Работа над нацпроектами продолжится в следующем году
Декабрь — традиционное время для подведения итогов и формулирования задач на год предстоящий.
Уходящий 2019-й был непростым годом для нашей экономики. И хотя мы видим предпосылки для лучших результатов, нам предстоит сделать немало, чтобы ситуация вызывала не просто сдержанный оптимизм, но и наблюдался бы наглядный, уверенный рост внутреннего валового продукта.
На ситуацию в экономике влияет множество факторов, один из наиболее существенных — антироссийские санкции, которые, как мы видим, усиливаются, особенно на фоне внешнеполитических и экономических достижений России.
Конечно, наша страна за последние несколько лет сделала немалый рывок в импортозамещении по многим направлениям и достигает заметных успехов, особенно в сельскохозяйственной отрасли. Помочь экономике, а также развитию инфраструктуры, без которой невозможен экономический прорыв, были призваны национальные проекты. За прошедший год удалось сделать многое для того, чтобы национальные проекты, объявленные Президентом России Владимиром Путиным, заработали в полную мощь. В 2019 году Совет Федерации много времени уделял созданию законодательной базы, необходимой для практической реализации национальных проектов, но пока не все вопросы с точки зрения законодательства полностью закрыты. И это, конечно, первоочерёдная задача на 2020 год —ликвидировать узкие места в законах РФ для успешной реализации нацпроектов. Эта работа — в планах на весеннюю сессию Совета Федерации. Над этими вопросами постоянно работают и законодательные органы страны, и Правительство РФ.
Если говорить о первых результатах работы нацпроектов, то их сформулировал президент — 26 целей нацпроектов из 38, которые на этот год планировались, были реализованы. Выполнение 12 задач оказалось под вопросом, и сейчас важно проанализировать, какие проблемы возникли у этих направлений. Мы — законодатели — со своей стороны тоже включены в этот процесс.
Конечно, региональным властям ещё предстоит научиться выстраивать приоритеты в решении национальных проектов с учётом потребностей жителей регионов, в противном случае никакие выделенные средства из федерального Центра не смогут решить реальные повседневные проблемы людей.
Как отметил президент на итоговом заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, пока наблюдается недостаточное качество взаимодействия федерального Центра и регионов. А ведь именно в субъектах решаются задачи и возводятся объекты. Да и средства на нацпроекты выделяются действительно колоссальные. Так, расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов в 2019 году запланированы на уровне 1,7 триллиона рублей. В 2020 году расходы увеличатся на 10 процентов, и так ежегодно. В 2024 году финансирование нацпроектов составит уже 2,28 триллиона рублей. За эти годы планируется потратить на реализацию нацпроектов свыше 26 триллиона рублей.
Государство взяло на себя ответственность за существенное обновление и создание принципиально новой инфраструктуры, строительство железных дорог, мостов, автодорог, и пример тому — открытие Крымского моста. Все эти обязательства необходимо выполнять на высоком уровне и в установленные сроки. Задачи стоят огромные, но их необходимо решить. Нам нужно добиться того, чтобы граждане страны могли добираться из одного региона в другой не только через Москву, чтобы цены на железнодорожные и авиабилеты были доступны каждому человеку, а по автомобильным дорогам можно было ездить, получая удовольствие. Уверен, в случае рачительного использования средств, за 6,5 триллиона рублей, предусмотренных на строительство и реконструкцию автодорог до 2024 года, можно будет существенно улучшить качество дорог в стране.
Хочу отметить, Комитет Совета Федерации по экономической политике, членом которого я являюсь, самым серьёзным образом занимается проблемами профильных нацпроектов. При этом задача парламентариев не только вовремя подготовить законодательную базу для их успешного выполнения, но и активно работать в своих регионах по их реализации, по привлечению дополнительных инвестиций, повышению инвестиционной привлекательности территорий. В этом направлении работает и Совет Федерации в целом, в частности в 2018-2019 годах Совет Федерации активно занимался продвижением региональных (территориальных) брендов и продолжит эту деятельность.
Президент страны практически сразу после новогодних каникул выступит с Посланием к Федеральному Собранию, а значит, уже в самом начале весенней сессии обозначит основные тренды и важнейшие планы на ближайший год, на что будут опираться в своей работе как законодательная, так и исполнительная власть страны. Так же в весеннюю сессию, скорее всего, потребуется принимать решение по отмене НДФЛ для граждан с небольшим достатком, а так же, возможно, потребуются дополнительные законодательные решения по ослаблению налогового бремени для малого и среднего бизнеса. В частности, Валентина Матвиенко, подводя и тоги года, отмечала, что следует разобраться в том, почему у нас очень медленно растёт малый и средний бизнес в стране и что мешает его дальнейшему развитию. Также сенаторы планируют отслеживать ход реализации эксперимента по внедрению механизма налогообложения самозанятых, который был с 1 января 2020 года расширен на 19 субъектов Российской Федерации.
Не все ещё административные барьеры преодолены, есть и пробелы в законодательном плане. А значит, работы будет много. И несмотря на внешние не всегда благоприятные факторы, российская экономика должна заработать на должном уровне, как того требует президент.
Ещё материалы: Валерий Васильев