Павел Качкаев в прямом эфире ответил на вопросы читателей «Парламентской газеты»
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, руководитель партийного проекта «Управдом» Павел Качкаев ответил на вопросы читателей «Парламентской газеты» в ходя прямой линии. Главными темами прямой линии стали капитальный ремонт и обслуживание аварийного жилья, повышение тарифов за услуги ЖКХ, содержание домов, лицензирование Управляющих компаний.
Что необходимо для того, чтобы повысить активность жильцов нашего дома?
Есть ли сейчас программы по капитальному ремонту деревянного жилья?
Кто должен отвечать за ремонт аварийных балконов?
В нашем подъезде по несколько дней не работает лифт
На каком этапе находится законопроект «Об общественном контроле в ЖКХ»?
В Петербурге огромное количество старого жилого фонда требует капитального ремонта
С какими итогами Комитет вышел на конец 2014 года?
Александр г. Омск
- Мой вопрос относительно капитального ремонта и платы за него. Каково Ваше мнение относительно этого нововведения? Обязаны ли собственники жилых помещений в обязательном порядке уплачивать денежные средства за капительный ремонт либо имеются какие-то законные механизмы по предотвращению взимания такой платы? Почему в настоящее время, например, в городе Омске практически нет банков и организаций, посредством которых можно было бы внести плату за капремонт без взимания дополнительной комиссии? (исключение — Россельхозбанк).
- Что касается этого нововведения про капитальный ремонт, то мы довольно долго обсуждали этот закон на протяжении двух последних лет, который вступил в действие в прошлом году. Без капитального ремонта сложно поддержать наше жилье в достойном для проживания состоянии, это первое. Второе — уже в течение двадцати лет существует такое понятие, что собственники квартир должны в том числе и отвечать за общее имущество. Что касается взимания платы за капитальный ремонт и обязательно ли ее платить? Ну, платить за капитальный ремонт нужно обязательно всем собственникам. Если собственник частное лицо или житель, то он платит самостоятельно, а если собственник муниципалитет или государственное учреждение, а люди проживают в данном жилье на правах социального найма или аренды, то за них платит или муниципалитет, или государство за капитальный ремонт. Вопросы капитального ремонта и оплаты сегодня отрегулированы Жилищным кодексом. Я не думаю, что там надо вносить какие-то изменения, и статья 154, где определена структура вообще платы за ЖКХ, она состоит из трех крупных позиций — это плата за содержание жилья, плата за коммунальные услуги и плата за капитальный ремонт. Причем все эти статьи на сегодня могут влиять на субсидирование. Если, допустим, плата за капитальный ремонт делает собственника квартиры не способным оплачивать за счет малой заработной платы или малого дохода капитальный ремонт, и его расходы превышают 22 процента — это в целом по стране, а по регионам она может быть и меньше 22 процентов от совокупного дохода, то такие собственники получают право на субсидирование оплаты ЖКХ. Также 169 статья есть в ЖК, которая взносы на капитальный ремонт делает обязательными. Вопрос звучал еще, какие рычаги могут быть для неуплаты? На сегодня в ЖК есть несколько статей, это 169, по-моему, 179, 170, 181. Те дома, которые у нас на сегодня находятся в аварийном состоянии и износ дома более 70 процентов или капитальный ремонт превышает минимальный размер, то эти собственники и эти дома не включаются в программу капитального ремонта, а должны в рабочем порядке включаться в программу сноса аварийного жилья. И в нововведении, на сегодня у нас во втором чтении находится законопроект, я думаю, который будет принят в весеннюю сессию, где будет дана отсрочка по платежам на капитальный ремонт для новых домов до пяти лет. Эта норма пока не утверждена Государственной Думой. То есть, в новых домах собственники пять лет будут освобождены от оплаты взносов на капитальный ремонт, это произошло по многочисленным обращениям наших граждан, наших собственников.
Сергей Сазонов, Москва
- Как получается, что с развитием средств производства, техническим прогрессом и постоянным уменьшением себестоимости, плата за коммунальные услуги год за годом продолжает расти? Что нужно сделать в современной России, чтобы цены на услуги ЖКХ снижались и соответствовали развитию техники?
- Вообще этот вопрос более философский, о нем можно говорить очень долго и ни о чем — и все будет верно. Я остановился бы на трех позициях. Первое, в настоящее время система ЖКХ полностью недофинансирована. Второе, мы никогда не оплачивали полностью стоимость тех жилищно-коммунальных услуг, которые получаем. То есть, у нас было и есть такое понятие как «перекрестное субсидирование», то есть предприятия промышленности, предприятия энергетики, тепла, за счет других потребителей делают тарифы и стоимость коммунальной услуги ниже, чем себестоимость. Третье, у нас каждый год имеется инфляция. И я считаю, что те решения, которые были приняты в прошлом году и Правительством РФ, и Государственной Думой и подписаны Президентом РФ Закон об ограничении предельных индексов роста платы за коммунальные услуги граждан в пределах инфляции, они верные — это первое. Второе — долгосрочные тарифы для предприятий коммунального комплекса, которые тоже на сегодня ограничены, я думаю, позволят все-таки этот рост, который был у нас в 90-е годы, когда в год на 20-30 процентов росла плата за коммунальные услуги, он будет остановлен. Что касается в целом отраслей, ни для кого не секрет, что отрасль ЖКХ — это отрасль, в которой задействовано большое количество предприятий, и собственно каждый гражданин задействован. И сегодня все эти взаиморасчеты, неточности в законодательстве, которые мы сегодня пытаемся как-то выявить и разрулить — все это делает эту отрасль малопривлекательным для инвестора. То есть, до тех пор, пока мы с вами не сделаем эту отрасль привлекательной для инвесторов, новые технологии, которые на самом деле есть в мире и которые нужно внедрять — они к нам не придут. Поэтому сегодня надо сделать отрасль инвестиционно привлекательной, а значит, сделать прозрачным все то, что мы с вами сегодня делаем, за что мы платим.
Вопрос от жителей жилого микрорайона «Кутузовский»
- Кто может решить вопрос и принять решение о проведении комплексной проверки начислений за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение) в квитанциях собственников, выполненных по завышенным тарифам правлением ТСЖ «Трехгорка» начиная с 2006 года по настоящее время? А также кто может оказать помощь собственникам квартир микрорайона выполнить комплексную проверку легитимности действующего ТСЖ «Трехгорка», осуществляющего управление жилыми домами? К кому можно обратиться с просьбой принять решение о проведении комплексной финансовой проверки деятельности ТСЖ «Трехгорка», получении отчетов о расходовании средств собственников начиная с 2006 года? Многочисленные обращения жителей в администрацию города Одинцово, в Жилинспекции, УВД, Прокуратуру и Одинцовский суд остались без решения этого вопроса. На наши письма в ТСЖ «Трехгорка» также не получены ответы. Даже если и были получены ответы на жалобы, то они были просто отписки или ссылки на то, что этой проверкой они не занимаются. Люди обращались и к Губернатору Воробьеву, достучаться до Губернатора они так и не смогли, обращались они официально, 31 мая 2013 года в телевизионной передаче Владимира Соловьева, но до сих пор никакого ответа люди не получили.
- Вопрос понятен. Начну с того, что в ТСЖ, в самом названии, кроется расшифровка прав и обязанностей, проживающих в доме — это те люди, которые проживают в доме и объединяются товариществом. Товарищество — это некоммерческая организация, то есть они сами управляют процессом управления домом, посредством избрания председателя, членов совета товарищества собственников, правления ТСЖ. Вообще Московская область несколько отличается, может быть, даже от других регионов РФ. Здесь очень много так называемых домовых ТСЖ, которые создавались в 2006-2009 годах, но законодательство сегодня изменилось. Сегодня ужесточены требования к созданию товарищества собственников жилья. В идеале ТСЖ предусматривает управление только одним домом. Но поскольку были пробелы в законодательстве, то у нас в стране стало очень много ТСЖ, состоящих из большого количества домов. Например, в Саратовской области, Оренбургской области — более тысячи домов в товариществе. И это явно уже не товарищество. Поэтому, первое, на мой взгляд, решение вопроса — если жильцы из домов микрорайона «Кутузовский» или ТСЖ «Трехгорка» недовольны работой товарищества, в которое они сегодня входят, нужно проводить собрание в доме и есть у нас статья 140, по-моему, по реорганизации ТСЖ путем выделения. Им нужно выйти из этого из ТСЖ и решать вопросы по конкретному одному дому. Второй вопрос: кто может ? Вообще, всеми вопросами по управлению многоквартирными домами и вопросами ЖКХ занимается Государственная жилищная инспекция. Московская жилищная инспекция, на мой взгляд, довольно грамотная и серьезная организация, которая сегодня по тем встречам, по встречам с руководством Жилинспекции проводит большую работу именно по наведению порядка в создании ТСЖ. Многодомовые ТСЖ понятно, там 10-15 домов, 70-100 тысяч квадратных метров, а 9 домов — это тоже почти целая улица, микрорайон и здесь дом может выйти. Здесь еще вот какой вопрос, я уже сказал, мне кажется, какой-то один дом из девяти недоволен работой товарищества, он должен выйти, а другого пути нет, потому что процент их голосов в общем собрании незначителен, а все решения принимаются большинством голосов.
Cобственник кв.113 жилого дома №12 микрорайона «Кутузовский»
Михайлова Светлана Александровна
- Мы живем в городе Одинцово, дома нашего микрорайона (9 многоквартирных домов) обслуживает ТСЖ «Трехгорка», начиная с 2006 года. В течение всего периода ТСЖ начисляет жителям оплату за отопление по нормативам, хотя производит оплату ресурсоснабжающей организации по установленным счетчикам в ЦТП и ИТП, перерасчет же по итогам года не производится. По имеющимся у нас данным за 2012 год в отношении только четырех домов населению к оплате было начислено порядка 60 миллионов рублей. При этом ресурсоснабжающая организация выставила к оплате ТСЖ всего около 40 миллионов рублей. Собственными силами разобраться в данном вопросе с руководством ТСЖ нам не удалось. Можете Вы лично оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации?
- По этому вопросу очень сложно дать квалифицированный ответ, но письма ко мне приходят, и мы разбираемся. У нас ведь в Министерстве строительства появился Главный государственный жилищный инспектор РФ Чибис Андрей Владимирович и можно к нему обратиться. Эта работа Государственной Жилищной инспекции. И я знаю много случаев с подобными вопросами, когда есть счетчики, общедомовые счетчики, которые поставлены на коммерческий учет, я подчеркиваю, что показания счетчика принимаются в том случае, если он поставлен на коммерческий учет в энергетической компании. Если имеется счетчик, а берут по нормативу и есть какая-то разница, то в Жилищной инспекции вправе воздействовать, и я знаю, что такие суммы пересчитывались и возвращались гражданам, но не в виде денежных средств, а в виде перерасчета, допустим, платы за ЖКХ. А ко мне, пожалуйста, обращайтесь письмом и мы решим вопрос, если он там есть.
- Имеет ли право председатель ТСЖ «Трехгорка» убирать квартальные дороги за счет средств собственников, включив уборку территории в смету расходов на содержание и ремонт жилых домов, а также тратить деньги собственников на покупку и обустройство детских площадок?
- Если многоквартирный дом, или много многоквартирных домов размежевали свой участок, оформила этот земельный участок в собственность ТСЖ и полностью пользуются этим участком, то все то, что находится на этом участке: дороги, зеленые насаждения, детские площадки — все это на содержании у тех собственников, которые оформили земельный участок в собственность. Но по опыту работы таких участков размежеванных и оформленных в собственность очень немного, и здесь надо смотреть, если этот участок, размежеванный в собственность ТСЖ, тогда председатель правления совершенно правильно тратит деньги и включает в смету расходы на содержание этого участка. Но, там есть свои плюсы — без решения общего собрания ТСЖ на этом участке никто не сможет разместить магазины, кафе, стоянки, парковки, все это делается только с решения общего собрания. То есть, свои плюсы и свои минусы.
- Если обращаться к зарубежному опыту, я думаю, что в Европе как раз таким образом все организовано. Кто-то хочет у себя во дворе корт теннисный построить, кто-то бассейн.
- В Европе немного схема другая. У нас до сих пор мы не устранили правовую коллизию такого плана: у нас, если формально дом — это набор квартир, а общее имущество принадлежит всем и не принадлежит никому, потому что у нас нет юридически закрепленной крыши, подвала или подъезда за многоквартирным домом. А когда появляется участок, то это, как бы, общее имущество, включая земельный участок как объект недвижимости. Нужно формировать дальнейшую работу ТСЖ и из этого извлекать прибыль, с той же платной стоянки, с того же магазина, который будет построен на этом месте.
Т. Степанова г. Пенза
- Я слышала о том, что домом должны управлять собственники жилья. И именно по их решению расходуются деньги на капитальный и текущий ремонты. Что необходимо для того, чтобы повысить активность жильцов нашего дома? Как провести собрание? Как представлять интересы жильцов в ТСЖ? Где этому обучают?
- Это не только проект «Школа грамотного потребителя», проект «Управдом», сейчас вопросами просвещения населения занимается «ЖКХ Контроль» при Общественной палате РФ. Уже с 1993 года есть такие понятия как «собственник жилья» и собственник, который собственно управляет домом и все решает через общие собрания. Плохо, конечно, что активность собственников жилья у нас слишком низкая. Мы пытаемся и через «Школу грамотного потребителя», через «Управдом» и через «ЖКХ Контроль» повысить эту активность, уже пора нам всем понять, что не будет государство в той мере, в которой было 25-30 лет назад, брать расходы на содержание. Сейчас жилье наше и мы обязаны следить, в том числе, и за крышами, и за подъездами, и за подвалами, и за участками, если они тоже в нашей собственности. Поэтому практически в каждом регионе работают проекты «Школа грамотного потребителя», «Управдом» и «ЖКХ Контроль».
- А куда обращаться гражданам, если они хотят?
- Можно набрать проектшгп.рф и там по всем регионам есть контакты, телефоны, куда можно обращаться. Можно на эти курсы ходить абсолютно бесплатно, получать информацию, получать методическую литературу. И дальше уже вовлекать других собственников, соседей.
Екатерина, Архангельская область
- Мы живем в деревянном доме, который уже давно нуждается не то что в капитальном ремонте, его пора сносить. У нас нет центрального отопления и мы вынуждены в зимнее время использовать печное отопление. Печь находится не в лучшем состоянии. Ее необходимо перебирать, для того, чтобы не отравиться угарным газом. В целях безопасности вынуждены пользоваться обогревателями, что также очень затратно. Есть ли сейчас программы по капитальному ремонту деревянного жилья? Куда необходимо обратиться с нашей проблемой. Квартира у нас приватизирована.
- Похожих вопросов много и от жителей Северных регионов, и Мурманской области и Карелии и Магаданской области. Примерно об одном и том же спрашивают.
Есть понятие «многоквартирный дом». Если деревянный дом имеет более двух квартир, то он может считаться многоквартирным. Второе — отнесен ли этот дом к аварийному жилью, то есть, необходимо обследовать процент износа дома. Если он не отнесен, то необходимо или собственными силами заказать экспертизу этого дома, есть у нас организации, которые проводят такую экспертизу. Если процент износа будет превышать допустимую, больше 65 процентов, то через муниципалитет нужно добиться постановки этого дома в Программу аварийного жилья. Программа сноса аварийного жилья существует, она работает с 2008 года по 185 Федеральному закону. Уже на сегодня по стране снесено более семи с половиной миллионов квадратных метров этого жилья по итогам 2014 года. И еще у нас в Программе где-то порядка восьми миллионов квадратных метров до конца 2017 года. Такая Программа действует, там есть помощь государства составляет 50 процентов, еще 50 процентов вкладывают субъекты. В прошлом году были приняты поправки в эту Программу продлить ее после 2017 года. Но она становится уже региональной, и решение о федеральном финансировании будет приниматься после 2017 года. Но, справедливости ради надо сказать, что у нас порядка еще 10-12 миллионов квадратного метра аварийного жилья пока не вошло в Программу. То есть, это ветхие дома, которые или еще не признаны аварийными, но процент износа большой, или те дома, которые уже были признаны аварийными после 1 января 2012 года. У нас Программа была сформирована по состоянию на 1 января 2012 года. Поэтому жители многоквартирных домов заказать исследование этого дома и официально получив заключение, что этот дом является аварийным и непригодным для проживания, включиться в Программу снова аварийного жилья.
- Павел Рюрикович, а насколько дорогостоящая экспертиза?
- По-разному, это зависит от дома. В принципе, можно добиться, чтобы эту экспертизу провел муниципалитет. Такие случаи есть, это зависит от решения самого муниципалитета. Более быстрый способ когда люди сами заказывают. А цены не могу сказать, колебания очень большие.
Екатерина Ильинична, Санкт-Петербург
- Кто должен отвечать за ремонт аварийных балконов? Наш дом построен в конце 19 века и ремонтировался лишь однажды, после войны. На балкон я не выхожу, но он может обрушиться на головы прохожих.
- Это очень сложный вопрос. Балкон - это, как бы, ограждающая конструкция. Но, по идее, это - капитальный ремонт. Поэтому здесь по Программе капитального ремонта этот вид работы, хоть его и нет в шести видах работ, которые сегодня оплачиваются по закону о капитальном ремонте, но, тем не менее, у регионов есть право включать дополнительные работы по проведению такого капитального ремонта. Здесь нужно понимать, если этот балкон может привести к какой-то чрезвычайной ситуации, у нас очень часто такие вещи бывают, когда и кирпичи облицовочные падают, просто жителям нужно обращаться в Жилищную инспекцию, еще раз подчеркиваю, что Жилищная инспекция у нас, в принципе, решает такие вопросы. И уже Жилищная инспекция может дать предписание тому же муниципалитету или Департаменту по жилищной политике города Санкт-Петербурга рассмотреть этот вопрос и принять меры к ремонту этих балконов. Но, в принципе, эта работа должна выполняться в рамках программы по капитальному ремонту дома.
Вадим, Самара
- Добрый день. Павел Рюрикович, в нашем подъезде по несколько дней не работает лифт, хотя платим за ремонт и содержание регулярно. Надоело «бодаться» с обслуживающей компанией. Что делать?
- Два варианта. Первое — это сменить Управляющую компанию, которая обслуживает, в том числе, и лифт, или добиться у Управляющей компании, чтобы нашли такую компанию, которая будет нормально обслуживать лифты. Все эти вопросы, регламентированы в правилах предоставления и оказания жилищно-коммунальных услуг. Если лифт, допустим, простаивает больше нескольких часов в сутки или день, то, мы, как собственники, вправе не платить за эту услугу. Просто это надо зафиксировать и дальше не платить. Что можно посоветовать? У нас есть Жилищная инспекция во всех регионах, права у них на сегодня значительно расширены, очень много изменений внесли в статью 20, где расписана правовая обязанность Жилищной инспекции, поэтому здесь надо действовать через Жилищную инспекцию и через Управляющую компанию.
- А каким образом люди могут сменить Управляющую компанию, если, допустим, в доме в одном подъезде лифт не работает и люди недовольны работой Управляющей компании, а в других подъездах все в порядке?
- Я не думаю, что может такое случиться, что в одном подъезде лифт не работает, а в другом работает. Собирается общее собрание и большинством голосов принимается решение о смене Управляющей компании. Этот процесс сегодня уже упрощен, и он будет еще более упрощен после принятия поправок к ЖК, который рассматривается в рамках того Федерального законопроекта, в котором мы расширяем права собственников. То есть, если сейчас существуют две формы проведения общих собраний: очное и заочное, то мы внесли предложение сделать еще одну форму — очно-заочную. То есть, если допустим, не могут жители собраться на общее собрание, потому что большой дом или еще что-то, собирается в виде очного собрания ряд жителей, собственников, которые вырабатывают повестку дня, вырабатывают вопросы, а затем уже в заочной форме можно будет голосовать за или против. Причем, предусматривается возможность голосования по Интернету, голосования почтовым, телеграфным переводом, различные виды голосования с идентификацией и подписью, чтобы была электронная подпись, и можно было идентифицировать, что это ты проголосовал как собственник за тот или иной вопрос.
Ринат, г. Стерлитамак
- Павел Рюрикович, на каком этапе находится законопроект «Об общественном контроле в ЖКХ». Могут ли жители домов принимать участие в этом контроле и что нужно понимать под «укреплением платежной дисциплины»?
- Законопроект об общественном контроле, наверное, уже принят был в прошлом году и внесены соответствующие изменения в статью 20 ЖК, сейчас эта статья звучит так: «О жилищном надзоре, муниципальном контроле и общественном контроле в сфере жилищно-коммунального хозяйства». То есть, общественным организациям, союзам и объединениям даны права по участию наравне с Жилищной инспекцией в проверках, в составлении актов, в обращении в надзорные контрольные органы с теми или иными вопросами. В принципе, у нас граждане сегодня получили ряд прав, которые они могут уже отстаивать в различных органах, в том числе и в судебных инстанциях. Более того, этим законопроектом разрешено общественным организациям и союзам участвовать в экспертизе и тарифной политике по предоставлению коммунальных услуг. То есть, он уже принят. Что касается законопроекта по укреплению платежной дисциплины, о котором мы сегодня уже говорили, это 500410 №4-6, который, я надеюсь, что в весеннюю сессию 2015 года будет принят. Укрепление платежной дисциплины идет по нескольким направлениям. Сегодня у нас сложилась такая ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве, что все участники процесса потребления, предоставления жилищно-коммунальных услуг, собственники, управляющие организации, ресурсоснабжающие организации — все должны друг другу. Долги по состоянию на середину года составляли порядка 500 миллиардов рублей — это те долги, которые управляющие компании должны ресурсникам, ресурсники должны за газ, электроэнергию, а собственники должны управляющим компаниям. Вот этот законопроект предусматривает усиление взаимной ответственности друг перед другом. Законопроект еще не принят. Ко второму чтению мы подготовили поправки, то есть собственнику дается право три месяца на уплату жилищно-коммунальных услуг, а после трех месяцев пени повышаются в два раза, с одной трехсотой до одной сто семидесятой. То же самое касается и управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций — это первое. Второе — повышается ответственность ресурсоснабжающих организаций перед собственниками за предоставление качественных услуг без перерывов. Если имеется услуга не предоставляется, то ресурсоснабжающие организации в пользу собственника платит неустойку в чистом виде. Не в пользу управляющей компании, а в пользу того собственника, который не получил тепло в достаточном количестве, воду или не работающий лифт. Причем эти неустойки сегодня пока записаны размером установленным Правительством, но не исключено, что это будет изменено и будет жестко написано, допустим, процент от предоставленной услуги. К первому чтению это было 30 процентов от недополученного ресурса. Не исключено, что мы вернемся к этой же формулировке. То же самое касается и ресурсников, и управляющих компаний, если неправильно сделаны расчеты. У нас было масса случаев в 2013 году, в 2014 году таких случаев было меньше, потому что там ответственность усилили и вышли законопроекты по росту предельного индекса, предельных платежей, а в 2013 году было очень много, когда ноль лишний приписывали, когда в два-три раза увеличивали саму цифру. За это тоже будет нести ответственность тот, кто это сделал, управляющая компания - значит управляющая компания, ресурсоснабжающая организация, значит эта организация. Там тоже установлены штрафы в пользу собственника, в пользу нас с вами.
- Павел Рюрикович, как Вы думаете, этот законопроект об укреплении платежной дисциплины как он будет реализовываться в условиях ослабления рубля и трудного бюджета, особенно для регионов?
- Я думаю, что заработную плату мы все равно будем получать. Понятно, что те, которые жили в долларовом поле или евро, они сегодня много потеряли. Те, кто жил в рублевом эквиваленте, зарплату мы с вами будем получать. Жилищно-коммунальные услуги вырастут на процент инфляции, как говорит Президент РФ пенсии, субсидии, вся социальная сфера будет проиндексирована на процент инфляции. То есть у нас расчет идет от инфляции. И самое главное, я думаю, что даже рост коммунальных услуг на процент инфляции, если будут одновременно проиндексированы минимальная зарплата и все наши пособия, все наши пенсии на этот же процент, то есть, в целом мы не должны много потерять. Другое дело, что мы не вырастим по доходам, но хотя бы мы не обнищаем в разы, как выросли стоимость доллара и евро.
Андрей Иванович, Санкт-Петербург
- Добрый день! В Петербурге огромное количество старого жилого фонда требует капитального ремонта. В СМИ писали о подготовке законопроектов по механизмам финансирования региональных программ капитального ремонта жилищного фонда и о формировании региональных систем капремонта. На каком этапе сейчас эти законопроекты и что конкретно они изменят в нашей жизни?
- Тоже вопрос философский. На сегодня у нас из всех субъектов РФ 82 субъекта, в принципе, закончили формирование всех нормативно-правовых актов по капитальному ремонту. Там 9 нормативных актов — это региональные программы, краткосрочный план, выбор оператора, утверждение оператора, минимальный взнос. Вот из 85 регионов закончили 82. У нас на сегодня отстают Крым и Севастополь, это понятно, по совершенно объективным причинам, поскольку у них было меньше времени. Есть у нас некоторые вопросы по регионам. Не все регионы начали собирать деньги на капитальный ремонт. По моей информации, порядка 76 регионов уже начали собирать взносы на капитальный ремонт. Что должно измениться? У нас капитальным ремонтом, целенаправленно в стране до выхода 185 Федерального закона, начиная с 1992 никто не занимался. Потихоньку государство с рынка капитального ремонта, с рынка ЖКХ уходило, повышались платежи, уменьшалось перекрестное субсидирование. Примерно половина от всех регионов капитальным ремонтом вообще не занимались. И «недоремонт» составил громадную сумму — порядка 40 процентов жилых домов у нас требовали капитального ремонта в 2008 году. Мы начали по нормативу — это порядка 4-5 процентов в год надо ремонтировать жилья, чтобы поддерживать жилой фонд в нормальном состоянии. В 2009 году заработала Программа капитального ремонта. Поскольку средства уменьшались в этой программе, то в любой случае, нам как собственникам, нужно подхватывать этот вопрос, иначе у нас скоро все жилье станет аварийным. Поэтому родился закон о капитальном ремонте. Но государство не ушло с поля капитального ремонта. В том же Санкт-Петербурге, мы делали анализ, почему там самая низкая стоимость взносов на капитальный ремонт два или три рубля с квадратного метра, хотя в среднем по стране на уровне шести рублей с квадратного метра. Потому что руководство Санкт-Петербурга, насколько мне известно, порядка двух миллиардов средств вкладывает в капитальный ремонт. И, в принципе, в каждом региона есть доля государства, которая вкладывается в капитальный ремонт. Тем более, фонд пока работает, в фонде не очень большая сумма, но она тоже исчисляется миллиардами, фонд по реформированию жилищно-коммунального хозяйства он тоже вкладывает в капитальный ремонт.
- С какими итогами Комитет вышел на конец 2014 года, какие-нибудь реперные, наиболее значимые законопроекты, и что планируете решить в весеннюю сессию?
- За последние три года этих законопроектов очень много было. Порядка 19 законопроектов, которые стали уже законами. Я думаю, что самые значимые законопроекты или законы, которые были приняты, не важно, в осеннюю сессию или в прошлом году, все-таки это — ограничение совокупного роста платежей граждан за коммунальные платежи, мы этот процент на сегодня ограничили. Подписано распоряжение, что до 2018 года этот процент будет соответствовать проценту инфляции. Я думаю, что здесь наиболее такое серьезное решение было принято, что у нас сегодня, допустим, если шесть процентов есть инфляции, выше шести процентов не будет повышаться. Следующий серьезный закон — это закон по долгосрочным тарифам для сферы коммунальных предприятий. То есть, начиная с 2016 года, а некоторые предприятия раньше, переходим на планирование, минимум трехлетнее планирование роста плат или роста тарифов на коммунальные услуги. Вот мы говорили про инвестиции, то есть сегодня, чтобы зайти на рынок коммунальных услуг или жилищных инвестиций, надо понимать, что будет через два, три, пять лет. Пятилетний период он позволит инвесторам более правильно строить свою инвестиционную политику и не бояться, что завтра эти деньги превратятся в ноль. Причем, в этом законе четко прописано, что если идет отклонение в сторону уменьшения этих тарифов, то отвечает тот орган, который принимает это решение. Если это Федеральный орган, значит, бюджет РФ восполняет эти потери, если это регион, значит, регион восполняет, муниципалитет — значит, муниципалитет восполняет. Там эта норма, на мой взгляд, хорошо прописана.
Из тех, которые не приняты, над чем мы сегодня работаем — это два законопроекта. Первый касается повышения платежной дисциплины и там есть ряд изменений, в том числе, и по капитальному ремонту, то есть доработка этого закона идет до сих пор. А второй законопроект, который тоже вышел во второе чтение, но еще не рассматривался, это — изменение в 416 Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении. Там тоже очень серьезные поправки, они помогут нашим предприятиям, которые снабжают водой и очищают стоки, включиться в инвестиционный процесс, потому что водоснабжение — это та сфера, где есть серьезный пробел. Что говорить, если у нас 79 процентов предприятий водоканалов — убыточные. Хотя от этого зависит очень многое: экология, природа и наше с вами здоровье: какую воду мы пьем, что мы сбрасываем, и что у нас будет через двадцать лет с нашими водоемами. Поэтому я бы отметил эти два законопроекта. А так работа идет по более мелким уточнениям и изменениям.




