, которые успешно справляются и прошли лицензирование, они, к сожалению, не думают о сохранении нашего жилищного фонда и о ремонте жилых домов, а больше интересуются собственной прибылью. Эффективно ли вернуться, как это начал делать в Москве Собянин, к МУПам, которые были, или пусть не к МУПам, а каким-то другим, но которые были бы под полным контролем государства? И что-то надо делать с тарифами, баснословные тарифы население не может вынести на своих плечах?

- Никто сегодня не запрещает создавать государственные муниципальные управляющие компании. Эта норма, которая запрещала создавать и передавать многоквартирные дома в управление муниципальным компаниям, которые не имеют частного капитала, в прошлом году была изъята из условий предоставления субсидий по 185 ФЗ. Это было сделано в 2008 году, когда существовало 13 основных условий получения средств из Фонда содействия реформирования ЖКХ, и обязательным условием было, чтобы управляющая компания и муниципальная ресурсно-снабжающая организация имели частный капитал. Сегодня мы это положение изъяли, поскольку структура содержания жилого фонда в стране изменилась.

У нас практически чуть больше 11 с половиной тысяч управляющих компаний, которые получили лицензию на управление многоквартирными домами, они частные, там государственного капитала очень мало. Но правила получения лицензии и правила содержания управления многоквартирными домами одинаковы для всех — что для частных компаний, что для государственных или муниципальных компаний. Сегодня в Минстрое большое внимнаие уделяют вопросу об управлении многоквартирными домами с большим процентом износа. То есть это не те дома, которые попадают под снос как аварийные или под реконструкцию как ветхие, а те дома, которые на этой грани находятся, которые  частные управляющие компании берут в управление неохотно. Сегодня Минстрой занимается решением этой проблемы, и я думаю, в недалеком будущем какое-то решение ведомством будет найдено.

Что касается тарифов. С прошлого года заработал специальный Закон по ограничению роста коммунальных платежей. Совокупный платеж граждан за коммунальные услуги, то есть за свет, электроэнергию, тепло, воду, — он ограничивается индексом, который устанавливает Федеральная служба по тарифам РФ в разрезе каждого региона. В прошлом году по решению Владимира Владимировича Путина было принято решение, что это будет инфляция минус 30 процентов. То есть средний рост совокупного коммунального платежа  за прошлый год составил 4,2-4,5 процента.

На этот год Федеральная служба по тарифам установила средний рост тарифов по стране в 8,2-8,5 процента. Это соответствует уровню инфляции. Делать тариф этот ниже, значит, и без того тяжелую финансовую ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве усугублять. Я могу сказать, что последние три года у нас отрасль водоснабжения работает с убытками, причем убытки растут с каждым годом. По 2014 году эти убытки уже превысили 20 миллиардов рублей. Поэтому рост должен быть обоснованным, а на мой взгляд, обоснование — это уровень инфляции.

Другое дело, что для того, чтобы мы не допускали обнищания граждан и увеличения совокупных расходов семьи, нужно, чтобы наши пенсии и наши заработные платы тоже росли, хотя бы на уровень инфляции. Вот если эта пропорция будет выдержана, то ничего страшного не произойдет, и это позволит как-то держать ЖКХ на плаву. Можно, конечно, как некоторые заявляют, наложить мораторий на три года на тарифную политику и на коммунальные платежи, но через три года мы тогда можем вообще остаться без воды, без света и без тепла.

- Павел Рюрикович, вы упомянули, что управляющие компании неохотно работают со старым жильем. У нас половина России живет в старом фонде, в старых домах с обветшалыми коммуникациями. Что делать людям?

- Я бы не сказал, что половина России живет в старых домах. Я немного эту проблему знаю. У нас самый пик обветшания жилого фонда пришёлся где-то на 2005-2007 годы. Если в 90-м году у нас аварийный фонд составлял 1,8 процента от общего объёма жилого фонда, то ветхий был примерно в два раза больше, то есть 38 миллионов квадратных метров. А вот к 2005-2007 годам эта цифра достигла 99 миллионов. То есть, показатель вырос почти в три раза из-за того, что мы не делали капитальные ремонты. Вот с 2008 года, когда заработал 185 ФЗ и когда начали сначала за счет фонда реформировать ЖКХ и делать капитальные ремонты, ситуация стабилизировалась.

На сегодня у нас, по статистическим данным, хотя эта цифра тоже неточная, так как эти данные собираются из разных источников, аварийный фонд составляет 91 миллион квадратных метров, из них должны пойти под снос 22,4 миллиона квадратных метров. Из них 11,4 миллиона квадратных метров мы сносим по программе до 2017 года, и после 2017-го нам придется ещё сносить 11 миллионов. Поэтому речь может идти об этих 70 миллионах квадратных метров. Это чаще всего маленькие дома — двухэтажные, трехэтажные, ветхие. В целом проблем в этом фонде не так много, особенно улучшится ситуация, когда заработает программа капитального ремонта.

Роман Иванов, руководитель Городского центра «Общественный контроль ЖКХ конторы»:  Павел Рюрикович, сложилась такая практика, что дома передаются от одной управляющей компании другой управляющей компании и были выявлены такие факты, что протоколы о выборе управляющей компании не соответствуют закону. После чего государственным Жилищным надзором было вынесено предписание управляющей организации — устранить нарушения допущенные, однако это происходило в апреле месяце и на сегодняшний день данные предписания были отменены, в связи с вступлением в действие закона о лицензировании. Действительно ли это так и каковы последствия таких ситуаций?

- У нас все управляющие компании участвовали в лицензировании и все были обязаны сдать квалификационный экзамен, получить лицензию на основании тех данных, которые они представили. Основных лицензионных требований было всего четыре. Через 60 дней, это с 1 сентября 2015 года, вступает в действие статья ФЗ 176 о придании статуса официальных документов протоколом общих собраний. Теперь если выявляются какие-то моменты с нарушениями, махинациями в составлении протоколов общих собраний, когда собрание не проводится, а собираются и подделываются подписи, это попадает под уголовную статью. Четко через 60 дней мы получим как собственники право обращаться в Жилищный надзор и он будет обязан проводить эти проверки и уже дальше принимать решение. Что касается передачи одной компании другой. Не возбраняется собственникам провести внеочередное общее собрание, кстати, тем же ФЗ 176, там расширяются права собственников по сбору общего собрания и появляются новые формы его проведения. Теперь достаточно, чтобы 10 процентов собственников жилья подавали заявление. И управляющая организация может инициировать общее собрание, но только по договору управления, то есть если она управляет домом номер 1, она может в этом доме инициировать общее собрание.

- Павел Рюрикович, получается, по тому нарушению, которое было выявлено в ходе проверки, им не надо восполнять то предписание?

- По той проверке, насколько я понял, они получили индульгенцию, это так называется.

- Второй вопрос. Возникает проблема при действии товарищества собственников жилья. К сожалению, налоговыми органами проводятся проверки и признаются ТСЖ с платежным агентом, то есть оператором по приему платежей. Хотя, в действительности, ТСЖ самостоятельно заключает договоры как с ресурс снабжающими организациями, так и с обслуживающими. Правомерна ли квалификация ТСЖ в данной ситуации, как платежного агента?

- Это больше вопрос юридический. Вы напишите, и я разберусь, вам отвечу.

Надежда, Брянск: В последние несколько месяцев мучаюсь вопросом, почему за электричество в местах общего пользования у меня в квитанции такая сумма выходит — 160 руб. Расчет ведется в зависимости от площади квартиры, но не такая уж она у меня и большая. Спросила у знакомых — по 30-40 руб. платят. Звонила в ЖКХ, перерасчет делать отказались, подскажите, куда обратиться? Не может у меня быть такой расход электроэнергии.

- Это самый серьезный и самый злободневный на сегодня вопрос наряду с ростом платежей, ростом тарифов и капитальным ремонтом. К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос сложно, нами как собственниками на сегодня не выполнен ряд  основополагающих моментов. У нас не все квартиры оборудованы счетчиками, это может в меньшей мере касается электроэнергии, но общедомовые счетчики по статистической информации на сегодня имеют порядка 60-65 процентов многоквартирных домов.

Нам практически лет пять не хватило, чтобы провести оприборивание всех многоквартирных домов. Из-за этого получается, что весь тот небаланс, который у нас сегодня находится на доме — допустим, кафе, у котрого нет счетчика, — ложится на плечи собственников. Причем распределение общедомовых нужд идет тоже по 354 Постановлению пропорционально общей площади. И поэтому не важно, даже если там прописан один человек, но громадная квартира, общедомовые нужды (ОДН) будут больше, чем у маленькой квартиры, где 10 человек живет.

Сегодня есть решение, не снимающее всех проблем, но, по крайней мере, мы постарались в ФЗ 176 оградить наших собственников от беспредела. В средней стандартной пятиэтажке, где нет лифта, ОДН по электроэнергии от 7 до 10 Квт составляет 30-50 рублей. Конечно, 160 — это очень много, с этим надо разбираться. Мы переводим с 1 апреля 2016 года общедомовые нужды в жилищную услугу и предъявляться к оплате эти общедомовые нужды будут строго по нормативу. На сегодня у нас два вопроса по ОДН — это электроэнергия и вода. Потому что тепло убрали, газ убрали, водоотведение, если нет технической возможности в доме и нет канализования этих общедомовых нужд, тоже убрали.

Методику будут делать Минстрой РФ по расчету, по типу домов, у нас есть порядка 6-8 типов домов. А начисления, тариф, умноженный на объем, на норматив, будут делать субъекты РФ. Я думаю, что с 1 апреля 2016 года, если ничего не изменится, все-таки житель будет защищен. Другое дело, что этот небаланс между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией повиснет на управляющей организации. Поэтому я и говорю, что этот вопрос еще не до конца решен, но, по крайней мере, мы жителей постарались обезопасить от таких непомерных выплат.

Звонок в студию. Чингис Цыренжапов, руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ в Томской области, доцент Томского Архитектурно-строительного университета: — Павел Рюрикович, добрый день. Вы многое делаете для развития отрасли ЖКХ, спасибо Вам за это, рад Вас видеть и слышать. У меня вопрос из области подготовки кадров. Ведь на самом деле многие проблемы в отрасли из-за кадрового вопроса, из-за малограмотности работников. Сегодня в отрасли работает огромное количество специалистов. За последнее десятилетие появились относительно новые организации, управляющие компании, фонды кап. ремонтов домов, органы государственного Жилищного надзора. Но, к сожалению, специалисты в основной своей массе работают без профильного образования, среди них есть и врачи, учителя.

Хотелось бы узнать ваше мнение, по теме формирования отдельного образовательного направления по ЖКХ, включая среднее и высшее профессиональное образование. Поскольку то, что есть сегодня — это неправильно, когда кадрами для ЖКХ вузы целенаправленно не занимаются, если кадры и готовят, то в рамках получают совсем других по природе направлений: строительство, сервис, менеджмент. Хотя ЖКХ это огромная отрасль, должна быть своя образовательная политика, свое образовательное направление, которое должно носит междисциплинарный характер. Специалистов нужно отраслевым техническим стандартам учить, там очень специфическое законодательство, о котором Вы много говорите и Вы много делаете для того, чтобы это законодательство появилось. Ценообразование там особенное отрасли.

- Ну, вообще яркий представитель непрофессионального — это Качкаев. У меня тоже нет образования в сфере ЖКХ, я промышленную электронику заканчивал в Авиационном университете. Министерство строительства и ЖКХ, слава богу, начало думать о кадровой политике. К сожалению, до прошлого года, у нас в реестре специальностей или подготовки не было стандартов, которые касались сфер ЖКХ, были лишь отдельно разрозненны по тепловым специальностям, по водоснабжению, канализованию, а в целом специальностей таких не было. Насколько я знаю, на сегодня разработаны порядка 30 специализаций высшего образования, если нет специального образования. Такая программа министерством принята, и я думаю, что, если не в этом году, то на будущий год набор на эти специальности уже будет. 

- Павел Рюрикович, у нас национальные технические стандарты есть, это здорово, в прошлом году они были приняты, профессиональные стандарты есть, мы определились со специальностями, которые нужны в этой отрасли. Действительно, образовательные стандарты в проекте есть, насколько я знаю, по высшему профессиональному образованию, по среднему, но, как мне кажется, что-то там не двигается дальше. Разговор шел о том, что все-таки отдельно будут образовательные направления, а потом как-то все остановилось.

- Если мы говорим о бюджетных местах, это один разговор. Если о коммерческих местах, то это совершенно другой разговор. Вуз вправе, имея утвержденный общеобразовательный стандарт, открывать ту или иную специализацию. Если взять Уфу, там, где я живу и работаю, то два вуза уже дополнительно пытаются в этом году открыть и сделать набор на специальности, которые будут заниматься обслуживанием многоквартирных домов и в целом работой в сфере ЖКХ. Просто надо чуть-чуть потерпеть, этот вопрос уже сдвинулся с мертвой точки.

- Спасибо, Павел Рюрикович, что понимаете, что отрасли все-таки нужна своя образовательная политика, свое направление. Спасибо большое.

- Конечно, нужна, я согласен с этим на 100 процентов.

Наташа, Звенигород

Делаем ремонт в доме на последнем этаже. Столкнулись с тем, что весной крыша течет через технический этаж. Появляются пятна. Благо пока только шпатлевали стены, не дошло до обоев. Но перспектива пугает. Нахожусь в другом городе и могу общаться с управляющей компанией только удаленно (факсы, сканы, звонки). Подскажите, сталкивался ли кто-то с подобной проблемой? 

- Подобные проблемы частенько бывают. Единственный момент, если вы не появляетесь в своей квартире и не можете отстоять своих прав как собственника, нужно: первое — дать доверенность на представление ваших интересов; второе — если течет крыша — это общедомовое имущество, в договоре четко сказано, что управляющая компания несет ответственность за нормальное содержание общедомового имущества. Если у вас протекла крыша и отклеились обои или появились какие-то пятна, управляющая компания обязана сделать в вашей квартире ремонт. Во всех других случаях, если идет речь о замене сантехники, переклейке обоев, то управляющая компания не обязана этого делать. Здесь ответственность несете вы как собственник жилого помещения. А крыша — это общее имущество, и управляющая компания обязана этот ремонт сделать. Можно обратиться в жилищный надзор, он во многих вопросах помогает собственникам решить этот спорный вопрос. Хотя я думаю, что управляющая компания не будет доводить до жилищного надзора.

- Но вы знаете, разные случаи встречаются. Я лично была свидетелем того, что управляющая компания вообще ничего не делает. В квартире на пятом этаже, пятиэтажка, в Подмосковье, течет крыша и постоянно заливает верхнюю квартиру. Никто ничего не делает.

- У меня есть другие примеры по Москве. Есть депутат, который делал ремонт в квартире, и ему надо было заменить стояк. Управляющая компания сделала стояк. Тут все зависит от того, как управляющая компания выполняет свои прямые обязанности. Это прямая обязанность управляющей компании. Но еще раз повторяю, жилищный надзор эти вопросы контролирует, и там очень жесткие требования и большие штрафы для управляющих компаний.

Звонок в студию. Фролова Ольга Евгеньевна, руководитель воронежского городского центра «ЖКХ Контроль»: Хотела бы задать вопрос по 176-му федеральному закону. Теперь вносится в первую строку общедомовые нужды в размере норматива. Если бы исполнителем коммунальной услуги была ресурсоснабжающая организация, то было бы понятно, как считается сверхнормативная разница. А поскольку у нас из законопроекта убрали пункт, что ресурсоснабжающая организация будет исполнителем, то как будет считаться эта разница?

- Могу вас обрадовать, что у Дмитрия  Козака состоялось совещание по поводу прямых расчетов. То, что изъяли мы из 176-го закона, возвращаем осенью. Что касается расчетов, я понимаю так: если у нас есть общедомовые приборы учета, то тот норматив ОДН, который в целом вычитается в объемном и стоимостном выражении из общедомового прибора учета, он вычитается, а затем уже вступает в силу 354-е постановление. Но методику делает Правительство РФ. Время еще у них есть, они обещают к сентябрю эту методику сделать. Это лично мое мнение, как этот расчет по крайней мере сделать более или менее объективным. В любом случае, из показаний общедомовых приборов учета должна вычитаться та часть, которая идет и оплачивается нами как жилищная услуга.

- Но вот у ТСЖ нет собственных доходов. За счет разницу будет ТСЖ гасить? До сих пор у нас эта проблема и висит. Я надеюсь, что осенью, после принятия поправок, все это разрулится.

- Боюсь, что не разрулится, потому что в любом случае тот небаланс, который у нас идет между заниженными нормативами, несанкционированными врезками, несанкционированными подключениями, все равно останется. Прямые договоры не решают проблему небаланса, они решают две проблемы. Первая — ресурсоснабжающие организации будут отвечать за сбор средств и как они сами заявляют, на сегодня собираемость упала, она 94 процента, тогда как в прошлом году она была 96 процентов. Второй вопрос — мы выводим из теоретического банкротства управляющие компании. Из-за того, что ресурсоснабжающие организации предоставляют им платеж на 100 процентов собираемость, а недобор по 5 процентов каждый месяц, в течение года-двух лет банкротят управляющие компании. Поэтому в любом случае небалансом, наведением порядка заниматься придется всем нам, в том числе и ТСЖ, и управляющим компаниям, и ресурсоснабжающим, и собственникам.

- Второй вопрос. У нас после введения лицензирования управляющие компании лучше работать не стали, и очень многие дома хотят создать ТСЖ. Там уже все отработано, вопрос только в том, что дома, создав ТСЖ, не могут уйти от управляющих компаний. Очень хорошо, что протокол общего собрания теперь будет официальным документом. А когда и какая будет установлена ответственность за фальсификацию договора?

- Я плохо знаю Уголовный кодекс, тем не менее, насколько я понимаю, это будет статья за мошенничество, а там есть реальные сроки. 

Ракия Сафиуллина, Нижнекамск: Павел Рюрикович, как же контролировать управляющие компании, если их назначает администрация города? Так без нашего ведома ООО УК ЖКХ «Жилтехсервис» с июня 2011 года по 2016 год получает на свой счёт взносы собственников на капремонт дома, якобы на погашение лизинга!!! Нам также выставляет счёт МУП ЕРЦ за отопление по нормативу и круглый год и никогда не проводят корректировку по теплу по итогам года. (Без заключения договоров с собственниками, но управляющие компании заключили коммерческие договора с МУП ЕРЦ за счёт и от имени собственников!) Что делать в этом случае? 

- Сначала по назначению управляющей компании. Это явное нарушение Жилищного кодекса. Это вопрос для жилищной инспекции Республики Башкортостан. И такие вопросы не только из Нижнекамска, такие вопросы были и в Уфе, причем в последнее время, когда без протоколов общих собраний дома переводили на прямую оплату, на непосредственное управление. Я направил в Министерство жилищного хозяйства министру и в Госжилнадзор республики обращение. Это явное нарушение. Поэтому здесь нужно обращаться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и в Жилищный надзор. Более того, повторяю, начиная с 1 сентября 2015 года все нарушения попадают под уголовную статью.

Если порядок не будет наведен, с 1 сентября обращайтесь, что протокол общего собрания был фальсифицирован, мы его не принимали. И тогда будет обязана и жилищная инспекция, и правовые структуры открывать дело по уголовным статья о мошенничестве. Что касается перерасчета. Здесь у нас есть два варианта оплаты за отопление. Первый — это по 1/12, второй — по счетчикам. Это решение принимает регион. Есть регионы, где собственники платят за тепло только в отопительный период, есть, где платят по 1/12. В республике установлен по одной двенадцатой, но четко оговорено, что после окончания отопительного периода должен быть акт сверки между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. Поэтому тоже нужно обратиться в жилищную инспекцию для того, чтобы они потребовали с ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний этот акт сверки, и уже из него будет ясно, придется ли доплачивать.

Светлана, Челябинск: Как добиться осуществления перерасчета в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения? Оплачиваются ли услуги по отоплению квартиры в летний период, когда отопление фактически отсутствует?

- На второй вопрос я ответил, что это зависит от региона. Что касается первого вопроса по перерасчету, здесь тоже в принципе в Жилищном кодексе все эти вопросы были прописаны в 157-й статье и 354-х правилах тоже написано, они касаются качества коммунальных услуг. Это основные правила, как настольная книга, и Минстрой собирается их корректировать в связи с принятием 176-го ФЗ.

В принципе там четко расписано, в каких случаях можно составлять акт и получать компенсацию за те сложности или недопоставленные коммунальные ресурсы. В 354-х правилах, по воде, если нет аварий, если нет какого-то планового капремонта системы водоснабжения, перебои с водой допускаются не более 8 часов в месяц. Разово они могут быть 12 часов, если случилась авария. На плановые работы по капремонту отводится две недели непрерывно в год с возможностью муниципалитетам принимать решение о продлении их до месяца. То есть вода горячая и холодная теоретически может отсутствовать месяц. Все остальное — обязаны делать перерасчет. Что касается горячего водоснабжения — то же самое, рамки температурные есть — 50 плюс-минус 5 градусов, если есть нарушения, можно вызвать управляющую компанию, зафиксировать акт и в соответствии с этим предъявлять управляющей компании, а она должна разбираться.

Более четко все-таки мы постарались в 176-м законе прописать эту норму, причем раньше это все взыскивалось через суд, не было правил. Сегодня в 176 ФЗ мы прописали норму, что тот, кто поставил некачественный ресурс, обязан выплатить штраф в пользу потребителей. Но правила выплаты штрафа разрабатываются Правительством РФ и утверждаются им. То же самое — ошибки в платежках. За эти вещи тоже будут штрафы, причем штрафы в пользу потребителя, не управляющих компаний. Понятно, что деньги управляющая компания нам не вернет, но, по крайней мере, перерасчет обязаны будут сделать и уменьшить платеж на эту сумму.

- Еще очень часто встречающийся вопрос. Сейчас по закону все собственники обязаны устанавливать водосчетчики. До сих пор многие еще не установили в связи с тем, что очень ветхие трубы, они боятся трогать всю эту систему. Что делать, какая ответственность? Какие штрафы они могут платить за неустановку?

- Надо сразу разделить, из-за чего это происходит. Есть трубы, которые относятся к общему имуществу, это наши стояки, и есть трубы, которые идут в квартиру. За что мы отвечаем мы как собственники этого жилья. Если это вина труб, которые стояки, значит, управляющая организация должна позаботиться о замене, о приведении в порядок этих труб.

Если это квартирные, мы должны сами их поменять. Но ведь закон вышел в 2009 году, уже прошло 6 лет. У нас на сегодня индивидуальными приборами учета обеспечено порядка 53 процентов квартир, по домам — 60 процентов. То есть мы сами-то закон пока не выполнили. Мы ищем причины, как его не выполнить, начинаем говорить, что это дорого, это невозможно, но есть регионы, которые эти законы выполнили. Можно было и в лизинг взять, потом расплачиваться. Более того, там есть конструкция, что ресурсоснабжающие организации ставят эти приборы в рассрочку на пять лет.

Другой вопрос, что когда ставят эти приборы ресурсоснабжающие организации и управляющие компании, они получаются в два-три раза дороже, чем на рынке. Но за этим тоже нужно следить и проявлять хоть какой-то интерес как собственнику. В любом случае все вопросы решаются собственником. Будем индифферентно относиться, будем иметь то, что мы имеем: текущие крыши, плохие подвалы и все остальное.

Александр, Свердловская область: В Свердловской области есть небольшой город Арамиль, в нем есть управляющая компания. По данным на 25 июня с.г. она так и не получила лицензию на продолжение своей деятельности по зарабатыванию необременительным способом денег на безграмотности населения. Квитанции выставляются и деньги принимаются. Зачем принимали закон, если его выполнять никто не собирается?

- Вообще громко сказано, что закон никто выполнять не собирается. Закон все-таки выполняется, и Минстрой сейчас жестко старается контролировать этот закон. Уже два или три федеральных жилищных инспектора сняты с работы в регионах. По 255-закону  дословно записано следующее: если до 1 апреля управляющая компания не подала на получение лицензии, то ГЖН должен уведомить жителей этого дома, что компания не сделала этого, и уже жители в течение 15 дней должны собрать собрание и принять решение,  расторгают они договор или нет. Если этого не произошло, то муниципалитет должен позаботиться о жителях. 

Вопрос из Одинцово: ТСЖ заключил договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку теплоэнергии, где в одном из пунктов записано, что ТСЖ рассчитывается с данной организацией по показаниям счетчиков, установленных в ЦПП. Однако ТСЖ в квитанциях за оплату коммунальных услуг начисляет сумму за отопление ежемесячно в течение года, не делая перерасчета по нормативу. Разница за год между показаниями счетчиков и нормативом — более 35 миллионов рублей. ГЖИ считает, что ТСЖ поступает верно, но собственникам сотрудники жилинспекции ответить не могут или не хотят, кому идет эта внушительная разница, утверждают, что это не их дело. Предлагают обратиться в суд или прокуратуру, а эти организации отправляют в ГЖИ. Подскажите, кто может решить вопрос.

- Если ГЖИ не решает этот вопрос, надо обращаться в суд или прокуратуру. Но я не думаю, что ТСЖ и ГЖН доведет это дело до суда. Четко записано: по окончании зимнего сезона делается акт сверки по каждому дому и делается перерасчет.  Может быть, причина вот еще в чем. У нас есть очень много домов, где стоят счетчики тепла, но у нас энергетики просто саботируют перевод, принятие этих счетчиков на коммерческий учет. До тех пор, пока не подписан акт между ресурсоснабжающей организацией или управляющей компанией или собственником или ТСЖ о том, что данный прибор является прибором коммерческого учета, этот счетчик не берется во внимание, и поэтому считается по нормативу.

Очень многое происходит из-за того, что это выгодно. У нас нормативы такие завышенные в ряде регионов, что счетчик устанавливать невыгодно ресурсоснабжающим организациям. Поэтому добиваться постановки на коммерческий учет нужно через ГЖН, через суд, через прокуратуру. Другого выхода просто нет. Но с другой стороны, нонсенс, когда товарищи-собственники жилья жалуются за свое товарищество собственников жилья. Просто надо собрать собрание и переизбрать председателя этого ТСЖ. И я думаю, что все станет на свои места.

По истечении сроков работы счетчиков собственник пригласил лицензированную организацию по поверке счетчиков. Что и было сделано. Собственник получил копию лицензии, договор, справку о снятии показаний счетчиков и опломбировал их. Копии всех полученных документов отправлены заказным письмом с уведомлением в ТСЖ. ТСЖ и по сей день продолжает брать за воду по нормативу. Прошло около года. Что делать и куда обращаться за помощью? Считаются ли счетчики поверенными, если есть пломба ТСЖ, а документы — проверяющей организации.

Что касается опломбирования счетчиков, конечно, пломба ТСЖ не является удостоверяющей пломбой. Что этот счетчик поверен. Пломба должна быть той организации, которая имеет лицензию на поверку. То есть здесь ТСЖ свои полномочия превысили. Что касается второго, то ответ уже был. Значит, ТСЖ, председателю ТСЖ невыгодно, чтобы люди рассчитывались по счетчикам, а не нормативам и экономили воду. Кстати, норматив в Москве и Московской области вполне приличный, и тут наоборот, он как бы заставляет собственников переходить на приборы учета, потому что он большой. Ну а ТСЖ, видимо, хочет за счет этого получить средства. Единственное, что я хочу посоветовать. Пусть обратится ко мне жительница Одинцовского района, а я постараюсь вместе с Минстроем навести порядок. Но то, что пломбу ТСЖ неправомерно установили, это однозначно. ТСЖ могут установить дополнительную пломбу, так называемую антивандальную, но не срывая пломбы с основной поверки, которая официально коммерциализирует счетчик.

По традиции вопрос: что самого яркого, самого интересного вы бы отметили, что было сделано в эту весеннюю сессию?

- Несколько философский вопрос. То, о чем мы сегодня говорили, те вопросы, которые сегодня обсуждали и на которые я давал ответы, — все они связаны с нашей с вами активностью. Причем для этого не нужно знать массу постановлений Правительства, федеральных законов — нужно знать хотя бы чуть-чуть Жилищный кодекс, свои права и обязанности. И проявлять активность в проведении общих собраний. Неограниченные права сегодня даны общим собраниям, поэтому здесь без активности нас с вами как собственников ничего не произойдет, ничего не изменится.

Что касается весенней сессии, я считаю, что самое основное в эту весеннюю сессию — это принятие этого федерального закона 176. Это достойный вклад в наведение порядка и упорядочение вопросов ЖКХ. Мы дали право председателю совета дома и старшим по домам получать вознаграждение, причем официально. Мы расширили права председателя многоквартирного дома, то есть ряд вопросов он может теперь решать без общего собрания. Мы дали право управляющей компании инициировать проведение общих собраний. Мы внесли много изменений по капремонту, которые касались упорядочения составления региональных планов капитального ремонта.

Мы дали право региональному оператору держать деньги на депозитах с тем, чтобы они имели проценты и не подвергались действию инфляции. Раньше этого правила не было. Мы ввели штрафы в пользу потребителей. И массу других вопросов, о которых можно долго говорить. Я считаю, мы вместе с Министерством строительства двигаемся в нормальном направлении, только нужно немножко повысить активность и набраться терпения. Работа управляющей компании зависит от нас с вами, от собственников. Как будем спрашивать, то и будем получать, не будем спрашивать — ничего не получим.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2642