Уроки гражданственности

К 20-летию Федерального Собрания РФ — Сергей Харючи, председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа

Проблема правового просвещения и гражданского воспитания подрастающего поколения в России — одна из наиболее актуальных и острых. Это задача всеобщая, в решении которой есть место как парламентариям всех уровней, так и школе

Уроки  гражданственности
Сергей Харючи
Гражданская ответственность и патриотизм наро­да, прежде всего молодежи, которой принадлежит будущее, — одно из самых важных условий эконо­мического, социального и политического развития России, ее продвижения по пути демократии. Парламентаризм, являясь важнейшей формой народовластия, представля­ет собой неотъемлемую часть гражданского общества. В его основе — участие граждан в выработке и реализации политических, правовых, социально значимых решений.
 
Быть гражданином — это прежде всего любить свою Ро­дину, следовать принятым законам и нормам. Без знания законов и исполнения их, соблюдения прав и выполнения обязанностей нет и не может быть истинного гражданина и патриота. Воспитать гражданина — значит подготовить молодого человека к управлению делами, экономикой страны, выполнению функции хозяина и труженика, орга­низатора и исполнителя, защитника Родины.
 
Процесс этот многогранный, динамичный. В нем уча­ствуют все общественные институты — семья, школа, вуз, общественные и молодежные объединения и организации, СМИ, армия, церковь… Но цель у всех должна быть од­на — формирование у молодежи сознания в духе любви к Отечеству и активной жизненной позиции. Эти цели и мы ставим перед собой, встречаясь с юными ямальцами.
 
Не первый год в образовательных учреждениях Ямала проводятся уроки, посвященные парламентаризму, знани­ям о государстве, обществе и праве, на которых в роли преподавателей выступают депутаты Законодательно­го Собрания Ямала. В этом году уроки были посвящены 20-летию со дня принятия Конституции Российской Феде­рации и выборов депутатов Федерального Собрания РФ.
 
История парламентаризма в определенной степени со­поставима с историей общества. Ведь в парламентаризме проявляются особенности исторического момента, обще­ственного и государственного бытия конкретной страны, ее национальных традиций, правовой культуры. Сегодня, к большому сожалению, в нашем обществе недостаточно сформирована система социально-политических интере­сов, нет общепринятого и устоявшегося представления о парламентаризме как существующей во многих странах политико-правовой реальности, хотя, конечно, все мы к этому стремимся.
 
Поэтому нам очень важно донести до каждого под­ростка, который сегодня находится на пороге взрослой жизни, понимание того, что именно ему в ближайшей перспективе предстоит взять в свои руки управление государством и ответственность за развитие и благополучие страны.
 
Радует, что молодежь проявляет интерес к парламент­ской тематике. Однако, например, на моих занятиях далеко не все присутствующие были осведомлены о работе законо­дателей, многие априори не считали эту тему интересной. Я всегда объясняю ребятам, что создание закона — сложный, серьезный и ответственный творческий процесс. И судя по тому, что после каждой встречи ребята активно задают вопросы, связанные с особенностями политической систе­мы России, рассуждают о парламентаризме и законотвор­честве, я полагаю, нам удается заинтере­совать и стимулировать к дальнейшему самостоятельному усвоению этой темы.
 
Роль парламентария молодые люди могут «примерить» уже сейчас. И не толь­ко в рамках Молодежного парламента при законодательном органе. У ямаль­ских старшеклассников есть возмож­ность побывать с экскурсией в Законо­дательном Собрании и своими глазами увидеть работу депутатов. А в зале, где проходят наши заседания и принимаются законы, ребята могут не только посидеть в депутатских креслах, но и испытать се­бя в роли народных избранников — по­пробовать найти решения по некоторым вопросам, которые ставит перед депутат­ским корпусом население округа, и осоз­нать весь груз ответственности, лежащей на плечах парламентариев.
 
Каждый сегодняшний школьник обязательно станет избирателем, а кто-то,    возможно, и парламентарием.  От того, какой выбор сделает подрастающее        поколение сегодня и на чем этот выбор будет основан,зависит будущее всей страны»
 
Сергей Харючи, председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа
 
Я всегда призываю ребят активно уча­ствовать в конкурсах и программах, раз­вивающих правовые навыки. Мы не пер­вый год проводим конкурсы сочинений и рефератов, рисунков и фотографий, творческих проектов и законодательных инициатив. Такие мероприятия позволя­ют нам не только заинтересовать детей вопросами права, но и увидеть право­вую действительность глазами ребенка, понять особенности детского восприятия прав и обязан­ностей, законов. Это как некий мониторинг молодежного мнения, где школьникам и студентам предоставляется воз­можность поразмышлять не только о развитии парламен­таризма в нашей стране, но и об их собственном участии в строительстве демократического государства, решении злободневных проблем.
 
В советское время была целая система правового про­свещения и воспитания, она носила общегосударственный характер. Помимо этого, была сформирована эффективная и четкая координация деятельности между различными органами и учреждениями, так или иначе вовлеченными в процесс просветительской деятельности. Работая в ком­сомоле, мы проводили лектории, посвященные тематике решений «партии и правительства», существовали специ­альные секции правовой пропаганды среди молодежи. Дей­ствовали лекторские группы при райкомах комсомола.
 
В начале девяностых наша страна встала на путь по­строения демократического правового государства, таким образом вернувшись на 70 лет назад в своей истории к за­рождавшимся еще в начале XX в. постулатам о демократии, парламентаризме и прочим сопутствующим категориям. Современная молодежь родилась, вырастает и воспитыва­ется в новых политических, экономических и социальных условиях развития России. Вместе с тем, вся четкая и на­лаженная система правового просвещения советского пери­ода с ее методами и средствами была забыта. Плоды этого мы пожинаем и сегодня: низкая активность молодежи в со­циальной и политической жизни страны, наркомания и противоправное поведение в среде молодежи и многие другие хо­рошо известные проблемы. Поиск их ре­шения до сих пор остается открытым. А начинать в первую очередь надо с воспи­тания правовой грамотности школьников, формирования правовой культуры лично­сти. Она должна основываться на знании и понимании норм права, желании жить в соответствии с ним в силу внутреннего убеждения, а не из-за возможного наказа­ния за его нарушение.
 
У ребенка должно сформировать­ся чувство убежденности в том, что и сейчас, будучи ребенком, и потом, став взрослым, он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует выполнения возло­женных на него обязанностей и он равен в правах с другими гражданами перед за­коном и судом.
 
Необходима поддержка различных вариантов региональных моделей право­вого образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику соответствующих образовательных про­грамм, учебных и методических пособий. Парламентами многих субъектов на этом пути уже сделаны определенные шаги. Законодательным Собранием Ямала, например, издан учебно-методический комплекс «Парламентский урок». Рекомендации, содержа­щиеся в этих материалах, не только помогают учителям в своей работе, но и способствуют развитию у подрастаю­щего поколения интереса к законотворческой деятельно­сти, а также появлению собственных гражданских иници­атив. Все материалы в пособии дифференцированы в зави­симости от возраста учащихся, основаны на действующих законах Российской Федерации и Ямало-Ненецкого авто­номного округа. Этот проект уже положительно оценили как педагоги, так и школьники.

Каждый сегодняшний школьник обязательно станет из­бирателем, а кто-то, возможно, и парламентарием. От того, какой выбор сделает подрастающее поколение сегодня и на чем этот выбор будет основан, зависит будущее всей страны.

На экскурсии в Законодательном Собрании автономного округа

Просмотров 4845