Золотые километры новой Ленинградки

Тарифы, установленные концессионером на трассе М11, многим показались заоблачными

14.11.2015 10:00

Автор: Марат Абдуллаев

Многострадальный участок дороги Москва - Санкт-Петербург, пролегающий по ближайшему Подмосковью, вновь оказался в центре скандала. На этот раз в связи с объявленными тарифами на проезд, которые вступают в силу с 16 ноября и существенно отличаются от заявленных прежде. В среднем - в три раза.

Владельцам легковушек, если в будни прокатиться от Москвы до Шереметьева-2, это удовольствие обойдётся минимум в 200 рублей. По максимуму, то есть за все 43 платных километра от Солнечногорска до Первопрестольной, придётся уже выложить до 600 рублей. Для грузового транспорта тарифы в два раза выше, чем для легкового.

Столь хороший аппетит основной инвестор и застройщик дороги - Северо-Западная концессионная компания - объясняет индексацией, «накопившейся» с 2009 года, когда тарифы оговаривались с ГК «Автодор», действующей от имени и по поручению государства. Проезд одного километра оценивался тогда в 3 рубля 60 копеек (без НДС), причём в ценах 2007 года. На индексацию за такое количество лет повлияли дополнительные и непредвиденные расходы, если вспомнить приостановку строительства в связи со скандалом вокруг Химкинского леса. Да и вообще любые масштабные работы на землях ближнего Подмосковья - удовольствие не из дешевых.

1000 гектаров вырубленного леса пришлось компенсировать 500 гектарами свежепосаженного. Отказались от строительства доходной придорожной инфраструктуры на первых километрах от Москвы. Вынуждены были возводить переходы для мигрирующих обитателей леса. Что-то заплатили гражданам за снесённые и опять-таки недешёвые дома. Что-то потратили в виде компенсации за экологический ущерб. Плюс кризис со всеми полагающимися кризису издержками. Таким вот образом и оформились окончательные суммы, призванные возместить потери инвесторов и начать окупать затраты, которые оцениваются в 60 миллиардов рублей. В «собственности» концессионеров дорога будет находиться три десятка лет - почему бы не стартовать размашисто и весомо, тем более, как показали тестовые замеры, пока платный участок был бесплатным, почти треть автомобилистов, пользовавшихся альтернативной и перегруженной пробками Ленинградки, перекочевали на новое шоссе?

«Бойкотировать жадных толстосумов!» - вот, пожалуй, основной рефрен слабеньких протестов у стен Минтранса и, как водится, в социальных сетях. Больше всех негодуют зеленоградцы, уже прикинувшие, что ежемесячно, чтобы доехать до места работы в Москве и обратно, придётся выкладывать от 13 до 16 тысяч рублей. Или - ничего не выкладывать, пользуясь, как прежде, стопорящим во многих местах Ленинградским шоссе.

Однако к хорошему привыкают быстро - Ленинградка в шесть полос, пролегающая через населённые пункты, конечно, не чета десятиполосному и абсолютно свободному платному дублёру. Но чем-то придётся поступиться - либо деньгами, либо комфортом. Платят же иные москвичи до 160 тысяч рублей в год за возможность парковаться в центре города, тогда как у остальных желающих не таким уж тугим оказался кошелёк. И ничего, мир не перевернулся, даже с должности никого не сняли. К тому же концессионеры на манер московских властей апеллируют к общественному транспорту, если кто-то желает добираться до места работы с ветерком. Платный участок для маршрутных автобусов, едущих, кстати, экспрессом, по закону остаётся бесплатным. Что же касается стоимости самого проезда, для тех же зеленоградцев она, как и у остальных москвичей (по карте «Тройка», например), в пределах одной тысячи рублей в месяц.

Для «всех остальных» предоставлен выбор: платить и быстро ехать либо не платить и пользоваться дублёрами, хотя концессионеры считают, что на платном участке трафик вряд ли уменьшится. Сейчас он составляет около 80 тысяч автомобилей в сутки. К тому же, как гласит ставший уже правилом аргумент, когда нужно залезть в карман «роскошествующих» граждан, автомобилисты не самая бедная прослойка населения. И с этим не поспоришь.

Не осталась без ответа и главная претензия тех, кто недоволен объявленными ценами на проезд по участку трассы Москва - Солнечногорск. Дескать, почему на аналогичных платных участках (их, правда, пока кот наплакал и сосредоточены они в основном на трассе М4 «Дон») тарифы меньше в разы? А потому что новая дорога - это первая дорога, построенная концессионным методом. Грубо говоря, частником, хотя и не без участия государства. Вы будете указывать частнику, какую ему цену назначить на колбасу? То-то же. Хотя понятно, что в этой цене наверняка будет учтён аппетит дорожных концессионеров.

Просмотров 2689