Регионам предлагают заключать договоры на пригородные ж/д перевозки по единым правилам
Источник: Regulation.gov.ru
Минтранс предлагает закрепить в законе условия и правила, которые должны быть включены в договоры регионов с компаниями на пригородные железнодорожные перевозки. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
По закону организация работы перевозок в пригородном сообщении возложена на регионы и финансируется за счёт средств региональных бюджетов. При этом в законодательстве не предусмотрен порядок заключения договора с перевозчиком, формирования транспортного заказа и ответственности за снижение объёмов рейсов электричек.
Ранее Министерство транспорта разработало и направило в регионы рекомендованную форму договора по пригородным перевозкам, предусматривающую фиксирование объёмов перевозок, параметров маршрута, возмещение в полном объёме за счёт средств регионального бюджета потерь в доходах и другие параметры. Однако региональные власти продолжают по-разному заключать договоры с перевозчиками, начиная с названия и заканчивая сроками действия.
Проектом предлагается закрепить за Минтрансом контроль над регионами в части формирования транспортного заказа и обслуживания граждан. Предполагается, что это повысит ответственность регионов при исполнении полномочий по транспортному обслуживанию населения.
Также предлагается установить, какие важные условия и правила обязательно должен содержать договор. В частности, предлагается закрепить обязанности перевозчика и заказчика (органа исполнительной власти региона или уполномоченных им юрлица). Так, перевозчик обязуется осуществлять перевозку пассажиров и их багажа, а заказчик обязуется возместить потери в доходах перевозчика от регулирования тарифов на перевозку в пригородном сообщении.
Кроме того, указывается, что договор должен включать в себя следующие пункты: транспортный заказ (маршрут, периодичность курсирования поездов), срок договора, объём потерь в доходах перевозчика в результате установления тарифов, порядок расчётов, ответственность сторон. Помимо этих пунктов, стороны могут предусмотреть и иные условия договора.
Если маршрут следования пригородного поезда проходит по территории нескольких регионов, допускается заключение между ними соглашения об организации перевозок в пригородном сообщении.
Договор должен заключаться на срок не менее трёх лет и не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду оказания услуг по нему. При этом на время проведения в стране срочных мероприятий — международных спортивных, научных, культурно-массовых и иных — допускается заключение соглашений на срок проведения этих мероприятий.
Инициатором договора выступают региональные власти. Они направляют проект договора потенциальному перевозчику, которому отводится на рассмотрение 20 дней. Потом вариант соглашения возвращается инициатору. В случае если в течение 45 дней со дня получения проекта соглашения регион договор не согласовал, то спор по этому вопросу разрешается в суде.
Все договоры по организации транспортного обслуживания в пригородном сообщении следует привести в соответствие с положениями настоящего закона не позднее 1 июля 2023 года. Вступление закона в силу запланировано с 1 января 2023 года.
Минтранс уже выступал с этой инициативой в декабре прошлого года. В доработанном законопроекте подробно прописаны изменения в Закон «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», которые направлены на приведение действующих норм в соответствие существующим условиям перевозки пассажиров.
В мае председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов разработал законопроект, согласно которому дети до семи лет включительно смогут бесплатно ездить в пригородных поездах.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в октябре.
Ещё материалы: Андрей Кутепов