Зачем нам Полярный кодекс
Почему продолжается отток населения из арктических регионов России?
Что происходит с реализацией приоритетных программ по освоению отдаленных территорий? Из-за чего буксует принятие закона об Арктической зоне страны?
Об этих и других темах в своей статье размышляет председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и дальнего Востока Николай Харитонов
Исторически Россия — ведущая арктическая держава. И потому сегодня перед страной стоят стратегически важные задачи по дальнейшему освоению и развитию Российской Арктики.
Одним из ключевых факторов освоения Арктики является развитие Северного морского пути. В советские времена он был очень востребован. Но сегодня от Архангельска до Чукотки нет ни одного приличного порта, вся сопутствующая ему инфраструктура сильно изношена. Какие-то надежды на исправление ситуации появились в 2012 году, когда был принят закон о Северном морском пути, и затем в 2013-м — после принятия Стратегии развития Арктической зоны. Но, увы, только надежды, потому что им не сопутствовало, на мой взгляд, главное — необходимая координация действий органов власти. Можно было бы предположить, что часть проблем решит новая редакция госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Но пока в проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы расходы на нее не предусмотрены. Поэтому, уверен, основную часть проблем мы снимем, приняв закон об Арктической зоне России. Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока неоднократно указывал на это, принимая участие в обсуждении готовящегося документа. Но, к сожалению, для внесения этого законопроекта в Государственную Думу пока не хватает политической воли.
В какой-то степени повторяется ситуация двухлетней давности, когда активно разрабатывался проект федерального закона об ускоренном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. Депутаты — члены комитета — участвовали в деятельности рабочей группы, давали свои предложения. Но, главное, настаивали на том, что нужен именно ЗАКОН о развитии Дальнего Востока, а не только госпрограмма. Потому что закон надо выполнять, а программу, как показывает практика, можно корректировать, уменьшать финансирование.
Что и происходит сегодня. Несмотря на то что развитие Дальнего Востока — национальный приоритет XXI века, расходы на профильную госпрограмму ежегодно сокращаются. В проекте федерального бюджета на 2017 год на нее предусмотрено 17,86 миллиарда рублей, что существенно ниже цифр, обозначенных в паспорте программы. При этом принято решение о досрочном прекращении ФЦП экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года. Комитет на своем заседании при рассмотрении законопроекта федерального бюджета на 2017-2019 годы отметил даже, что в госпрограмме практически не осталось мероприятий, направленных на решение проблемы транспортной доступности дальневосточных территорий.
Для Арктики эта тема имеет особое звучание. Политика государства должна быть направлена на повышение ее привлекательности для населения и это должно быть отражено в проекте закона, потому что пока в арктических регионах продолжается отток трудоспособного населения и кадров с высокой квалификацией. Остановить этот процесс возможно только при создании комфортных условий для работы и проживания людей.
Всегда надо помнить, что самое ценное на любой территории — это люди, которые там живут и работают»
Пока не создана необходимая законодательная база для решения существующих геополитических, экономических, социальных, экологических проблем и задач развития Арктической зоны России, процесс этот будет продолжаться. Ведь действующие законы в основном направлены на социальную защиту и поддержку северян. Но и они несовершенны, их явно недостаточно для системного освоения региона. В них даже не полностью решены вопросы пенсионного обеспечения северян и оплаты проезда к месту отдыха и обратно.По моему глубокому убеждению, одним так долго обсуждаемым законом об Арктической зоне России не обойтись. Нужен свод законодательных актов с названием Полярный кодекс, в котором детально были бы прописаны все современные аспекты и нюансы, необходимые для освоения Арктики. И если ставить перед собой такую масштабную задачу, то необходимо наладить, прежде всего, эффективное взаимодействие субъектов Федерации. Арктические регионы страны также обладают правом законодательной инициативы, как и все другие, только почему- то порой забывают об этом.
Свод законов для освоения и развития Арктики, их разработка связаны с необходимостью создания единой нормативно-правовой базы для эффективного функционирования и развития Арктической зоны, комплексного решения стратегических задач развития входящих в макрорегион территорий в рамках реализации единой долгосрочной государственной политики и применения специальных мер государственного стимулирования и поддержки, а также выделения Арктической зоны в качестве самостоятельного объекта государственного управления.
Чем должен быть наполнен этот Полярный кодекс, нам тоже понятно. В наш комитет поступают предложения от субъектов Федерации по внесению изменений в действующее законодательство, направленные на введение экономических стимулов для работодателей по созданию дополнительных рабочих мест для молодежи, созданию системы льготного кредитования на приобретение жилья для молодых семей, приезжающих в районы Севера, Дальнего Востока и Арктики. Есть предложения по совершенствованию социальных гарантий и жилищного обеспечения молодых специалистов, из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, возвращающихся в места компактного проживания; по установлению компенсации части стоимости жилищно-коммунальных услуг для вновь прибывших молодых работников на срок до выработки ими стажа работы, дающего право на получение процентной надбавки за работу в условиях Крайнего Севера в предельном размере; по установлению права для лиц моложе 35 лет на получение процентной надбавки к заработной плате в полном объеме с первого года работы, если они проживали перед началом трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет. Комитет поддерживает такие предложения, но в жизнь их претворить пока достаточно сложно: все они являются финансово затратными. Но в перспективе ко всем этим предложениям все равно придется возвращаться.
Пока же речь идет лишь об одном законопроекте. В нем предусматривается, что основой для развития Российской Арктики должны стать опорные зоны, которые представляют собой комплексный проект социально-экономического развития региона. Законопроект направлен на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривает скоординированное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития, а также механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Формирование опорных зон позволит обеспечить создание условий для освоения ресурсной базы Арктической зоны и российского континентального шельфа, совершенствование транспортной инфраструктуры (включая объекты двойного назначения), развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной судоходной артерии, а также формирование благоприятных условий для предпринимательской, хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне.
Добывая в Арктике многочисленные минерально-сырьевые ресурсы, развивая инфраструктуру региона, повышая качество жизни населения, в том числе коренного, крайне важно не навредить. Прежде всего, необходимо сохранить уникальную экологию северной природы. Для этого следует усилить ответственность за соблюдение экологических норм крупными промышленными компаниями, но при этом соблюсти равновесие интересов.
В сфере социального развития Арктической зоны законопроектом предусматриваются меры поддержки и совершенствования систем образования, туризма, культуры и культурного наследия.
Всегда надо помнить, что самое ценное на любой территории — это люди, которые там живут и работают. Еще совсем недавно Арктика, Север и Дальний Восток как магнит притягивали молодых людей, искавших не только романтики, но и интересной и благополучной жизни. Сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот. В этой связи хочу напомнить: там, где проживает наш, российский человек, там наша территория!