Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Уроки права. К 25-летию Конституции Российской Федерации

12.12.2018 18:20

Автор: Ксения Редичкина

Уроки права. К 25-летию Конституции Российской Федерации
Павел Крашенинников. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

12 декабря в Россия отмечают знаковый праздник — День Конституции, которой в 2018 году исполнилось четверть века. Как создавали Основной закон страны, зачем россиянам его знать и надо ли делать День Конституции официальным выходным днём, изданию рассказал один из тех, кто участвовал в подготовке документа - глава Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

- Павел Владимирович, о празднике россияне знают, но как популяризировать Конституцию?

- Конечно, нужно разъяснять основные права и обязанности каждого и где они закреплены, чтобы граждане обращали больше внимания на главный закон страны. Я считаю, что для этого необходимо ввести в школах уроки основ правоведения для старших классов. Дети благодаря ему будут лучше понимать, что из себя представляет Основной закон их государства и как их жизнь с этим связана. Для этого, кстати, во многих регионах страны Ассоциация юристов России сейчас проводит правовой диктант. А в Магнитогорске даже прошёл конкурс детских рисунков по Конституции под названием «Рисуем право», в организации которого я принимал участие.

- Конституция глазами детей?

- Примерно так. Они рисуют не саму Конституцию, а то, как они представляют себе её вторую главу, посвящённую правам и свободам человека и гражданина. Есть рисунки по каждой статье.

В России празднуют День Конституции
- Как рассказывать молодому поколению о том, почему 25 лет назад, 12 декабря 1993 года, одновременно состоялись первые выборы в Государственную Думу, в Совет Федерации и голосование по проекту конституции?

- Надо начать с того, что это не случайность. Выборам и голосованию предшествовали бурные политические события, среди которых самым трагическим стал расстрел Белого дома. И не с кондачка родился проект Конституции. Было несколько вариантов, проводили большое количество совещаний, но главная трудность состояла в том, что шла жёсткая война законов между Российской Федерацией и ещё не распавшимся СССР — неслыханная история.

Вся конструкция законодательной базы страны стала расползаться. Каждая сторона доказывала, что их акт важнее и применять нужно именно его. Затем Советский Союз перестал существовать, а огромное нагромождение законодательных актов разного времени осталось. Надо было как-то выходить из этой катастрофической ситуации, устанавливать правила для государства, общества, граждан. В начале 90-х я являлся экспертом в Верховном Совете и был свидетелем, как «с голоса» принимались поправки в Конституцию РСФСР 1978 года - ужас, — без проработки с профессиональным и гражданским сообществом.

- Она действительно требовала не просто реформирования, а замены?

- Да, потому что никак не ложилась на нашу постсоветскую действительность. В брежневской конституции было сказано, что ядро системы — компартия, а в стране уже появился институт президента, конституционный суд. И первым, кто поставил политическую цель разработать новую конституцию, был Борис Ельцин. В 1993 году он издал Указ «О Конституционном совещании», первое заседание которого прошло 5 июня 1993 года в Кремле. К счастью, удалось отстоять нормы, посвященные защите прав и свобод гражданина России, что прописано в главе второй Конституции, и заложить мощную правовую основу для развития отраслевого законодательства, например гражданского, семейного, уголовного.

В октябре — ноябре 1993 года президентский проект конституции РФ прошёл окончательную доработку и был вынесен президентом на референдум 12 декабря, именно в этот день мы отмечаем День Конституции.

- Тяжело определялись полномочия регионов?

- В Конституции установлен перечень полномочий, находящихся в исключительном ведении Федерации, и перечень полномочий совместного ведения России и её субъектов. Определённость полномочий Центра и регионов укрепила страну, юридически объединила её. Были предложения создать субъекты Федерации исключительно по территориальному признаку, но это был бы путь в пропасть. Напомню, что на Северном Кавказе шли боевые действия. Национальная политика — очень тонкая материя, требующая мудрых и взвешенных подходов. Популистские предложения в итоге были не приняты.

К счастью, удалось отстоять нормы, посвященные защите прав и свобод гражданина России и заложить мощную правовую основу для развития отраслевого законодательства.

Хочу подчеркнуть ещё один важный момент. Иногда слышу, как студентам говорят, что у нас парламентская республика. Нет, у нас президентская республика, сильная власть главы государства. Президент — гарант Конституции, Верховный главнокомандующий, он подписывает законы, назначает федеральных министров, имеет много других важных полномочий.

- Но при этом парламенту и конституции уделено большое внимание с учетом федеративного устройства страны.

- Всё верно. В Конституции говорится, что в Совете Федерации должно быть два представителя от каждого региона. Один — от исполнительной власти, другой - от законодательной. Что касается Госдумы, то в Конституции также записано, что туда избираются от территориальных округов или политических партий. То, что теперь эти палаты называют «верхняя» и «нижняя», придумали журналисты. Но вообще-то ни одна из них не стоит на ступень ниже или выше другой. У палат к тому же есть свои контрольные и бюджетные полномочия, а также полномочия, связанные с решением кадровых вопросов.

- На рассмотрение Госдумы за 25 лет неоднократно вносились законопроекты о создании в России Конституционного Собрания. Как вы к этому относитесь?

Государственная Дума менялась вместе с обществом
- Я к этому отношусь нормально. Что касается содержания, то пока в проектах предлагаются не универсальные нормы, а прослеживается зависимость от текущей политической ситуации, в которой такой законопроект вносится на рассмотрение депутатов. И, как правило, он направлен на решение задач, не связанных с подготовкой основного закона. При этом законопроект на эту тему должен быть качественно проработанным. Все инициативы, которые я видел за последнее время, были откровенно слабые и скорее направленные на слом, чем на строительство.

- Вы вообще не сторонник изменений Основного закона?

- Нет, и запятую не трогал бы. В нашей Конституции нет вакуума, она прошла испытание временем. Нам повезло, что те авторы, которые готовили её, имели дар предвидения и смогли сделать документ универсальным. Нам надо просто учиться у них. Сергей Алексеев, Юрий Калмыков, Анатолий Собчак, Вениамин Яковлев оставили нам, кроме Основного закона, огромное творческое наследие.

- Недавно среди россиян провели опрос, и половина высказались за то, что Конституцию пора корректировать. При этом больше трети её вообще не читали. Как такое возможно?

- Люди вообще любят всё время что-то менять. Разве нет? Но в вопросах, связанных с Конституцией, лучше быть консерватором. С одной стороны, может быть, и хорошо, если люди никогда не открывают какой-то закон, например Уголовный кодекс. Если выстроить ряд жизненных приоритетов, то и Конституция точно не будет на первом месте. Но, с другой стороны, всё открыто и доступно, надо просто сделать так, чтобы гражданам стало интересно читать Конституцию, тем более что любопытство нам свойственно.

- Опыт каких стран использовался при написании нашего главного закона?

66 процентов россиян считают, что Конституцию надо пересмотреть. Об этом свидетельствуют результаты опроса ФОМ, проведённого в октябре 2018 года. Ещё 20 процентов уверены, что ничего менять не надо, 14 процентов затруднились ответить.
- Изучались конституционные процессы стран Европы и США, но ничего оттуда не списывалось. Я, конечно, был тогда ещё совсем маленьким (смеется), работал начальником управления в Минюсте, но знаю, что обсуждался опыт разных стран и опыт царской России — конституционной реформы 1906 года. Нельзя же писать такие важные документы, как Конституция, не изучив чужие опыты в этом вопросе.

К сожалению, вопросы типа «откуда взяли ту или иную статью» или «какую страну взяли за базу», до сих пор задаются. Ну что ж, видимо, мало рассказываем.

- С 1994 по 2004 год День Конституции был государственным праздником и выходным днём, а затем его причислили к памятным датам России. Таким образом, выходной исчез. Может, стоит вернуть?

- Вопрос с праздниками у нас очень непостоянный — мнение россиян по поводу выходных меняется быстро. То хотят отдыхать много, то не хотят. Тем не менее впереди череда январских выходных и делать ещё один в декабре необходимости не вижу. Да и, устраивая лишний выходной среди месяца, мы не привлечём больше внимания к Конституции. Потому повторюсь: я за стабильность не только главного закона страны, но и порядка выходных дней у её граждан.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 7603

Ещё материалы: Павел Крашенинников