В борьбе с коррупцией нет скидки на ранги и чины…
15 лет назад, 1 декабря 2001 года, Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.
За прошедшие годы наша страна, как отметил Владимир Путин, стала одним из лидеров в системе противодействия легализации криминальных доходов. О том, какой вклад вносят в этот процесс законодатели, рассказал председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев
ОТ ЧЕРНОГО СПИСКА ДО ЗАКОНОДАТЕЛЯ СТАНДАРТОВ
-Василий Иванович, в 2000 году Международная группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) включила Россию в свой черный список, а сегодня, по мнению экспертов, мы уже сами можем задавать стандарты для других стран. За каких-то полтора десятка лет пройдена дистанция огромного размера. Благодаря чему?
-С 2000-х годов началось активное развитие и изменение российского законодательства по всем векторам деятельности государства, в том числе и по части регулирования противодействия совершению преступлений в экономической сфере. Процветанию теневой экономики и серых схем, росту коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство нечеткими правилами, неоправданными ограничениями. Это отметил Владимир Путин в своем первом ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ. Мириться с этим было нельзя. Подписав конвенцию, мы конкретизировали свои обязательства в ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года.
Почему так актуальна и для России, и для многих других стран проблема правовой оценки отмывания преступных денежных средств? Дело в том, что при совершении таких преступлений нарушаются уже сложившиеся и возникают абсолютно новые экономические отношения. Они строятся на противозаконной основе — использовании средств или имущества, полученных криминальным путем. Это тормозит экономическое, техническое и научное развитие страны, наносит ущерб стратегическим интересам государства, подрывает его престиж на международной арене. Внутри же страны отмывание денежных средств или иного имущества криминального происхождения удобряет почву для дальнейшего роста преступности, в том числе и организованной. Да и «чисто экономическая» преступность в последнее время все чаще используется в финансировании террористической и экстремистской деятельности.
ФЗ-115 — ключевой закон в сфере противодействия отмыванию денег. Так, с 2009 года введена обязательная идентификация физических лиц, если сумма платежей и страховых премий превышает сумму 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте — эквивалент 15 000 рублей (а не 30 000 рублей, как было ранее). Раз снижается сумма, по которой может быть осуществлена анонимная операция, значит, возрастает эффективность контроля за денежными потоками.
-Девальвация рубля как-то сказалась?
-Да, теперь пороговая сумма операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты без идентификации физлица законодательно повышена с 15 тысяч до 40 тысяч рублей. Это удобно для граждан, так как именно такие небольшие суммы составляют большинство операций, и снижают нагрузку на работу банков.
В 2014 году Госдума приняла ФЗ-110, направленный на противодействие финансированию терроризма. В первую очередь речь идет о мерах борьбы с анонимными финансовыми транзакциями. В нем впервые на федеральном уровне законодательно закреплен институт упрощенной идентификации, установлены случаи ее применения и закреплены процедуры. Она распространяется только на клиентов-физлиц, которые совершают переводы денежных средств без открытия банковского счета.
ИНСТИТУТ КОНФИСКАЦИИ
-Можете назвать наиболее важные положения этого закона?
-Согласно ему, платежные агенты не могут принимать денежные средства в пользу кредитных организаций. Запрещен анонимный перевод от юрлица или предпринимателя к физлицу. Получатель должен быть либо идентифицирован, либо при использовании неперсонифицированного средства пройти упрощенную идентификацию. Таким образом, снижены риски использования физлиц в качестве анонимных посредников между юрлицами. Все продумано и с некоммерческими организациями. Операции по получению НКО имущества из иностранных источников, а равно расходование такими НКО средств подлежат обязательному контролю в случае, если сумма операции равна или превышает 100 тысяч рублей (вместо 200 тысяч ранее).
-Власть часто критикуют за недостаточность применения института конфискации в законодательстве. Вы согласны с этим?
-Ну, смотрите сами. Еще в 2006 году в УК РФ введен институт конфискации — 75 составов. По приговору принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства подлежат деньги и имущество: полученные в результате совершения преступлений; так или иначе преобразованные с участием имущества преступного происхождения; используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества; орудия, оборудование или иные средства совершения преступлений.
При невозможности конфискации предмета конфискуется его денежный эквивалент или имущество, не связанное с преступлением. Далее, законодатели предусмотрели конфискацию имущества денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате получения взятки (ст. 290) либо предмета коммерческого подкупа (ст. 204).
К мерам борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, относится и установление различных форм материальной ответственности. Вред, причиненный, например, хищением, возмещается до конфискации. Если имущества недостаточно, то сначала возмещается вред, потом оставшаяся часть конфискуется. В случае, когда должностное лицо не представляет сведений, подтверждающих приобретение имущества на законные доходы, оно обращается в доход государства. Речь идет о земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, акциях и так далее. Это и есть контроль за расходами.
-Как взаимодействует Россия с другими странами в борьбе с отмыванием незаконных доходов? Используем ли мы международный опыт?
-Введенные нашим законодательством усиленные меры контроля отвечают тенденциям в мировом законодательстве. В США, Германии, Франции тоже ограничиваются анонимные платежи. В Соединенных Штатах согласно закону о патриотизме от 2001 года специально уполномоченный орган пресекает деятельность неформальных банковских систем по переводу денег без ведения учета пользователей и соблюдения уголовного законодательства, то есть вне контроля государства.
БОРЬБА С СЕРЫМИ СХЕМАМИ
-Чем отличаются подходы России?
-Мы большое значение придаем объединению усилий противодействия отмыванию нелегальных доходов не только в глобальной сфере, но и в рамках Евразийского региона.
В 2004 году по типу ФАТФ была учреждена Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), членом которой является Россия. В этот процесс позже активно включились таможенные органы Таможенного союза. Рекомендации ФАТФ в Евразийском экономическом союзе реализуются через подразделения финансовых разведок. Они контролируют сбор и анализ информации в финансовой сфере с целью выявления и пресечения криминальных денежных потоков. Недавно отметивший свое 15-летие Росфинмониторинг стал неотъемлемой частью системы национальной безопасности страны.
Одним из приоритетов интеграционного взаимодействия государств ЕАЭС является формирование общего финансового рынка. В июне этого года Евразийская экономическая комиссия получила статус наблюдателя ЕАГ. Станет проще выявлять и пресекать серые схемы вывоза капиталов из ЕАЭС. По Договору о порядке перемещения физлицами денег и их инструментов через таможенную границу ввоз/ вывоз не ограничивается. Но если суммарно он превышает в эквиваленте 10 тысяч долларов, то подлежит таможенному декларированию в письменной форме.
Благодаря всем вышеперечисленным мерам Россия за последние несколько лет укрепила свои позиции в качестве одной из ведущих стран, поддерживающих и соблюдающих требования ФАТФ и других международных структур.
-Иногда создается впечатление, что ФЗ-115 акцентирован больше на борьбу с финансированием международного терроризма, чем на борьбу с легализацией всех доходов, полученных преступным путем?
-Это не так. Россия идет по пути установления жестких механизмов борьбы с легализацией всех преступных доходов. Для этого создана комплексная национальная система противодействия данному процессу. И сегодня она уже показывает позитивные результаты. Вот только некоторые данные Росфинмониторинга на начало 2016 года: пресечены попытки причинения ущерба государству на сумму более 300 миллиардов рублей, возмещены активы — более 265 миллиардов, конфисковано имущество — более 3 миллиардов рублей, возвращено налогов — более 16 миллиардов рублей.
Поскольку способы легализации преступных доходов непрестанно совершенствуются, постольку в каждый временной промежуток они не представляют собой исчерпывающий перечень, а служат лишь ориентиром. В кризисной ситуации значительно возросли темпы развития теневой экономики, а ее криминальный сектор — один из источников доходов для целей отмывания. Не снижается и количество преступлений коррупционной направленности. Но с другой стороны, законодательство жестко и строго реагирует на подобные нарушения. И задержание министра экономического развития Алексея Улюкаева показывает, что в борьбе с коррупцией нет скидки на ранги и чины. Перед нами в последнее время прошла целая череда высших должностных лиц регионов и федеральных чиновников, привлеченных к ответственности за коррупционные преступления.
ВОЙНА «ПРИЮТАМ БЕГЛЫХ ДЕНЕГ»
- В числе каналов незаконного вывоза денег называют офшоры и их финансовые структуры…
- В области регулирования офшорного сектора надо отметить 2013 год. После скандала с Кипром появились новые «приюты беглых денег», например, Литва, Сингапур, Гонконг. Причем более активное их движение наблюдается именно в сторону азиатских офшорных зон.
Вся проблема в том, что деньги переводятся в разные концы света моментально, а сложившаяся международная практика запросов не позволяет проводить работу в ре жиме онлайн. Требуется много обязательных формальностей — языковой перевод, сбор и предоставление доказательств и тому подобное. То есть пока невозможно незамедлительно реагировать на сигналы о совершении подозрительной сделки. Это ставит задачу разработки и внедрения механизмов, позволяющих оперативно обмениваться информацией между всеми участвующими в процессе противодействия подобным преступлениям структурами, чтобы снять излишние бюрократические барьеры.
При этом важно, чтобы любые наши меры на международном уровне не противоречили интересам России и не угрожали ее безопасности. В числе таких шагов можно назвать, например, запрет на участие госкорпораций и акционерных обществ с госучастием в офшорных схемах. Изменения внесены в Бюджетный, Налоговый и Уголовный кодексы РФ, законы «О банке развития», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На Минфин России возложена обязанность по формированию и ведению Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих в отношении юридических лиц раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Юрлица, местом регистрации которых является государство или территория, входящие в вышеуказанный перечень, признаются офшорными компаниями. Российское законодательство запрещает также предоставлять субсидии и бюджетные инвестиции офшорным компаниям, а также российским юрлицам, если в их уставном капитале доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов.