"РФ-сегодня"
Местная власть: реальное самоуправление и местное самообложение
Со состоявшегося в Казани общего собрания Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО) стартовала перезагрузка сотрудничества городов и весей страны.
И в мир, и в пир
Межмуниципальное партнерство — важная часть общественной жизни всех стран с развитым самоуправлением. В отличие от европейского местной демократии, веками произраставшей снизу вверх, молодое российское самоуправление складывалось под присмотром государства. В период разграничения властных полномочий в стране действовало специальное Министерство регионального развития, отвечавшее среди прочего и за реформу местного самоуправления. Преобразования коснулись и института межмуниципального сотрудничества. Если образованный Указом Президента Б.Ельцина в 1998 году Конгресс муниципальный образований — КМО, был во многом продуктом инициативы активных мэров и рассматривался в первую очередь как переговорная площадка с федеральной властью, то полномочия сменившего его в 2006 году ОКМО были уже закреплены в базовом 131-м Федеральном законе. Сегодня, в условиях продолжающейся децентрализации власти, задачи межмуниципального сотрудничества расширяются — оно должно окрепнуть, стать выразителем и защитником интересов местного самоуправления, копилкой лучших городских практик.
На собрании были приняты изменения в Устав и структуру Конгресса. Как подчеркнул президент ОКМО председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев: «Для создания эффективной межмуниципальной ассоциации нужна сильная структура. Поэтому создаются палаты и комитеты. Комитеты объединят специалистов с мест и экспертов по направлениям муниципальной деятельности, а палаты, в которые войдут главы, формируются по видам муниципальных образований. Каждый региональный совет будет представлен в каждой из палат руководителями муниципалитетов соответствующего типа. Общероссийские, межрегиональные и специализированные ассоциации и союзы, входящие в Конгресс, образуют координационный совет на правах палаты».
В ряде европейских стран ассоциации межмуниципального сотрудничества имеют право законодательной инициативы. ОКМО таким правом не наделен, но имеет возможность проводить экспертизу федеральных правовых актов, касающихся местного самоуправления. И даже больше — обобщая предложения с мест, направлять их в парламент. Ежегодно Конгресс будет готовить доклад Правительству РФ о состоянии местного самоуправления в стране. Кроме того, он формирует муниципальную часть российской делегации в Палату местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Ну и, конечно, новую актуальность приобретает распространение опыта. С передовых наработок татарстанского — самого многочисленного и одного из наиболее действенных советов — и начали.
С мира по рубчику
Если на заре местного самоуправления оно развивалось там, где его активно внедряли мэры, часто в пику губернскому начальству, то сегодня наибольший эффект там, где местные и региональные власти работают в тесном сотрудничестве. Яркий пример тому Татарстан. «Исходя из оценки местного самоуправления формируется отношение людей к системе органов власти в целом. Поэтому его укрепление, повышение авторитета и эффективности — задача общегосударственная», — сказал Президент РТ Рустам Минниханов, выступая перед делегатами. Муниципалитетам здесь передан ряд дополнительных полномочий, причем делалось это одновременно с финансовым наполнением.
В Татарстане сегодня 956 муниципальных образований, подавляющее большинство из которых — сельские. И даже в такой небедной республике треть из них не обеспечивает свои потребности и вполовину. Остальное — дотации и субсидии. «Мы никогда не делили власть на федеральную, региональную и местную», — рассказал председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. У всех уровней власти общая цель — удовлетворение потребностей людей. Но насколько эффективно — просто из года в год давать деньги сверху? Множество мелких проблем, таких, как благоустройство двора, починку мостика или наведение порядка на территории селяне вполне могут решить и без воспоможествования из Москвы или Казани. Вспомнили про закон о самообложении, позволяющий принимать решение о сборе необходимой местному сообществу суммы на референдуме или сельском сходе.
«Такой опыт уже был в Пермском крае, но там софинансирование шло один к одному и граждане сдавали деньги неохотно, — поделился председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров. Чтобы заинтересовать людей, мы пообещали на каждый собранный рубль добавить четыре из государственной казны».
И дело пошло. В одном селе отремонтировали мост через речушку, в другом поставили ограду у мечети, в третьем разгребли, наконец, старую свалку на окраине. Дальше — больше. Стали на народные деньги оборудовать детские и спортивные площадки, благоустраивать скверики, чистить озера и пруды. Только с начала этого года референдумы по самообложению провели 744 муниципалитета в 39 районах республики. Уже собрали в общей сложности 129 миллионов рублей, а получили от региона больше 400 миллионов. В конце года глава каждого поселения подробно отчитается об использовании каждого рубля. Но лучший из отчетов — ограды и скамейки, качели и мостики, все те многочисленные и нужные мелочи, что так красят сегодня быт односельчан.
Юлия Захватова, г. Казань.
Для инфографики: Сейчас в Татарстане 956 образований. Из них, по данным сайта минфина РТ, только у 77 доля дотаций из других бюджетов в последнюю пару лет не превышает 5% собственных годовых доходов местного бюджета, у 441 доля дотаций превышает 20%, а у 353 поселений дотации составляют 50% от собственных доходов. В общей сложности в этом году из бюджета РТ муниципалитетам будет выделено 8 млрд. рублей.
«По итогам 2014 года в бюджет поселений от граждан поступило 80 млн, софинансирование от государства — 320 млн рублей, а за первое полугодие этого года собрано уже 100 млн рублей, выделено из бюджета — 400 млн».