Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Законодатели ужесточают требования по своевременной подготовке подзаконных актов

За срыв законотворческой работы Совет Федерации намерен привлекать министров и их заместителей к персональной ответственности

Законодатели ужесточают требования по своевременной подготовке подзаконных актов

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Совет Федерации готовит обращение на имя премьер-министра Дмитрия Медведева, в котором потребует наказать высокопоставленных чиновников Минсельхоза, которые не первый год срывают сроки подготовки подзаконных актов. Соответствующее поручение аграрному комитету палаты регионов дала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе ежегодного совещания с федеральными замминистрами-статс-секретарями, которое прошло 8 декабря.

«Должники» ответят персонально

 Подготовка подзаконных актов только на первый взгляд может показаться оторванной от повседневной жизни россиян — без этих документов не может заработать ни один из законов, которые регулируют важнейшие вопросы социально-экономической сферы. Тема эта давно является болезненной для парламентариев — недаром Госдума в декабре 2016 года приняла поправки в регламент, которые позволяют депутатам не принимать законопроекты к рассмотрению в третьем чтении, если Правительство не предоставляет необходимые подзаконные акты, либо список таких актов с конкретными сроками их выпуска.

Российские изобретатели идут в блокчейн

Год назад этот шаг эксперты называли смелым и даже революционным — только так можно было растормошить министерства, в которых привыкли не особо заботиться о соблюдении сроков по «подзаконникам». Ситуация за год поменялась, однако не так, как это необходимо, — подзаконные акты принимаются с серьёзными задержками, и показатели такой просрочки порой впечатляют. Только по текущему году ряд федеральных министерств задолжали по нескольку десятков обеспечивающих работу законов документов.

Так, по законам, над которыми работает Комитет Совета Федерации по бюджету, за министерствами «висит» 108 не принятых подзаконных актов — и это только за последний квартал! А Комитет палаты по науке и культуре ещё с 2011 года ждёт, когда будет принят важнейший «подзаконник» — порядок выплаты компенсации физлицам и юрлицам за проведение работ по сохранению культурного наследия. Документа нет, и многие реставрационные работы из-за этого остановлены.

По мнению Валентины Матвиенко, проблема срыва подготовки подзаконных актов приобрела уже «ритуальный характер»: «Мы «достаём» её каждый год как ёлочные игрушки перед Новым годом (именно в декабре проходят совещания руководства Совета Федерации и Госдумы со статс-секретарями. — Прим. ред.), а потом убираем обратно в сундук, до следующего Нового года». И спикер дала понять — палата регионов не намерена терпеть игнорирование со стороны министерств.

Наибольшее возмущение у спикера Совета Федерации вызвала работа Минсельхоза. Причина — министерство тормозит процесс создания овощехранилищ. «Объём выпуска овощной продукции растёт, труженики села вкалывают. А дальше? Дальше всё это гниёт — негде овощи хранить! Президентом ещё два года назад поставлена задача решить проблему, мы приняли закон в декабре 2015 года. Но для применения новых норм Минсельхозу надо утвердить подзаконные акты, которых до сих пор нет», — сообщила Валентина Матвиенко.

Автоматизированная система подзаконных актов существенно повысит и контроль за их подготовкой, и их качество.

По её словам, «это классический пример, как можно «забюрократить» тему». «Два года вопрос мотают, уже вынесли и согласованное постановление Правительства. Но чиновники Минсельхоза нашли-таки крючок, что у них якобы «нет полномочий». Мы намерены жёстко требовать принять эти акты незамедлительно, два года срывать сроки — это вопиющий случай», — заявила спикер.

Валентина Матвиенко дала поручение аграрному комитету Совета Федерации в самое ближайшее время подготовить запрос на имя председателя Правительства и потребовать «жёсткого наказания виновных». «Будем действовать теперь так. Попрошу статс-секретарей, которые являются главными координаторами законопроектной деятельности и главными коммуникаторами с парламентом, самым строжайшим образом следить за сроками (подготовки подзаконных актов. — Прим. ред.). При этом министерства срывают сроки, которые сами же и предлагают, — ну доколе? Думаю, сейчас встанет вопрос персональной ответственности конкретных замминистров, а после — и глав министерств», — считает председатель Совета Федерации.

Мораторий на поправки

Впрочем, Совфед не склонен всё сводить к репрессиям — есть и другие инструменты, которые будут стимулировать расторопность министерских чиновников. Один из них — создание автоматизированной системы подзаконных актов — по аналогии с той, которая действует в отношении законопроектов и отслеживает все этапы их принятия. При этом зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционной деятельности Людмила Бокова заметила — в такой системе министерствами должны указываться и причины того, почему тот или иной подзаконный акт не выпущен в срок.

В Госдуме началось электронное обновление

Также она настаивает на том, чтобы цифровизация была внедрена и в законотворческий процесс — сейчас многие сотрудники парламента должны вносить данные вручную. «Это — каменный век. Нам нужно законодательно прописать эту сферу законотворческого процесса. Мы много говорим о «цифровизации», но остаёмся сапожниками без сапог», — считает сенатор Бокова.

Валентина Матвиенко заверила, что палата регионов намерена серьёзно заняться этим вопросом и жёстко отслеживать взаимодействие с Правительством в рамках такой работы. «Автоматизированная система подзаконных актов существенно повысит и контроль за их подготовкой, и их качество. Можно посмотреть на опыт Германии, где существуют «электронные помощники» и которые могут вносить сквозные поправки сразу в несколько нормативных правовых актов», — рассказала спикер.

Ещё одна наболевшая тема — хаотичное внесение изменений в законы. Здесь Валентина Матвиенко привела в качестве плохого примера закон о госзакупках — из-за частых поправок в нём постоянно меняются «правила игры». В этой связи сенатор предложила не пытаться выглядеть «умнее древних греков», которые считали, что «если исправление закона незначительно, то от него не может быть столько же пользы, сколько вреда». «Предлагаю ввести условный мораторий на хаотичное внесение изменений в законы. А поправки в один и тот же закон рассматривать не чаще, чем один раз в сессию», — заявила Валентина Матвиенко.

Также она призвала Правительство быть решительнее в своей позиции по отношению к тому или иному закону. С позапрошлого года уже завис законопроект по регулированию прав на результаты интеллектуальной деятельности, хотя этого закона ждут очень давно. «То же самое происходит по целому ряду других законов. Пора определиться — либо ускорять их принятие, либо окончательно от них отказаться. Иначе возникает недоверие к власти, население считает, что мы недееспособны», — сказала Валентина Матвиенко, обращаясь к статс-секретарям.


Порядок рассмотрения и принятия законов в палатах Федерального Собрания РФ

1. Государственная Дума

В соответствии с Конституцией РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным органам субъектов Российской Федерации. Законодательной инициативой также обладают Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их полномочий.

Принципиальным является положение о том, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. Порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой определяется регламентом.

При внесении законопроекта в палату парламента он регистрируется и докладывается председателю Государственной Думы, который направляет весь пакет документов в профильный комитет для рассмотрения и подготовки к заслушиванию на пленарном заседании.

Пакет документов к законопроекту должен в обязательном порядке содержать перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению. Также должен быть приложен перечень подзаконных актов, которые необходимо будет принять после принятия закона. Это могут быть постановления Правительства, приказы министерств, ведомственные инструкции и т. д.

Так, при принятии Федерального закона об индексации пенсий необходимо подготовить несколько подзаконных актов — постановления Правительства, которые определяют порядок индексации, нормативные документы Минфина, инструкции для кредитных организаций, начисляющих пенсии. Иначе пенсионеры не получат проиндексированные пенсии.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трёх чтениях на пленарных заседаниях.

Предварительно законодательные инициативы проходят рассмотрение на комитетах. Наиболее социально значимые и имеющие общественный резонанс законопроект, такие, как о реновации в Москве, выносятся на общественные обсуждения и парламентские слушания.

Решение о рассмотрении законопроектов в первом, втором и третьем чтениях принимает Совет Думы, который проводит свои заседания накануне пленарных.

2. Совет Федерации

В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации.

Отсутствие заключений Правительства в документах и материалах к федеральным законам, предусматривающим расходы федерального бюджета, может служить основанием для отклонения Советом Федерации.

Совет Федерации также может отклонить рассмотрение федерального закона в случае отсутствия перечня подзаконных актов, необходимых для реализации норм закона.

3. Президент РФ

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.