Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Могут ли жители муниципальных образований выступать с правотворческой инициативой?

29.10.2014 18:32

Население должно активно участвовать в местном самоуправлении. Об этом говорится на всех уровнях власти. Казалось бы, юридические условия для этого созданы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» чётко разъясняет, как граждане способны влиять на решения проблем в своём районе, посёлке, городе. Они могут даже выступить с правотворческой инициативой. Вот только до конца неясно, какое именно число жителей муниципального образования смогут это сделать.

В поиске союзников

По действующему законодательству, минимальную численность инициативной группы устанавливает нормативный правовой акт муниципального образования. Но число инициаторов не должно превышать трёх процентов от всех избирателей, живущих в районе или городском поселении.

Отсутствие нижней планки муниципалитеты, как правило, не учитывают, и в уставе прописана «минимальная численность инициативной группы - 3 процента».

Автор законопроекта, предлагающего усовершенствовать формулу расчёта численности инициативной группы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынкуДмитрий Савельев приводит пример родной Новосибирской области: «В самом крупном муниципальном образовании Российской Федерации - городе Новосибирске живёт 1 153 332 избирателя. А в Лянинском сельском поселении - 821. И получается, что в Новосибирске нужно собрать почти 35 тысяч подписей, а в сельском поселении всего 24».

И такая ситуация по всей стране. Например, в Южно-Сахалинске зарегистрировано 137 895 избирателей, а в Северо-Курильском городском округе того же субъекта Федерации - 1889. Как считает, Дмитрий Савельев, минимальная численность инициативной группы должна быть изменена хотя бы для крупных городов. Найти 10, 20, а то и 30 тысяч союзников все же очень сложно, если ты обычный человек и представляешь самого себя, а не партию или общественную организацию.

Формула демократии

Я решила реализовать своё законное право на участие в местном самоуправлении и снизить планку, что называется, снизу, через администрацию своего муниципального образования - одного из районов Москвы.

- Хочу, - говорю, - выступить с правотворческой инициативой!

- С чем, простите?..

- Внести изменения в нормативный акт муниципального образования и снизить минимальную численность инициативной группы, которая может выступать с правотворческой инициативой, с трёх процентов, ну, хотя бы до двух.

Воцарилась мхатовская пауза. Но, осознав, что мне придётся найти две тысячи так же уверенных в необходимости правотворчества… В общем, прощались со мной вежливо. Как с людьми, которых не увидишь больше никогда.

«Конечно, у россиян сейчас не так много времени, чтобы заниматься правотворчеством, нужно зарабатывать деньги, чтобы кормить семьи, - констатирует Дмитрий Савельев. - Но вот в той же Швейцарии по любому, самому «мелкому» вопросу собирается референдум. Мы пока ещё только на пути к самоорганизации общества. Но у нас всё впереди. И законодатели должны вмешиваться и поправить закон в той части, где необходимо. Три процента - заградительный барьер, чтобы жители уж точно не могли ни на что повлиять. Нужна другая формула».

Идеальное число правотворцев мы попытались определить с муниципальным депутатом района Вешняки города Москвы, членом Молодёжной общественной палаты РФ Михаилом Бутримовым. По его мнению, для столичного муниципального образования, где живёт порядка 70 тысяч избирателей, достаточно было бы 60-80 инициативных граждан. Такому количеству людей вполне можно разрешить выступать с правотворческими инициативами.

Глава, отчитайся!

Но вот само население, похоже, не спешит вносить изменения в существующие муниципальные правовые акты. И не только из-за занятости, лени или отсутствия юридических знаний. Народ не верит, что инициатива будет одобрена «в верхах» и реализована.

«Её могут зарубить на самом низшем местном уровне, - рассказывает Михаил Бутримов, - что часто и происходит и с инициативами муниципальных депутатов, я могу предложить поправку в московское законодательство, но дойдёт ли она до столичного парламента?»

Вопрос недоверия людей власти предлагается частично снять, внеся новые поправки в тот же закон о местном самоуправлении. И обязать глав муниципальных образований отчитываться перед гражданами в личном порядке, например на собраниях. «Главы администраций, если хотят, то отчитываются, а если нет, то порой даже не публикуют отчёты в местных газетах, - поясняет один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы Александр Курдюмов. - И население иногда не знает, чем занимается местная власть. При личном общении многие вопросы можно будет снять».

Дмитрий Савельев в своей оценке деятельности глав муниципальных образований более категоричен: «Некоторые ведут себя как мелкопоместные князьки, забывая, что по закону они подконтрольные и подотчётны, прежде всего населению».

Предложение об обязанности муниципальных властей «вживую» отчитываться перед жителями вызвало поддержку депутатского корпуса уже при внесении в Государственную Думу. Сейчас документ изучается профильным комитетом. Что касается порядка выдвижения правотворческой инициативы, то проект закона представлен к первому чтению и запланирован к рассмотрению в ноябре.

Надежда Арабкина

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1537