День Победы в Великой Отечественной войне

18:48Посольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

11:37«Как Запорожье встретит День Победы»

00:00Как отметить День Победы в Крыму

Реформирование судебной системы: проблемы законодательного регулирования

23.09.2014 13:03

"РФ-сегодня"

Реформирование судебной системы: проблемы законодательного регулирования 

Депутат Государственной Думы ФС РФ, доктор юридических наук, профессор Д.Н.Вороненков
 
Вороненков
 
К 150-летию судебной реформы в России и законодательной политике по совершенствованию судебной системы
 
Реформирование политических и социально-экономических отношений в России неизменно связано с усилением внимания к проблемам прав человека, их обеспечению различными государственными средствами, среди которых основное место принадлежит судебной власти. Осуществляемый ею судебный контроль не только обеспечивает признание прав человека в полном объеме, но и является наиболее эффективной гарантией обеспечения демократии и свободы в российском обществе. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, производимое реформирование российского законодательства свидетельствуют о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека.
Судоустройство является социально необходимым продуктом жизнедеятельности общества. Любое объединение людей в сообщества с целью создания государства неизбежно предполагало наличие судебных органов, способных осуществлять защиту их прав и законных интересов. Доказательством тому служит наличие в современном мире самых разнообразных судебных систем, которые сумели сохранить в своей первооснове историческую самобытность и уникальность обычаев, традиций, устоев и т.д., имевшихся у каждого народа. История отрицает продуктивность бездумного копирования судоустройства других стран, она оправдывает разумное заимствование лишь отдельных элементов и деталей.
Применительно к нашему государству слово «суд» впервые упоминается в уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Несмотря на то, что историкам не удалось определить точную дату его принятия, многие исследователи событий той эпохи относят появление устава к первой половине XI века. Это позволяет нам предполагать, что именно в тот период началось постепенное отделение суда от княжеской власти, то есть начался процесс формирования самостоятельных органов правосудия.
Исторический опыт подтверждает ту истину, что наиболее значительные перемены в судоустройстве связаны со сменой государственного строя. Новая российская государственность, родившаяся на развалинах СССР в эпоху общественной нестабильности, не могла позволить себе строительство системы правосудия заново. Это грозило сломать существующую систему охраны правопорядка, что в условиях запредельно высокой преступности было немыслимо и грозило полной катастрофой в этой важнейшей сфере деятельности государства. Кроме того, для проведения коренных преобразований требовались квалифицированные кадры и значительные финансовые средства, которых в тот период не было.
Поэтому единственным способом создания современных институтов юстиции могла стать последовательная и глубокая реформа ещё работавшей системы, оставшейся в наследство от эпохи социализма. Как известно, в советский период в работе судов значительное место занимало уголовное и гражданское судопроизводство, одной из функций суда была судебно-профилактическая. Но все же суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленным к применению мер карательного характера; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось.
Надо признать, что при реформировании доставшейся в наследство новой России советской судебной системы удалось избежать некомпетентности, и она действительно приобрела новое качество. При этом важнейшим компонентом преобразований стали идеи демократизации общества, правового государства и разделения властей.
Задача построения в России правового государства потребовала коренных изменений в сфере осуществления правосудия — превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти. В этой связи исключительное значение имеют новые требования к судебной власти. Как важный социально-политический институт, она должна играть значительную роль в формировании гражданского общества, быть способной реализовать свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, единого экономического и правового пространства Российской Федерации. При этом, считаю возможным и целесообразным предусмотреть в бюджете Российской Федерации определенный процент, выделяемый на функционирование Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в целях обеспечения более полной независимости судебной власти.
Нельзя не согласиться с утверждением Председателя Конституционного Суда России Валерия Дмитриевича Зорькина о том, что стала очевидной необходимость, с одной стороны, осуществлять постоянную корректировку национального законодательства в соответствии с международно-правовыми стандартами, которые Россия признала в соответствующих договорах, а, с другой — отстаивать в законодательстве новые специфические национальные интересы России, которые соответствуют закрепленным в Основном Законе страны коренным национальным интересам.
Во время своего ежегодного послания Федеральному Собранию (приуроченного к 20-летию Конституции), Президент России — Владимир Путин отметил:
«Убежден, что конституционный каркас должен быть стабильным и прежде всего, это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы». По его словам, «жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершенный, мертвый. Точечные коррективы других глав Основного закона, идущие от правоприменительной практики, самой жизни, конечно, возможны, а порой необходимы».
Говоря об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов, Президент подчеркнул:
«Сегодня в трактовке многих законов эти суды часто расходятся, иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же. В итоге возникает правовая неопределённость, а порой и несправедливость, которая отражается на людях. Полагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа — равенства всех перед законом».
Изменение Конституции связано с необходимостью совершенствования судебной системы Российской Федерации и укрепления ее единства, объективности в современных условиях сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким органом становится Верховный Суд Российской Федерации, который также осуществляет в предусматриваемых федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Представляется, что реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия, как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключит возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установит общие правила организации судопроизводства и единообразия в судебной практике.
Происходящее в настоящее время фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В то же время судебная система испытывает острый недостаток в квалифицированных и разносторонних кадрах, нуждается в совершенствовании механизм формирования судейского корпуса. Особую актуальность приобрели вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.
Работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических профессий и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно изменяются нормативно-правовые акты. Судья должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области права, учитывать тенденции развития судебной практики и владеть современными технологиями работы с правовой информацией. В этой связи необходимо усовершенствовать процесс отбора кандидатов на должности судей на стадии квалификационного экзамена в соответствующих экзаменационных комиссиях.
В Государственной Думе находится на рассмотрении соответствующий законопроект (о совершенствовании требований к кандидатам на должности судей, №314591-6), внесенный Верховным Судом. На основании которого, предлагается установить, что к сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане, имеющие высшее юридическое образование с присвоением степени «специалист» или «магистр» и представившие в соответствующую экзаменационную комиссию необходимые документы, указанные в пункте 3 статьи 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Принятие данного законопроекта позволит повысить требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей.
Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловлено необходимостью серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого метода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.
С появлением нового Верховного суда переходный период заканчивается и начинается развитие, характерное для любого государства с устоявшейся судебной системой, где всегда существуют какие-то технические уточнения, совершенствование, модернизация, новые законы и т.п. Значение идеи "объединения суда" подкреплено, к тому же, двумя символическими мерами, адресованными обществу: проведением реформы в знаковый год 150-летия легендарной Судебной реформы 1864 года и переездом нового Верховного суда в Санкт-Петербург, где будут построены соответствующие масштабу мероприятия корпуса.
Известно, что судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности. Поэтому важно — не ослаблять внимание к проведению судебной реформы, которая призвана создать сильную судебную власть, охраняющую и защищающую право как самостоятельную ценность.
Читайте нас в Дзен
Просмотров 18995