Отдали госмонополии в частные руки — стало ещё хуже
Об этом говорят многие эксперты. Вопрос скорее всего в том, почему и как отдали. Само слово «монополия» — вовсе не ругательство. Это крупная компания, способная сконцентрировать кадры и средства на снижение затрат, улучшение качества продукции, -быть лучше и доступнее других. Это плюсы. Перевесили минусы. Используя свои силы, ресурсы, связи, мощная компания может легко избавиться от конкурентов и эксплуатировать потребителя, потерявшего право выбора товара. В этом случае рост доходов идет за счет повышения цен, а не снижения издержек и обновления продукции. Пай-монополий оказалось слишком мало — победили соблазны. Потенциальную опасность первыми поняли США почти 150 лет назад. В 1872 году Джон Рокфеллер организовал одну из самых крупных нефтяных компаний -«Стандарт-Ойл». Она сконцентрировала 95 процентов нефтепереработки в стране. Последовала немедленная реакция — был принят закон Шермана, антитрестовский закон, который и сегодня остается краеугольным камнем американской экономики.
В Европе первые монополии и государственное их регулирование появились в Германии. В Америке антимонопольная политика фактически запрещает любую форму монополистического сговора или союза. Европейская антимонопольная политика более либеральна — направлена против крупных компаний, ограничивающих конкуренцию в какой-либо рыночной сфере. Россия подошла к монополистической стадии позже ведущих западных стран. Сергей Витте считал главной задачей России достижение полной экономической независимости. И стремился к тому, чтобы вся государственная финансовая система, банковская, кредитная системы стимулировали отечественную промышленность и сельское хозяйство, движущую силу развития — конкуренцию. Поэтому, по его мнению, внутреннюю экономическую политику следует направлять на обеспечение честных условий для нее…
В 1991 году Россия сломала плановую систему экономики, провозгласив переход на рыночную. Из двух известных путей к ней руководители страны «выбрали» третий. Предпочтительный вариант — предварительная демонополизация госсобственности предшествует переходу. То есть формируются основы конкурентного рынка. Более сложный сценарий — борьба с монополиями при становлении рынка. То есть создавать условия для обязательной естественной демонополизации отраслей или объединений. Поступили проще — самые выгодные и мощные государственные производства отдали в частные руки. Чьи? До сих пор остаются вопросы. Около 90 процентов крупных компаний оказались вне российской юрисдикции, а главное достоинство офшоров — они хранят в глубочайшей тайне своих важнейших «резидентов», подлинных владельцев предприятий. Отсюда и особенности национальной экономики — сверхконцентрированная, сверхмонополизированная, вышедшая из-под российского правового регулирования.
И поскольку политика — производное экономики, то по большому счёту интеллектуальная и властная элиты обеспечивают то, что «слепилось». Формально ему объявлена давняя война. Ещё в 1991 году принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». За ним — постановление правительства «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации: основные направления и первоочередные меры». Затем — Закон «О естественных монополиях». «Антитрестовские одежды» на Россию прилаживали авторы неправедной приватизации, криминальных залоговых аукционов (это подтверждено заключением Счетной палаты) и другие «герои» лихих 90-х. И изменить что-либо в выстроенной ими конструкции практически не удается даже тем, кто и хотел бы изменить. Отсюда и кризисы в 1998-м, 2008-2009- м, 2014-м… Отсюда и несгибаемость, и непоколебимость сырьевой модели экономики, девальвации, уносящие достаток россиян, растущая от кризиса к кризису дороговизна. Казалось бы, есть кому присматривать за ценами — антимонопольной службе прежде всего. Результат?
- Считаете ли вы возможным создание благоприятной конкурентной среды в России? Какие отрасли -наибольшие нарушители антимонопольного законодательства? — спросил Сергей Маринин (ЛДПР).
- Работа по улучшению экономического климата и развитию конкуренции ведется по двум направлениям. Первое — охранительная деятельность. То, чем занимается ФАС — проводит проверки, возбуждает дела, передает их в следственные органы. Это защитная реакция системы. Второе направление — активные меры по развитию конкуренции — они предусмотрены «Дорожной картой», принятой правительством… Из всех закрытых сфер самая закрытая — ЖКХ. Многие годы нас убеждают в том, что мы не оплачиваем тарифы полностью. Оплачиваем, и даже не на все 100, а давно уже на 200 процентов — субсидируем бесчисленные монополии в ЖКХ. Оно -самая закрытая и тёмная сфера. К ЖКХ добавил бы другие естественные монополии — на транспорте, в ТЭКе, творящие произвол, — не сдержался глава ФАС — знать, допекло.
А тут ещё Михаил Сердюков («Справедливая Россия»):
За подключение строящихся домов к опустевшим сетям коммунальщики дерут три шкуры. Отсюда и дороговизна жилья…
- Льготная жизнь наших самых богатых, не считающих деньги компаний закреплена законом «О естественных монополиях», принятым в 1995 году. Казалось бы, есть общий Закон «О конкуренции». Опираясь на него, мы обращаемся в суды с исками. Их отвергают, говорят, что есть более частный, конкретный Закон «О естественных монополиях», который разрешает если не все, то почти все. Мы с вами живем в правовом поле прошлого века. Поэтому и продолжают жировать естественные монополии….
Защита потребителя
Чаще всего депутаты спрашивали о росте цен на продукты, лекарства, потребительские товары. Проверки, проводимые различными структурами — от общественных организаций до Генеральной прокуратуры, убеждают, что в большинстве случаев резкое подорожание не всегда связано или почти не связано с девальвацией, санкциями и антисанкциями. Казалось бы, все понятно с гречкой — ее вырастили на 20 процентов меньше, чем в 2013 году. Но вот цифры Минсельхоза. Сельхозпроизводители подняли отпускную стоимость крупы на 36 процентов, переработчики — на 117, торговля — на 88. Та же картина и с сахаром: свёкла подорожала на 17 процентов, её переработка — на 40, продажная цена — на 40. Производство сахара в прошлом году увеличилось на 6,5 процента, закупили его тоже больше, а цены растут…
Удивили морковь и капуста. Морковь подорожала на 185 процентов, капуста — немногим меньше. Почему? Ответ известен: теневым монополиям, занимающимся оптовой поставкой фруктов и овощей, проще и выгоднее завозить их из других стран, диктовать цены издалека. Российскому крестьянину многие годы не удавалось сбывать овощи или его вынуждали продавать за гроши. А если завтра война? Смешно? Не очень, когда узнаешь, что капустой нас обеспечивали Польша и Голландия. Может быть, нас чему-нибудь научат эмбарго и капуста по 50 и более рублей за килограмм.
- Дефициты обуславливают стремительный рост цен. Используем все свои возможности в рамках законов «О конкуренции», «О торговле». Провели более 100 проверок и возбудили дела по подозрению в ценовых сговорах и в злоупотреблении доминирующим положением, — рассказывает Игорь Артемьев. — Но мы не бюро цен и как антимонопольная служба можем работать там, где есть монополии, на долю которых приходится более 35 процентов рынка. Вместе с налоговыми органами удалось выявить цепочки посредников, фирм-однодневок и офшоры, из которых поступают команды оптовикам, сетевым компаниям повышать цены. С однодневками боремся вместе с налоговой инспекцией. Недавние поправки в антимонопольное законодательство позволяют пресекать деятельность посредников. Они сейчас рассматриваются вместе с поставщиками как единая группа. Теперь мы можем накладывать на них огромные оборотные штрафы…
Сотрудник ФАС столкнулся с явным неоправданным завышением цены. Что дальше? Пишет предписание, пишет заявление в суд и месяцами (однажды — девять месяцев) ждёт решения суда. Все это время торговля продолжается. Во всех странах Европы, в США предписания антимонопольного органа выполняются незамедлительно. Не согласные с ним обращаются в суды. Решения других надзорных органов в России тоже исполняются сразу же. Глава ФАС обратился к депутатам с просьбой предоставить такие же права и его службе, хотя бы в таких, как сейчас, критических ситуациях, чтобы защитить потребителя.
Еще одно предложение Игоря Артемьева — снизить импортные пошлины на сахар-сырец, на картофель, капусту, томаты, лук, огурцы, бананы, цитрусовые, виноград, яблоки. Это поможет сбалансировать спрос и предложение, оперативно уменьшить цены на овощи и фрукты.
Полностью потеряла Россия и свою фармацевтическую безопасность. Считается: 75 процентов лекарств страна импортирует, 25 — производит сама. Это лукавый счёт. Как можно считать препарат своим, если он изготовлен из чужого сырья?
Плоха не монополия сама по себе, а устранение конкуренции»
Фридрих Хайек, экономист, лауреат Нобелевской премии
|
- Мы не производим многие жизненно важные препараты. В сегодняшней внешнеполитической и экономической ситуации иностранные фирмы могут завысить цены на них или даже отказаться поставлять. Что вы способны предпринять в такой ситуации? Может, вам нужны дополнительные законодательные права? — Оксана Хоронжук («Единая Россия») встревожена небезосновательно.
- Максимум — наложим большой штраф, но вряд ли его получим. У фармацевтической компании в России нет никакого имущества. Мы даже со своих компаний взыскать средства не в силах. Российские суды очень гуманно оценивают правонарушения в нашей сфере. Приведу только один пример. За крайне тяжелое нарушение мы оштрафовали РЖД на 2,4 миллиарда рублей. Три года длились всевозможные проволочки — в конце концов суд признал штраф законным, но снизил его с 2,4 миллиарда до девяти миллионов рублей.
Ситуация с лекарствами намного сложнее. По словам Игоря Артемьева, ряд зарубежных фармкомпаний категорически отказались поставлять свою продукцию в Россию. Один из препаратов был необходим для детей, больных злокачественной миеломой. Ребятишки были бы обречены, если бы не удалось разрешить эту жизненно важную проблему. В большинстве развитых стран — в Европе, США, Бразилии, Индии она изначально не могла бы возникнуть. Фирма-производитель побоялась бы вести себя так. Антимонопольные организации могли бы в соответствии с законом через суд истребовать так называемое принудительное лицензионное соглашение и принудительный патент. Эти документы позволяют самим выпускать необходимое лекарство. Российское законодательство такой возможности не предусматривает.
- Антимонопольное законодательство за рубежом давно регулирует интеллектуальную собственность. Из-за того, что наш бизнес категорически против, мы не приняли крайне нужную законодательную норму -оставили своих граждан без защиты. Мы единственная из крупных держав не обезопасили себя правом на внедрение принудительных патентов при отказе от поставки остро необходимых препаратов или необоснованного завышения цен на них.
Защита бюджета
Аудитор Счётной палаты Максим Рохмистров существенно дополнил выступление Игоря Артемьева. Обе организации отслеживают исполнение Закона «О контрактной системе»: на ФАС возложен контроль, Счётной палате поручен аудит.
- В прошлом году мы провели 100 контрольных мероприятий, проанализировав закупочную деятельность. Было выявлено более 500 нарушений бюджетного, гражданского и антимонопольного права! На сумму около 130 миллиардов рублей. Контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации провели аудит еще 282 закупок и установили нарушения на 7,4 миллиарда. С ФАС у нас подписано соглашение о сотрудничестве, и мы постоянно взаимодействуем. У нас общие подходы, общее понимание проблемы. Мы неоднократно обращали внимание депутатов Государственной Думы на необходимость законодательно запретить офшорным компаниям участвовать в системе государственных закупок. Недавно соответствующий закон был принят, — уточнил аудитор.
Но все оказалось не так просто. Судя по контрольным проверкам, уже заработали схемы-обманки. Закон ограничил прямое участие офшоров в госзакупках, но в нём ничего не сказано о подконтрольных им российских компаниях. Вполне возможно, что с ними аффелированы и те, кто организует госзакупки. Проверить в офшорной юрисдикции конечного бенефицианта просто невозможно.
- Для вас, вероятно, это не новость, — обратился Михаил Бурмистров к депутатам. — Все отчёты направляются в Государственную Думу. Мониторинг показывает, что из миллиарда рублей, стоимости заключённых в 2014 году госконтрактов, 272 миллиона получили организации, подчинённые офшорным компаниям. Это немалая сумма. Необходимо исключить возможность участия таких «дочек» в государственных закупках. Как и возможность привлекать к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, связанных с офшорами…
И еще очень важное обстоятельство подчеркнул Михаил Рохмистров. ФАС действует достаточно жестко, налагая большие штрафы на нарушителей антимонопольного законодательства. Но, как нередко случается, компании просто не выплачивают их в бюджет. Задолженность постоянно растет и к январю составила уже 15 миллиардов рублей. Налоговой службе разрешено взыскивать средства с должников. Такое же право, считает аудитор, должно быть дано и антимонопольной службе. Иначе механизм штрафования так и будет работать вхолостую…
И еще один «наказ» получили депутаты.
- Государственные закупки сегодня осуществляются по двум достаточно разным законам. №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе» обязателен для государственных и муниципальных организаций. По №223-ФЗ огромные средства направляются в государственные компании, в АО с государственным участием, в федеральные государственные унитарные предприятия. Эти нормативные акты существенно различаются между собой. №223-ФЗ допускает более упрощенные процедуры. Это, на наш взгляд, не совсем разумно и оправданно — за всеми государственными средствами необходим полный и объективный контроль. Тем более что в рамках антикризисной программы очень большие деньги направляются именно госкомпаниям и компаниям с государственным участием. Упрощение процедур может обернуться неоправданными потерями. Закон, требования, ответственность должны быть едиными, — попросил депутатов аудитор.
Не количества ради
- В соответствии с законом №44-ФЗ (и в прежнем законе было это требование) заказчик обязан опубликовать на сайте госзакупок все документы об исполнении контрактов. «Общероссийский народный фронт» проанализировал 10 миллионов заказов. В 23 процентах случаев эти требования были нарушены. Акты о выполненных работах публикуются ещё гораздо реже, — сообщил Михаил Старшинов («Единая Россия»).
- В ФАС в прошлом году поступило 44 тысячи жалоб. 46 процентов их, почти половина, абсолютно обоснованны. Это беспрецедентное количество. Мы стремимся восстановить справедливость, штрафуем государственных служащих. Но, вероятно, нужно принимать и более жёсткие меры — в том числе и уголовного характера.
ФАС, говорят, лидер по количеству проверок среди антимонопольных служб мира. Но выступающие взглянули на эти проверки совершенно иначе. Даже по самым боевым статьям (картельный сговор, злоупотребление доминирующим положением) доля малого бизнеса 64 и 36 процентов, заметил Николай Иванов (КПРФ). И порекомендовал перенаправить активность на крупные отечественные и иностранные компании, на рынки, где они доминируют.
Об этом же горячо говорил Михаил Щепанов (ЛДПР):
- Вот вы, господин Артемьев, гладко отчитались: мы оштрафовали, наказали, взыскали. Думаете, эти показатели доказывают эффективность вашей работы? Абсолютно нет. Ежедневно вам оценки выставляет каждый житель страны, когда заходит в аптеку, магазин и видит сумасшедшие цены даже на отечественных товарах и препаратах. Мы окружены монополиями, они всюду — и творят, что хотят с помощью вороватых чиновников. Почему вы их боитесь? Наша фракция ставит вам оценку «неуд».
Гораздо лояльнее отнеслась к ФАС Елена Панина («Единая Россия»), хотя и она говорила о службе достаточно критично. И всё-таки:
По сути, идет экономическая война. Игорь Юрьевич, определитесь на чьей вы стороне — монополистов или граждан страны»
Михаил Шепанов, депутат Государственной Думы
|
- Я бы не хотела давать отрицательную оценку ФАС. Она делает много, проверяет вместе с правоохранительными органами. Где-то и мы как законодатели недорабатываем.
Её поддержал и Олег Нилов («Справедливая Россия»):
- Не получается у вас — приходите к нам в Думу. Давайте я буду выступать, коллеги будут выступать — поможем вам, если у вас будет такое желание. Счёт на табло, говоря футбольным языком, не в вашу. И не в нашу, к сожалению, пользу. Вы, наверное, не знаете ещё, что Андрей Макаров показал жёлтую карточку всему правительству. (Андрей Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам, резко раскритиковал правительство, которое почти за месяц мало что сделало для разработки антикризисной программы. И предложил тем, кому не хочется работать, уйти добровольно.
-Прим. ред.) Одно скажу в утешение: с главным монополистом — Центробанком даже Государственная Дума ничего не могла сделать. Центробанк залез в карман каждого россиянина -и ничего, никаких последствий…
Экономика, сформировавшаяся в лихие 90-е, демонстративно вышедшая из-под национальной юрисдикции, просто «не замечает» одно из самых слабых звеньев исполнительной власти — антимонопольную службу. Пожалуй, наименее обеспеченную материально и законодательно из всех правительственных структур. И то, что «яблочник», либерал Игорь Артемьев ещё умудряется что-то делать, достойно удивления. Но не Геракл он - и это надо понимать.
Леонид Левицкий
Фото Юрий Паршинцев