Щапов: в перечне объектов, освобождённых от госэкоэкспертизы на Байкале, не учтены важные моменты

Щапов: в перечне объектов, освобождённых от госэкоэкспертизы на Байкале, не учтены важные моменты

Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Правительство утвердило перечень объектов социальной инфраструктуры, строительство которых на Байкальской природной территории больше не потребует экологической экспертизы. Однако это было сделано с большим опозданием — закон об отмене экоэкспертизы для соцобъектов вступил в силу 1 июня 2020 года, но без подзаконного акта оставался нерабочим. Об этом заявил депутат Госдумы Михаил Щапов, сообщает пресс-служба парламентария.

21 августа кабмин опубликовал распоряжение, которым утверждается перечень объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство которых не является объектом Государственной экологической экспертизы. В перечень помимо школ, детских садов, вузов, больниц и домов престарелых, вошли объекты специализированного жилищного фонда, дома блокированной застройки, многоквартирные дома. Также от государственной экологической экспертизы освобождены здания для органов госвласти и местного самоуправления, судов, их аппаратов и центров госуслуг, музеи, аэродромы санавиации, спортивные площадки, концертные залы, библиотеки, театры, объекты размещения метереологических и аварийно-спасательных служб.

Щапов отметил, что ряд важных моментов, на которых настаивали депутаты во время подготовки закона, в подзаконном акте был проигнорирован.

«Напомню, в конце прошлого года после долгих дискуссий с Минприроды РФ Госдума приняла закон, который отменил экологическую экспертизу для социальных объектов на Байкальской природной территории, за исключением тех, что находятся в Центральной экологической зоне. А утверждённый на днях перечень — важный подзаконный акт, без которого принятый закон оставался нерабочим. И то, что он наконец принят с учётом большинства наших предложений, — это большой прогресс. Хотя министерство опоздало с ним почти на три месяца», — сказал Щапов.

Он отметил, что в проект не попали физкультурно-оздоровительные комплексы, а только спортивные площадки.

«Также по непонятной причине Правительство исключило иные объекты, предназначенные для занятия обучающихся физической культурой и спортом. Это означает, что пристройка спортзала к сельской школе на БПТ потребует экологической экспертизы. Мне не очень понятно, чем это решение продиктовано — какую угрозу для Байкала может нести спортзал где-нибудь в Свирске или в Качуге. А ведь оба населённых пункта попадают в БПТ», — добавил депутат.

В итоговом варианте документа, по мнению Щапова, чиновники проигнорировали одно из важных условий, на которых настаивал парламентарий с коллегами.

«Мы добивались, чтобы Правительство исключило такие условия освобождения объектов от обязательной экспертизы, как финансирование строительства из бюджета и подключение к централизованной системе водоотведения. Мы доказывали, что подключение к централизованной системе водоотведения практически невозможно выполнить на БПТ, поскольку большинство поселений на той территории не имеет канализации как таковой. А привязка соцобъектов к источникам финансирования вообще не имеет никакого отношения к охране природы и экологии», — заявил Щапов.

По его словам, изначально представители Министерства согласились с доводами и учли их в первых редакциях перечня, но в  утверждённом Правительством варианте в разделе медучреждений речь идёт о государственной и муниципальной системе здравоохранения. 

«Это отсекает от правовых послаблений частные клиники. Какая разница для Байкала - частная или государственная больница будет построена? Напомню, что за пределами БПТ экоэкспертизу не проходят ни те, ни другие. Почему на локальной территории появились такие исключения?» — отметил парламентарий.

В целом, те опасения, которые были озвучены ранее, оправдались. Подзаконный акт, при всех его достоинствах, оказался выхолощен в важных моментах. Ряд решений не имеют под собой природоохранной логики, сказал он.

«Мы изначально требовали прописать критерии объектов, которые выводятся из-под экоэкспертизы, в тексте закона, а не выносить его в подзаконный акт. В законодательстве о Байкале и без того слишком многое регулируется подзаконными актами, которые профильное ведомство может изменить в любой момент без обсуждения с Думой и общественностью. Тем не менее перечень принят, закон заработал. Исполнение перечня, как и его дальнейшую доработку, я беру под свой контроль», — заявил Щапов.

Проекты школ, детских садов, учреждений культуры, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) не нужно направлять на экологическую экспертизу, только на государственную. Это экономия времени и денег — прохождение экоэкспертизы занимало от полугода и требовало около 800 тысяч рублей за проект. Для небольших социальных объектов это очень много, добавил он. 

Щапов отметил, что правильным решением Правительства является расширение списка учреждений социальной защиты. Так, в перечень дополнительно были включены приюты и ночлежки для бездомных.

Просмотров 765

24.08.2020 11:33

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях