Жители России хотят «отдышаться» от ограничений

Тема: Коронавирус COVID-19: что надо знать

Социологи утверждают, что бизнес и граждане ждут смягчения ограничений «сверху» и отхода от запретительной политики

Жители России хотят «отдышаться» от ограничений

Фото: АГН Москва

Для выхода из социального стресса, спровоцированного пандемией, власти должны учитывать запрос людей на снижение запретов — таковы результаты социологического исследования, недавно проведённого в России. Отношения государства и общества в «постпандемический» период необходимо строить на новом общественном договоре — в его основе лежит желание бизнеса и граждан «отдышаться» от ограничений после исчезновения непосредственных эпидемиологических рисков.

Граждане и подданные

В условиях пандемии государство расценивалось как главный контролёр и ограничитель. И это считалось во многом оправданным. Но жизнь после COVID-19 — это прежде всего сильное стремление большинства граждан отказаться от всех ограничений. Об этом говорят результаты исследования Центра социального проектирования «Платформа», которое включило в себя не только опрос россиян, но и интервью с топ-менеджерами и ведущими экспертами в сфере консалтинга.

Социологи фиксируют, что в текущий момент любые ограничения возможностей приобрести продукты «здесь и сейчас» ведут к острому раздражению граждан — 51 процент респондентов согласны с тем, что в обществе слишком много запретов и их количество надо сокращать. Только 15 процентов участников исследования согласны с тем, что, если большинству населения что-то не нравится, государству лучше это запретить. И это не политическое требование — люди просто хотят, чтобы власть им больше доверяла. Как отмечают социологи, всё больше россиян сегодня желают быть гражданами своей страны, а не «поданными». Поэтому нужно оставить людей в покое — они сами возьмут, что им надо.

В период между окончанием санитарно-карантинных мер и избирательной кампанией 2021 года, политика отказа от запретительного уклона поможет оставить стремление общества уйти от ограничений «сверху» в поле общественного запроса и не дать ему перейти в сферу политики. Сегодня людям требуется не набор «карантинных мер», а «политика персонализации, за которой стоит ценность каждого человека», считает заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Асмолов.

Прежде всего нужен новый стиль в сфере контрольно-надзорной политики, которая, по поручению президента, претерпевает сейчас коренное реформирование. Дискуссия о том, как побыстрее воплотить в жизнь условия, при которых сократятся избыточные проверки бизнеса, будет введён мораторий на штрафы за незначительные нарушения, должна стать, как считают социологи, ключевой темой диалога предпринимателей, граждан и власти вокруг ослабления госконтроля и отказа от новых ограничений. Таков запрос значительной части российского общества.

Онлайн-торговля прибавила в социальной значимости

Одним из пунктов нового договора является мораторий на новые меры контроля, которые планировались до наступления кризиса.

Экономисты уверены, что просто вернуться к докризисному регулированию бизнес-процессов не получится, это войдёт в конфликт с общественными ожиданиями. В том числе из-за усиления социальной значимости онлайн-торговли при пандемии — здесь наиболее ярко проявился конфликт между существующей̆ практикой̆ ограничений и требованиями времени. Показателен перезапуск дискуссии о продаже по Интернету медикаментов. То же самое касается никотина и алкоголя — 39 процентов респондентов сочли необходимым разрешить онлайн-продажу спиртного и никотиносодержащей продукции при сохранении возрастных ограничений. Именно такие шаги бизнес сегодня предлагает предпринять властям, чтобы поддержать торговлю в секторе первичного спроса.

«В первую очередь необходимо прекратить давление со стороны правоохранителей и снизить риски ведения предпринимательской деятельности. Нам нужны бизнесы в долгую. А для этого необходимы долгосрочные, стабильные правила, — говорит профессор НИУ ВШЭ Леонид Григорьев. — Что касается наиболее зарегулированных «вредных» бизнесов, главная угроза здесь — это уход «в тень». При условии снижения доходов населения и сохранения давления на легального производителя может вырасти серая зона, как это уже случилось, например, с алкоголем».

Новая экономическая политика

Запрос на отход от запретительного регулирования уже учитывается в Правительстве при разработке мер, стимулирующих экономическое развитие в 2020-2021 годах. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил во вторник, 2 июня, что рассчитывает на то, что интернет-продажа алкоголя в России будет разрешена в 2020 году (цитата по РИА «Новости»). Исследование «Платформы» показывает, что граждане это поддерживают, но не потому, что заинтересованы потреблять больше никотина и алкоголя. Меняется отношение к проблеме — коронакризис лишь обнажил это: в том, что касается здоровья, на первый план выходит работа государства по информированию и формированию позитивной повестки вокруг здорового образа жизни. В то, что запреты могут как-то помочь в будущем, ни граждане, ни бизнес не верят.

Сегодня государству предстоит сделать выбор: либо ответить на возникшие ожидания, либо удерживать среду в прежних форматах регулирования. Впрочем, как уверен профессор МГУ Александр Аузан, январское президентское Послание 2020 года «это попытка предложить новый контракт на основе социальной справедливости, то есть в данном случае поддержки слоев ниже среднего класса». Либо власть поддержит бизнес и потерявших часть доходов потребителей, либо столкнётся с ростом теневого рынка на подакцизные товары.

Автор: Павел Волин

Просмотров 2218

04.06.2020 09:00