Премьер Молдавии приедет в Москву в сентябре
Майя Санду приняла приглашения Дмитрия Медведева посетить Россию
Детали официального визита главы молдавского кабмина Майи Санду в Москву, который состоится по приглашению премьер-министра России Дмитрия Медведева, ещё не согласованы, но главные темы переговоров уже известны. Скорее всего, разговор пойдёт о скидках на российский газ и возобновлении экономических отношений. С кем в большей степени будет «дружить» Молдавия после разрешения июньского политического кризиса и куда повернётся — на Запад или на Восток, обсудили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты» 2 августа.
О чём поговорят премьеры
Очевидно, что одним из главных вопросов межправительственных переговоров станет обсуждение цены на российских газ. Действующий контракт с Газпромом завершается в конце 2019 года, и Кишинёв планирует подписать новый. По мнению президента Молдовы Игоря Додона, страна может попробовать получить скидку в 20-30 процентов, поскольку является наблюдателем в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Не менее насущный вопрос — экспорт молдавских товаров в Россию. После подписания Кишинёвом в 2015 году соглашения об ассоциации с Евросоюзом, Россия ввела тарифные барьеры на ввоз некоторых видов продукции, опасаясь реэкспорта из Европы. Поэтому Санду будет стараться добиться более благоприятных условий.
«Это первый визит премьер-министра Молдовы в Россию за долгие годы, — уточнил политолог Зураб Тодуа. — Отношения наших стран настолько ухудшились, что в Молдавии от этого визита ждут хотя бы нормализации в сфере экономики».
По его словам, прежняя молдавская власть сделала всё, чтобы испортить двусторонние отношения, — это и запрет вещания российских телеканалов, и ограничение русского языка, и высылка десятков, если не сотен российских журналистов, политиков и общественников.
«Поэтому надеюсь, что Санду приедет в Россию с другими посылами», — констатировал Тодуа.
Надолго собралась коалиция?
Напомним, в середине июня в Молдавии завершился политический кризис по итогам прошедших 24 февраля парламентских выборов. Ни одно из победивших на выборах политформирований — поддерживающая президента партия социалистов, контролирующая правительство демократическая партия и проевропейский блок Acum («Сейчас») — не набрали большинство и не смогли (или не захотели) договориться о создании коалиции для формирования правительства. Это удалось сделать лишь после консультаций ряда молдавских политиков в Москве, Вашингтоне и Брюсселе.
8 июня социалисты всё-таки договорились с блоком Acum о коалиции. Представители России, США и Евросоюза поддержали это решение. 14 июня богатейший человек Молдовы и бывший глава Демпартии Владимир Плахотнюк покинул страну. Таким образом, при поддержке и Запада, и России завершилась «эпоха Плахотнюка», долгие годы фактически безраздельно контролировавшего политико-экономические процессы в Молдове.
По словам директора Института русского зарубежья Сергея Пантелеева, впервые России и Западу удалось найти компромисс в отношении Молдавии — договорённости были достигнуты как на геополитическом, так и на внутриполитическом уровне. Острый политический кризис, спровоцированный отказом демократов отдавать власть, удалось решить во многом благодаря единой позиции России, ЕС и США.
«Теперь главный вопрос: насколько долго продлится союзничество социалистов и блока Acum, насколько коалиция будет жизнеспособной? От этого во многом зависит вектор развития Молдавии», — убеждён Пантелеев.
Ряд экспертов в самой Молдавии полагает, что первым испытанием для коалиции станут предстоящие в октябре 2019 года местные выборы, главным призом на которых будет пост мэра Кишинёва. Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета Александр Гущин считает, что раскол между Acum и социалистами если и возможен, то не произойдёт одномоментно. Эскалация, по его мнению, будет нарастать постепенно.
«Не будет такого: прошли выборы мэра Кишинёва, стороны не договорились и коалиция рухнула, — полагает Гущин. — Однако социалистам надо понимать, что в стране уже начали появляться новые политические силы, которые могут переформатировать политическую конфигурацию».