Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Пора выбираться из лихих 90-х

На очередной «правительственный час» в Государственную Думу были приглашены руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев и аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров.

Глава ФАС говорил о неоправданном росте цен, о том, кто их диктует, навязывает гражданам и бизнесу. Этот диктат в экономике называется «доминирование на товарном рынке». Но он возможен только при высокой монополизации и рынка, в частности, и в целом всей отечественной экономики.

25.02.2015 15:56

Пора выбираться из лихих 90-х
 

Отдали госмонополии в частные руки — стало ещё хуже

Об этом говорят многие эксперты. Во­прос скорее всего в том, почему и как отдали. Само слово «монополия» — во­все не ругательство. Это крупная ком­пания, способная сконцентрировать кадры и средства на снижение затрат, улучшение качества продукции, -быть лучше и доступнее других. Это плюсы. Перевесили минусы. Исполь­зуя свои силы, ресурсы, связи, мощная компания может легко избавиться от конкурентов и эксплуатировать потре­бителя, потерявшего право выбора то­вара. В этом случае рост доходов идет за счет повышения цен, а не снижения издержек и обновления продукции. Пай-монополий оказалось слишком мало — победили соблазны. Потенци­альную опасность первыми поняли США почти 150 лет назад. В 1872 году Джон Рокфеллер организовал одну из самых крупных нефтяных компаний -«Стандарт-Ойл». Она сконцентрирова­ла 95 процентов нефтепереработки в стране. Последовала немедленная ре­акция — был принят закон Шермана, антитрестовский закон, который и се­годня остается краеугольным камнем американской экономики.
 
В Европе первые монополии и государственное их регулирование появи­лись в Германии. В Америке антимоно­польная политика фактически запре­щает любую форму монополистиче­ского сговора или союза. Европейская антимонопольная политика более ли­беральна — направлена против круп­ных компаний, ограничивающих кон­куренцию в какой-либо рыночной сфе­ре. Россия подошла к монополистиче­ской стадии позже ведущих западных стран. Сергей Витте считал главной задачей России достижение полной экономической независимости. И стре­мился к тому, чтобы вся государствен­ная финансовая система, банковская, кредитная системы стимулировали отечественную промышленность и сельское хозяйство, движущую силу развития — конкуренцию. Поэтому, по его мнению, внутреннюю экономиче­скую политику следует направлять на обеспечение честных условий для нее…
В 1991 году Россия сломала плано­вую систему экономики, провозгласив переход на рыночную. Из двух извест­ных путей к ней руководители страны «выбрали» третий. Предпочтительный вариант — предварительная демоно­полизация госсобственности предше­ствует переходу. То есть формируются основы конкурентного рынка. Более сложный сценарий — борьба с моно­полиями при становлении рынка. То есть создавать условия для обязатель­ной естественной демонополизации отраслей или объединений. Поступи­ли проще — самые выгодные и мощ­ные государственные производства отдали в частные руки. Чьи? До сих пор остаются вопросы. Около 90 про­центов крупных компаний оказались вне российской юрисдикции, а главное достоинство офшоров — они хранят в глубочайшей тайне своих важнейших «резидентов», подлинных владельцев предприятий. Отсюда и особенности национальной экономики — сверхкон­центрированная, сверхмонополизированная, вышедшая из-под российского правового регулирования.
 
И поскольку политика — произво­дное экономики, то по большому счё­ту интеллектуальная и властная эли­ты обеспечивают то, что «слепилось». Формально ему объявлена давняя война. Ещё в 1991 году принят Закон «О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товар­ных рынках». За ним — постановление правительства «О государственной про­грамме демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации: основные на­правления и первоочередные меры». Затем — Закон «О естественных моно­полиях». «Антитрестовские одежды» на Россию прилаживали авторы неправед­ной приватизации, криминальных за­логовых аукционов (это подтверждено заключением Счетной палаты) и дру­гие «герои» лихих 90-х. И изменить что-либо в выстроенной ими конструкции практически не удается даже тем, кто и хотел бы изменить. Отсюда и кризи­сы в 1998-м, 2008-2009- м, 2014-м… От­сюда и несгибаемость, и непоколеби­мость сырьевой модели экономики, де­вальвации, уносящие достаток россиян, растущая от кризиса к кризису дорого­визна. Казалось бы, есть кому присма­тривать за ценами — антимонопольной службе прежде всего. Результат?
 
-   Считаете ли вы возможным создание благоприятной конкурент­ной среды в России? Какие отрасли -наибольшие нарушители антимоно­польного законодательства? — спро­сил Сергей Маринин (ЛДПР).
 
Работа по улучшению экономи­ческого климата и развитию кон­куренции ведется по двум направле­ниям. Первое — охранительная дея­тельность. То, чем занимается ФАС — проводит проверки, возбуждает дела, передает их в следственные ор­ганы. Это защитная реакция систе­мы. Второе направление — активные меры по развитию конкуренции — они предусмотрены «Дорожной кар­той», принятой правительством… Из всех закрытых сфер самая закры­тая — ЖКХ. Многие годы нас убеж­дают в том, что мы не оплачиваем тарифы полностью. Оплачиваем, и даже не на все 100, а давно уже на 200 процентов — субсидируем бес­численные монополии в ЖКХ. Оно -самая закрытая и тёмная сфера. К ЖКХ добавил бы другие естествен­ные монополии — на транспорте, в ТЭКе, творящие произвол, — не сдер­жался глава ФАС — знать, допекло.
 
А тут ещё Михаил Сердюков («Справедливая Россия»):
 
За подключение строящихся до­мов к опустевшим сетям комму­нальщики дерут три шкуры. Отсюда и дороговизна жилья…
 
- Льготная жизнь наших самых богатых, не считающих деньги ком­паний закреплена законом «О есте­ственных монополиях», принятым в 1995 году. Казалось бы, есть общий Закон «О конкуренции». Опираясь на него, мы обращаемся в суды с ис­ками. Их отвергают, говорят, что есть более частный, конкретный За­кон «О естественных монополиях», который разрешает если не все, то почти все. Мы с вами живем в право­вом поле прошлого века. Поэтому и продолжают жировать естествен­ные монополии….
 

Защита потребителя

Чаще всего депутаты спрашивали о росте цен на продукты, лекарства, потребительские товары. Проверки, проводимые различными структура­ми — от общественных организаций до Генеральной прокуратуры, убеж­дают, что в большинстве случаев рез­кое подорожание не всегда связано или почти не связано с девальвацией, санкциями и антисанкциями. Каза­лось бы, все понятно с гречкой — ее вырастили на 20 процентов меньше, чем в 2013 году. Но вот цифры Минсельхоза. Сельхозпроизводители под­няли отпускную стоимость крупы на 36 процентов, переработчики — на 117, торговля — на 88. Та же картина и с сахаром: свёкла подорожала на 17 процентов, её переработка — на 40, продажная цена — на 40. Производство сахара в прошлом году увеличилось на 6,5 процента, закупили его тоже больше, а цены растут…
 
Удивили морковь и капуста. Мор­ковь подорожала на 185 процентов, капуста — немногим меньше. Почему? Ответ известен: теневым монополиям, занимающимся оптовой поставкой фруктов и овощей, проще и выгоднее завозить их из других стран, дикто­вать цены издалека. Российскому кре­стьянину многие годы не удавалось сбывать овощи или его вынуждали продавать за гроши. А если завтра война? Смешно? Не очень, когда узна­ешь, что капустой нас обеспечивали Польша и Голландия. Может быть, нас чему-нибудь научат эмбарго и капуста по 50 и более рублей за килограмм.
 
- Дефициты обуславливают стре­мительный рост цен. Используем все свои возможности в рамках законов «О конкуренции», «О торговле». Про­вели более 100 проверок и возбудили дела по подозрению в ценовых сгово­рах и в злоупотреблении доминиру­ющим положением, — рассказывает Игорь Артемьев. — Но мы не бюро цен и как антимонопольная служба мо­жем работать там, где есть моно­полии, на долю которых приходится более 35 процентов рынка. Вместе с налоговыми органами удалось выявить цепочки посредников, фирм-однодневок и офшоры, из которых поступают команды оптовикам, сетевым компаниям повышать це­ны. С однодневками боремся вместе с налоговой инспекцией. Недавние поправки в антимонопольное зако­нодательство позволяют пресекать деятельность посредников. Они сей­час рассматриваются вместе с по­ставщиками как единая группа. Те­перь мы можем накладывать на них огромные оборотные штрафы…
 
Сотрудник ФАС столкнулся с яв­ным неоправданным завышением це­ны. Что дальше? Пишет предписание, пишет заявление в суд и месяцами (однажды — девять месяцев) ждёт ре­шения суда. Все это время торговля продолжается. Во всех странах Евро­пы, в США предписания антимоно­польного органа выполняются не­замедлительно. Не согласные с ним обращаются в суды. Решения других надзорных органов в России тоже ис­полняются сразу же. Глава ФАС обра­тился к депутатам с просьбой предо­ставить такие же права и его службе, хотя бы в таких, как сейчас, критиче­ских ситуациях, чтобы защитить по­требителя.
Еще одно предложение Игоря Арте­мьева — снизить импортные пошлины на сахар-сырец, на картофель, капусту, томаты, лук, огурцы, бананы, цитрусо­вые, виноград, яблоки. Это поможет сбалансировать спрос и предложение, оперативно уменьшить цены на овощи и фрукты.
 
Полностью потеряла Россия и свою фармацевтическую безопасность. Счи­тается: 75 процентов лекарств страна импортирует, 25 — производит сама. Это лукавый счёт. Как можно считать препарат своим, если он изготовлен из чужого сырья?
 
Кавычки
 
Плоха не монополия сама по себе, а устранение конкуренции»
 
Фридрих Хайек, экономист, лауреат Нобелевской премии
- Мы не производим многие жиз­ненно важные препараты. В сегод­няшней внешнеполитической и эко­номической ситуации иностранные фирмы могут завысить цены на них или даже отказаться поставлять. Что вы способны предпринять в та­кой ситуации? Может, вам нужны дополнительные законодательные права? — Оксана Хоронжук («Единая Россия») встревожена небезоснова­тельно.
 
- Максимум — наложим большой штраф, но вряд ли его получим. У фармацевтической компании в Рос­сии нет никакого имущества. Мы даже со своих компаний взыскать средства не в силах. Российские суды очень гуманно оценивают правонару­шения в нашей сфере. Приведу толь­ко один пример. За крайне тяжелое нарушение мы оштрафовали РЖД на 2,4 миллиарда рублей. Три года дли­лись всевозможные проволочки — в конце концов суд признал штраф за­конным, но снизил его с 2,4 миллиар­да до девяти миллионов рублей.
 
Ситуация с лекарствами намного сложнее. По словам Игоря Артемье­ва, ряд зарубежных фармкомпаний категорически отказались поставлять свою продукцию в Россию. Один из препаратов был необходим для детей, больных злокачественной миеломой. Ребятишки были бы обречены, если бы не удалось разрешить эту жизнен­но важную проблему. В большинстве развитых стран — в Европе, США, Бра­зилии, Индии она изначально не могла бы возникнуть. Фирма-производитель побоялась бы вести себя так. Анти­монопольные организации могли бы в соответствии с законом через суд истребовать так называемое прину­дительное лицензионное соглашение и принудительный патент. Эти доку­менты позволяют самим выпускать необходимое лекарство. Российское законодательство такой возможности не предусматривает.
 
- Антимонопольное законодатель­ство за рубежом давно регулирует интеллектуальную собственность. Из-за того, что наш бизнес категори­чески против, мы не приняли крайне нужную законодательную норму -оставили своих граждан без защиты. Мы единственная из крупных держав не обезопасили себя правом на внедре­ние принудительных патентов при отказе от поставки остро необходи­мых препаратов или необоснованного завышения цен на них.
 

Защита бюджета

Аудитор Счётной палаты Максим Рохмистров существенно дополнил вы­ступление Игоря Артемьева. Обе ор­ганизации отслеживают исполнение Закона «О контрактной системе»: на ФАС возложен контроль, Счётной па­лате поручен аудит.
 
- В прошлом году мы провели 100 контрольных мероприятий, проана­лизировав закупочную деятельность. Было выявлено более 500 нарушений бюджетного, гражданского и анти­монопольного права! На сумму около 130 миллиардов рублей. Контрольно-счётные органы субъектов Россий­ской Федерации провели аудит еще 282 закупок и установили нарушения на 7,4 миллиарда. С ФАС у нас под­писано соглашение о сотрудничестве, и мы постоянно взаимодействуем. У нас общие подходы, общее понимание проблемы. Мы неоднократно обра­щали внимание депутатов Государ­ственной Думы на необходимость за­конодательно запретить офшорным компаниям участвовать в системе государственных закупок. Недавно соответствующий закон был при­нят, — уточнил аудитор.
 
Но все оказалось не так просто. Су­дя по контрольным проверкам, уже за­работали схемы-обманки. Закон огра­ничил прямое участие офшоров в гос­закупках, но в нём ничего не сказано о подконтрольных им российских ком­паниях. Вполне возможно, что с ними аффелированы и те, кто организует госзакупки. Проверить в офшорной юрисдикции конечного бенефицианта просто невозможно.
 
- Для вас, вероятно, это не но­вость, — обратился Михаил Бурми­стров к депутатам. — Все отчёты направляются в Государственную Думу. Мониторинг показывает, что из миллиарда рублей, стоимости за­ключённых в 2014 году госконтрак­тов, 272 миллиона получили организации, подчинённые офшорным компаниям. Это немалая сумма. Не­обходимо исключить возможность участия таких «дочек» в государ­ственных закупках. Как и возмож­ность привлекать к исполнению кон­трактов субподрядчиков, соисполни­телей, связанных с офшорами…
 
И еще очень важное обстоятельство подчеркнул Михаил Рохмистров. ФАС действует достаточно жестко, нала­гая большие штрафы на нарушителей антимонопольного законодательства. Но, как нередко случается, компании просто не выплачивают их в бюджет. Задолженность постоянно растет и к январю составила уже 15 миллиардов рублей. Налоговой службе разрешено взыскивать средства с должников. Та­кое же право, считает аудитор, должно быть дано и антимонопольной службе. Иначе механизм штрафования так и будет работать вхолостую…
 
И еще один «наказ» получили депу­таты.
 
- Государственные закупки сегод­ня осуществляются по двум доста­точно разным законам. №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе» обязателен для государственных и муниципальных организаций. По №223-ФЗ огромные средства направ­ляются в государственные компании, в АО с государственным участием, в федеральные государственные уни­тарные предприятия. Эти норма­тивные акты существенно различа­ются между собой. №223-ФЗ допу­скает более упрощенные процедуры. Это, на наш взгляд, не совсем разум­но и оправданно — за всеми государ­ственными средствами необходим полный и объективный контроль. Тем более что в рамках антикризис­ной программы очень большие деньги направляются именно госкомпаниям и компаниям с государственным уча­стием. Упрощение процедур может обернуться неоправданными потеря­ми. Закон, требования, ответствен­ность должны быть едиными, — по­просил депутатов аудитор.
 

Не количества ради

- В соответствии с законом №44-ФЗ (и в прежнем законе было это тре­бование) заказчик обязан опублико­вать на сайте госзакупок все доку­менты об исполнении контрактов. «Общероссийский народный фронт» проанализировал 10 миллионов за­казов. В 23 процентах случаев эти требования были нарушены. Акты о выполненных работах публикуются ещё гораздо реже, — сообщил Михаил Старшинов («Единая Россия»).
- В ФАС в прошлом году посту­пило 44 тысячи жалоб. 46 процен­тов их, почти половина, абсолютно обоснованны. Это беспрецедентное количество. Мы стремимся восста­новить справедливость, штрафуем государственных служащих. Но, вероятно, нужно принимать и более жёсткие меры — в том числе и уго­ловного характера.
 
ФАС, говорят, лидер по количеству проверок среди антимонопольных служб мира. Но выступающие взгля­нули на эти проверки совершенно иначе. Даже по самым боевым ста­тьям (картельный сговор, злоупотре­бление доминирующим положением) доля малого бизнеса 64 и 36 процен­тов, заметил Николай Иванов (КПРФ). И порекомендовал перенаправить ак­тивность на крупные отечественные и иностранные компании, на рынки, где они доминируют.
 
Об этом же горячо говорил Михаил Щепанов (ЛДПР):
 
- Вот вы, господин Артемьев, гладко отчитались: мы оштрафо­вали, наказали, взыскали. Думаете, эти показатели доказывают эффек­тивность вашей работы? Абсолютно нет. Ежедневно вам оценки выстав­ляет каждый житель страны, когда заходит в аптеку, магазин и видит сумасшедшие цены даже на отече­ственных товарах и препаратах. Мы окружены монополиями, они всюду — и творят, что хотят с помощью во­роватых чиновников. Почему вы их боитесь? Наша фракция ставит вам оценку «неуд».
 
Гораздо лояльнее отнеслась к ФАС Елена Панина («Единая Россия»), хотя и она говорила о службе достаточно критично. И всё-таки:
 
Кавычки
 
По сути, идет экономиче­ская война. Игорь Юрье­вич, определитесь на чьей вы стороне — монополи­стов или граждан страны»
 
Михаил Шепанов, депутат Государственной Думы
- Я бы не хотела давать отри­цательную оценку ФАС. Она делает много, проверяет вместе с правоох­ранительными органами. Где-то и мы как законодатели недорабаты­ваем.
 
Её поддержал и Олег Нилов («Спра­ведливая Россия»):
 
- Не получается у вас — прихо­дите к нам в Думу. Давайте я буду выступать, коллеги будут высту­пать — поможем вам, если у вас бу­дет такое желание. Счёт на табло, говоря футбольным языком, не в ва­шу. И не в нашу, к сожалению, пользу. Вы, наверное, не знаете ещё, что Ан­дрей Макаров показал жёлтую кар­точку всему правительству. (Андрей Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам, резко раскрити­ковал правительство, которое почти за месяц мало что сделало для раз­работки антикризисной программы. И предложил тем, кому не хочет­ся работать, уйти добровольно.
 
 -Прим. ред.) Одно скажу в утешение: с главным монополистом — Центро­банком даже Государственная Дума ничего не могла сделать. Центробанк залез в карман каждого россиянина -и ничего, никаких последствий…
Экономика, сформировавшаяся в лихие 90-е, демонстративно вышедшая из-под национальной юрисдикции, просто «не замечает» одно из самых слабых звеньев исполнительной власти  — антимонопольную службу. Пожалуй, наименее обеспеченную материально и законодательно из всех правительственных структур. И то, что «яблочник», либерал Игорь Артемьев ещё умудряется что-то делать, достойно удивления. Но не Геракл он - и это надо понимать.
 
Леонид Левицкий
Фото Юрий Паршинцев
Читайте нас в Telegram
Просмотров 2827