Почему регионы залезают в долги?

По итогам 2013 года дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации составил 642 миллиарда рублей…

Почему регионы залезают в долги?  

О проблемах законодательного обеспечения формирования бюджетов российских регионов размышляет первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин

Сегодня актуальность проблемы зако­нодательного обеспечения формиро­вания бюджетов российских регионов ни у кого не вызывает сомнений. Ведь благополучие регионов — это благопо­лучие всей страны, всего нашего на­рода, и потому вопросы реализации государственной политики в области устойчивого развития территорий при­обретают особую важность. Однако очень остро стоит проблема формиро­вания бюджетов субъектов Федерации, поскольку ситуация с их сбалансиро­ванностью постоянно ухудшается.

Есть весьма тревожные цифры, об­народованные не так давно Министер­ством финансов. По итогам прошлого года дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации со­ставил 642 миллиарда рублей. Это аб­солютный антирекорд! Такого за всю историю нашей страны еще не было. Эта цифра в два с лишним раза боль­ше, чем в 2012 году, и в 18 раз больше, чем в 2011-м.

Причина возникновения дефицита банальна: регионам не хватает средств на выполнение возложенных на них обязательств, и они вынужденно за­лезают в долги. Только за прошлый 2013 год объем их задолженности вы­рос почти на 400 миллиардов рублей и составил 1,7 триллиона рублей. Правда, попавшим в «долговую яму» субъектам Федерации Минфин готов «протянуть руку помощи» и рефинан­сировать коммерческую задолжен­ность бюджетными кредитами. Но без ответа остается тут же возникающий вопрос: как регионы будут возвращать эти долги, если они и так еле сводят концы с концами?

Характерно, что из всех обяза­тельств регионов наиболее уязвимы­ми, с точки зрения финансовой обе­спеченности, являются так называе­мые «переданные» полномочия. При­чем их количество неуклонно растет, и с 2004 года оно увеличилось в 9 раз!

Казалось бы, при таких темпах доля общих доходов субъектов Федерации в ВВП также должна расти. Но этого не происходит. И более того, послед­ние два года наблюдается снижение этого показателя, что косвенно под­тверждает уже давно обсуждаемый факт: объем средств, передаваемых федеральным центром вместе с полно­мочиями, очевидно, недостаточен. И, таким образом, приходится признать, что в настоящее время у регионов нет ни возможностей, ни реальных стиму­лов для развития. Все средства уходят на выполнение полномочий, на теку­щие расходы.

Сложившаяся ситуация не способ­ствует проведению регионами актив­ной инвестиционной политики. Мож­но сказать, что в России наблюдается кризис инвестиций. А ведь именно новые проекты обеспечивают муль­типликативный эффект — повышают занятость, приносят дополнительные доходы всем уровням бюджетной си­стемы, придают импульс развитию территорий.

Единственно логичный выход из сложившейся ситуации я вижу в рас­ширении доходной базы субъектов Федерации. На деле это будет означать переход к качественно новому этапу реформирования межбюджетных от­ношений. И это полностью соответ­ствует словам Президента России Вла­димира Путина, отметившего в Бюд­жетном послании: «Расходы субъектов Российской Федерации должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источни­ками…». Совет Федерации, как палата регионов, полностью разделяет такой подход. Необходимо закреплять за тер­риториями новые источники дохода. В частности, имеет смысл передать ре­гионам всю сумму налога на прибыль. Речь идет о двух процентах, которые зачисляются в федеральный бюджет, но такой маневр позволит территори­ям отчасти компенсировать снижение от поступлений этого важного для них налога. По итогам прошлого года оно составило 13 процентов.

Однако и сами субъекты Федера­ции не должны только сидеть и ждать «милости» или финансовых «послабле­ний» от федерального центра. Такие примеры уже есть: многие регионы, сталкиваясь с нехваткой собствен­ных средств на инвестиции, не сидят «сложа руки». Они изыскивают другие возможности по реализации своего потенциала. В частности, использу­ют кластерный подход, который при­зван сыграть особую роль в развитии территорий. Ведь кластерный подход — это, прежде всего, новая управленче­ская технология. Она позволяет повы­сить конкурентоспособность не толь­ко отдельного региона, но и государ­ства в целом. Не случайно Концепцией долгосрочного социально-экономиче­ского развития Российской Федерации предусмотрено создание целой сети территориально-производственных кластеров.

Уже есть и результаты. В Калуж­ской, Курганской, Новгородской, Ки­ровской областях — в общей слож­ности более чем в десяти регионах

- сформированы центры кластерного развития, разработаны соответствую­щие концепции и активно привлека­ются различные источники финанси­рования. Этот накопленный положи­тельный опыт представляет большую ценность. Он заслуживает самого тща­тельного изучения и дальнейшего рас­пространения по всей стране.

Однако, и тут не без проблем, остаются нерешенные вопросы. Не­пременным условием осуществления кластерной политики является созда­ние надежной правовой основы для государственно-частного партнерства. Но на данный момент соответствую­щий базовый закон на федеральном уровне отсутствует, что, в свою оче­редь, сдерживает развитие этой сфе­ры регионального законодательства и не позволяет ему работать в полную силу. Принятие федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» запланировано на нынешнюю парла­ментскую сессию. Он уже прошел пер­вое чтение, и Совет Федерации прило­жит все усилия, чтобы новый закон стал прочным правовым фундаментом для регионального законодательства.

Но есть и другие, уже проверенные инструменты развития экономики ре­гионов, о которых не стоит забывать. Например, создание специальных тер­риторий, в частности, особых эконо­мических зон. Совет Федерации готов поддержать предложения регионов о передаче им части полномочий по строительству и управлению объек­тами этих зон, что позволит повысить инвестиционную привлекательность как уже существующих, так и вновь создаваемых.

На мой взгляд, перспективной явля­ется и такая разновидность специаль­ных территорий, как «зоны террито­риального развития». Ровно год назад правительством был утвержден пере­чень российских регионов, в которых допускается создание таких зон. Се­годня Совет Федерации готов совмест­но с регионами включиться в работу по повышению эффективности закона «О зонах территориального развития». Большие надежды мы связываем и с созданием территорий опережающе­го развития на Дальнем Востоке и в Сибири.

Отдельно в этой связи не могу не отметить важность задач, которые стоят перед Россией в связи с включением в ее состав двух новых субъектов Федерации — Республики Крым и города Севастополя. Полагаю, что вхождение двух новых регионов, обладающих значительным, а в чем-то, если учесть особенности климата, уникальным для нашей страны экономическим потенциалом, существенно повысит инвестиционную привлекательность отечественной экономики. Но чтобы это произошло, совершенно справедливо отметила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, предстоит очень большая работа по интеграции этих регионов в российскую экономику. Как известно, уже принят пакет законов, направленных на обеспечение стабильности финансовой системы Крыма, защиту вкладов граждан. Прекращено действие ряда соглашений, регулирующих пребывание Черноморского флота России на территории Украины. И это лишь начало долгого пути, который нам предстоит пройти. Но мне думается, что появление в составе Российской Федерации новых и, повторюсь, во многом уникальных субъектов, должно в хорошем смысле стимулировать все заинтересованные лица к выработке новых подходов и решений по дальнейшему развитию экономического потенциала регионов.

ФОТО ЮРИЙ ИНЯКИН

Просмотров 4053

26.04.2014 15:56