Марсианские технологии — на Землю. Как работает импортозамещение на Дону
В Ростовской области на научно-экспедиционной базе Южного научного центра РАН в разгаре интересный эксперимент. В огромных синих бассейнах плавают важные усачи - африканские сомы. Плавают вокруг «острова», на котором под постоянным искусственным освещением тянутся вверх листья салата. Плотность их посадки невероятная - практически рыночные «пучки». И растут в разы быстрее, нежели в теплицах и тем более на грядках…
- При помощи аквапоники с одного квадратного метра наших «плантаций» можно собрать по два-три килограмма салата. Урожай - несколько раз в год, - рассказывает мне Татьяна Польшина, сотрудник Института аридных зон ЮНЦ РАН.
И не только в этом плюс новой технологии. Дело в том, что кормом для такой продукции является рыбья «органика» - к слову, наилучшие удобрения для растений. Если «просто» разводить рыб в аквакомплексе, где вода ходит «по кругу», то понадобятся мощные биофильтры. Дело это хлопотное и дорогое. А вот здесь сами растения выполняют роль фильтра. Вместо расходов на их обслуживание - прибыль за счёт урожая салата, петрушки, огурцов, перца, томатов и др.
- Прямо как в фильме «Марсианин» - замкнутая экосистема в ограниченном пространстве. Пригодится, когда полетим на Марс? - спрашиваю учёного.
- Конечно, - отвечает она. - Правда, надо ещё поработать, чтобы всё работало автоматически, причём - с минимальными затратами.
Конечно, до межпланетной экспедиции ещё далеко. Сейчас важнее заняться земными проблемами, внедряя «космические» технологии у нас. Кстати, учёные Центра могут предложить и другие перспективные наработки в области технологий аквакультуры. Однако для их широкого внедрения, считает председатель ЮНЦ РАН академик Геннадий Матишов, нужна серьёзная господдержка. Такая, как в Китае, Норвегии, Вьетнаме, где продукция аквакультуры в десятки раз больше, чем в России. Именно оттуда мы по-прежнему завозим ту же сёмгу и другую рыбу.
Ценник-загадка
Что касается импортозамещения, то, увы, от ряда наших продуктов лично мне пришлось отказаться. Селёдка, расфасованная в металлические круглые банки, стала чаще производиться из замороженного сырья. Вкус не тот, да и мясо, когда режешь, расползается, как тесто. То же самое и баночки с красной икрой. На день рождения взял на рынке щучью - цена немногим меньше, примерно одна тысяча рублей за килограмм, зато вкус «живой».
Тем не менее постоянно поддерживаю рублём земляков. Однако в супермаркетах по ценникам всё труднее определить страну производителя - в итоге мой патриотизм страдает. Взять яблоки. Приходится поднимать ящики, чтобы отыскать наклейки с реквизитами отправителя. На 4-5 сортов яблок приходится только один сорт местных - по 60 рублей за один кг, остальные из Польши и Турции - по 80.
Отечественными продуктами питания, в принципе, можно обойтись. Однако заметил: многие производители переходят на использование пальмового масла, неполезного для здоровья. Почти не стало печенья без «пальмы». В общем, лучше печь пироги дома.
А ведь в стране есть всё, чтобы не везти тот же чеснок из Китая - на любой российской грядке вырастет. К слову, в уходящем году в Ростовской области собрали более 9,8 миллиона тонн зерна - абсолютный рекорд за всю её историю! За 20 лет - более чем трёхкратный рост! Кроме зерна, также небывалый сбор овощей и картофеля.
Сухие грядки «увлажнит» закон?
Свой вклад в успех внесли и законодатели. На Дону действует областной закон, призванный приумножить плодородие местных чернозёмов. Во многом благодаря ему растёт объём минеральных удобрений, вносимых на поля. Стимулируют такие расходы бюджетными субсидиями.
А что же овощи? Понятно: нужно заниматься не только зерновыми культурами. Но Дон - зона рискованного земледелия, где часты засухи. Нужен полив. Однако большая часть оросительных систем - в упадке. Поэтому подготовлен рабочий проект областного закона о мелиорации земель. Его рассмотрение намечено на будущий год.
В сфере АПК Дона реализуется 24 крупных проекта на общую сумму 120 миллиардов рублей. В будущем году в Волгодонске запустят первую очередь завода по производству лизин-сульфата мощностью около 80 тысяч тонн. Здесь будет перерабатываться до 250 тысяч тонн зерна в год! Завод закроет потребность российской экономики в лизине, который пока идёт по импорту. Тем самым решится проблема выпуска премиксов и комбикормов, необходимых животноводам.
Стоит отметить и строительство крупнейшего в Европе комплекса по производству мяса индейки, а также тепличного комплекса мощностью 14 тысяч тонн овощей в год.
Ну а что же со знаменитой донской рыбой? Увы, её уловы сходят на нет - и браконьерство тому виной, и перегруженность Дона судоходством. Об этом говорили недавно в Ростове за «круглым столом». Депутат Государственной Думы Михаил Емельянов тогда отметил: законы не мешают вести в наших реках промышленный лов рыбы в период её нереста. Удивительно: отдельным рыбакам в период нереста с удочкой к берегу и не подходи - запишут в браконьеры. В то же время юрлицам - предприятиям - разрешают ловить в промышленных объёмах! И это нужно срочно поправлять.