Проблема правового просвещения и гражданского воспитания подрастающего поколения в России — одна из наиболее актуальных и острых. Это задача всеобщая, в решении которой есть место как парламентариям всех уровней, так и школе
Гражданская ответственность и патриотизм народа, прежде всего молодежи, которой принадлежит будущее, — одно из самых важных условий экономического, социального и политического развития России, ее продвижения по пути демократии. Парламентаризм, являясь важнейшей формой народовластия, представляет собой неотъемлемую часть гражданского общества. В его основе — участие граждан в выработке и реализации политических, правовых, социально значимых решений.
Быть гражданином — это прежде всего любить свою Родину, следовать принятым законам и нормам. Без знания законов и исполнения их, соблюдения прав и выполнения обязанностей нет и не может быть истинного гражданина и патриота. Воспитать гражданина — значит подготовить молодого человека к управлению делами, экономикой страны, выполнению функции хозяина и труженика, организатора и исполнителя, защитника Родины.
Процесс этот многогранный, динамичный. В нем участвуют все общественные институты — семья, школа, вуз, общественные и молодежные объединения и организации, СМИ, армия, церковь… Но цель у всех должна быть одна — формирование у молодежи сознания в духе любви к Отечеству и активной жизненной позиции. Эти цели и мы ставим перед собой, встречаясь с юными ямальцами.
Не первый год в образовательных учреждениях Ямала проводятся уроки, посвященные парламентаризму, знаниям о государстве, обществе и праве, на которых в роли преподавателей выступают депутаты Законодательного Собрания Ямала. В этом году уроки были посвящены 20-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации и выборов депутатов Федерального Собрания РФ.
История парламентаризма в определенной степени сопоставима с историей общества. Ведь в парламентаризме проявляются особенности исторического момента, общественного и государственного бытия конкретной страны, ее национальных традиций, правовой культуры. Сегодня, к большому сожалению, в нашем обществе недостаточно сформирована система социально-политических интересов, нет общепринятого и устоявшегося представления о парламентаризме как существующей во многих странах политико-правовой реальности, хотя, конечно, все мы к этому стремимся.
Поэтому нам очень важно донести до каждого подростка, который сегодня находится на пороге взрослой жизни, понимание того, что именно ему в ближайшей перспективе предстоит взять в свои руки управление государством и ответственность за развитие и благополучие страны.
Радует, что молодежь проявляет интерес к парламентской тематике. Однако, например, на моих занятиях далеко не все присутствующие были осведомлены о работе законодателей, многие априори не считали эту тему интересной. Я всегда объясняю ребятам, что создание закона — сложный, серьезный и ответственный творческий процесс. И судя по тому, что после каждой встречи ребята активно задают вопросы, связанные с особенностями политической системы России, рассуждают о парламентаризме и законотворчестве, я полагаю, нам удается заинтересовать и стимулировать к дальнейшему самостоятельному усвоению этой темы.
Роль парламентария молодые люди могут «примерить» уже сейчас. И не только в рамках Молодежного парламента при законодательном органе. У ямальских старшеклассников есть возможность побывать с экскурсией в Законодательном Собрании и своими глазами увидеть работу депутатов. А в зале, где проходят наши заседания и принимаются законы, ребята могут не только посидеть в депутатских креслах, но и испытать себя в роли народных избранников — попробовать найти решения по некоторым вопросам, которые ставит перед депутатским корпусом население округа, и осознать весь груз ответственности, лежащей на плечах парламентариев.
Каждый сегодняшний школьник обязательно станет избирателем, а кто-то, возможно, и парламентарием. От того, какой выбор сделает подрастающее поколение сегодня и на чем этот выбор будет основан,зависит будущее всей страны»
Сергей Харючи, председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа
|
Я всегда призываю ребят активно участвовать в конкурсах и программах, развивающих правовые навыки. Мы не первый год проводим конкурсы сочинений и рефератов, рисунков и фотографий, творческих проектов и законодательных инициатив. Такие мероприятия позволяют нам не только заинтересовать детей вопросами права, но и увидеть правовую действительность глазами ребенка, понять особенности детского восприятия прав и обязанностей, законов. Это как некий мониторинг молодежного мнения, где школьникам и студентам предоставляется возможность поразмышлять не только о развитии парламентаризма в нашей стране, но и об их собственном участии в строительстве демократического государства, решении злободневных проблем.
В советское время была целая система правового просвещения и воспитания, она носила общегосударственный характер. Помимо этого, была сформирована эффективная и четкая координация деятельности между различными органами и учреждениями, так или иначе вовлеченными в процесс просветительской деятельности. Работая в комсомоле, мы проводили лектории, посвященные тематике решений «партии и правительства», существовали специальные секции правовой пропаганды среди молодежи. Действовали лекторские группы при райкомах комсомола.
В начале девяностых наша страна встала на путь построения демократического правового государства, таким образом вернувшись на 70 лет назад в своей истории к зарождавшимся еще в начале XX в. постулатам о демократии, парламентаризме и прочим сопутствующим категориям. Современная молодежь родилась, вырастает и воспитывается в новых политических, экономических и социальных условиях развития России. Вместе с тем, вся четкая и налаженная система правового просвещения советского периода с ее методами и средствами была забыта. Плоды этого мы пожинаем и сегодня: низкая активность молодежи в социальной и политической жизни страны, наркомания и противоправное поведение в среде молодежи и многие другие хорошо известные проблемы. Поиск их решения до сих пор остается открытым. А начинать в первую очередь надо с воспитания правовой грамотности школьников, формирования правовой культуры личности. Она должна основываться на знании и понимании норм права, желании жить в соответствии с ним в силу внутреннего убеждения, а не из-за возможного наказания за его нарушение.
У ребенка должно сформироваться чувство убежденности в том, что и сейчас, будучи ребенком, и потом, став взрослым, он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует выполнения возложенных на него обязанностей и он равен в правах с другими гражданами перед законом и судом.
Необходима поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий. Парламентами многих субъектов на этом пути уже сделаны определенные шаги. Законодательным Собранием Ямала, например, издан учебно-методический комплекс «Парламентский урок». Рекомендации, содержащиеся в этих материалах, не только помогают учителям в своей работе, но и способствуют развитию у подрастающего поколения интереса к законотворческой деятельности, а также появлению собственных гражданских инициатив. Все материалы в пособии дифференцированы в зависимости от возраста учащихся, основаны на действующих законах Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа. Этот проект уже положительно оценили как педагоги, так и школьники.
Каждый сегодняшний школьник обязательно станет избирателем, а кто-то, возможно, и парламентарием. От того, какой выбор сделает подрастающее поколение сегодня и на чем этот выбор будет основан, зависит будущее всей страны.
На экскурсии в Законодательном Собрании автономного округа
