Состоявшееся в нынешний единый день голосования народное волеизъявление можно считать генеральной репетицией предстоящих выборов и политическим тестированием умонастроений общества.
«Генеральная репетиция» зря не прошла
Российское избирательное законодательство за годы демократии переписывалось множество раз. Парламентские журналисты подсчитали: в базовом Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» в 1994 году было 36 статей, а нынче их уже более 80. И пришли к выводу: с каждым усовершенствованием росло количество «фильтрующих» положений. Особое недовольство участников нынешней избирательной кампании вызвала, например, необходимость сбора подписей для участия в выборах разных уровней. Оппозиционные аналитики считают: такая практика носит дискриминационный характер и фактически является «фильтром», отсекающим неугодных власти кандидатов от выборов.
Нынешняя осенняя сессия не станет исключением и, безусловно, обогатится инициативами парламентариев в избирательное законодательство. Так, фракция ЛДПР в лице зампредседателя Госдумы Игоря Лебедева и главы Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова уже подготовила законопроект, который предлагает отменить «муниципальный фильтр» для кандидатов на губернаторский пост от политических партий, имеющих фракции в законодательном органе субъекта Российской Федерации.
Оперативно разработан и внесен в палату законопроект, устанавливающий для всех политических партий единый статус и порядок действий фондов их поддержки. Предлагается ввести запрет пожертвований политическим партиям, а также кандидатам и избирательным объединениям от российских юридических лиц, контролируемых иностранными гражданами или имеющих в уставном капитале хотя бы долю иностранного. «Новая норма позволит исключить офшорное финансирование партий и избирательных кампаний, сколь бы длинными ни были цепочки «фирм-прокладок» между жертвователем и соответствующей офшорной компанией», — подчеркивается в пояснительной записке к документу. Кроме того, фонд поддержки политической партии ежеквартально будет отчитываться перед ЦИК РФ.
За год до парламентских выборов шансы переизбраться в Госдуму следующего созыва «по узнаваемости» имеется только у каждого третьего из действующих законодателей - у 148 из 450…»
Своего рода сенсацией стало обращение в Конституционный суд 90 депутатов Госдумы, в котором они оспорили реформу местного самоуправления, проведенную в 2014-2015 годах. По их мнению, принятые законодательные поправки привели к отмене выборов мэров и уничтожили политическую самостоятельность крупных городов. Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов воспринял думский демарш «хорошим предвыборным козырем на перспективу выборов 2016 года».
«Нарезка» вызвала споры
Предстоящие парламентские выборы пройдут по смешанной системе, при которой из 450 думских депутатов одна половина — 225 человек — будет избрана по партийным спискам, а вторая — по одномандатным округам. По оценкам Института социально-экономических и политических исследований, за год до выборов шансы переизбраться в Госдуму следующего созыва «по узнаваемости» имеется только у каждого третьего из действующих законодателей — у 148 из 450. Всего же нынешний депутатский корпус, по комментариям самих парламентариев, сменится на 50-60 процентов.
Центризбирком уже произвел нарезку округов, применив так называемый принцип ромашки, исходящий из того, что каждый округ будет включать в себя не только городскую, но и сельскую территорию. «Мы отказались от деления строго по границам муниципальных образований, когда образовывались два типа округов: сельские и городские, — сообщил журналистам зампред ЦИК Леонид Ивлев. — При формировании новой схемы было решено объединить внутригородские округа и муниципальные районы». Это, уверен он, повысит конкуренцию на выборах.
Его позицию разделяет зампред Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин («Единая Россия»): «Очень правильно реализована идея, когда одномандатные округа соединяют в себе части территорий крупных городов и прилегающие районы, сельские и городские. Есть же еще и городские поселения». Госдума, пообещал парламентарий, оперативно рассмотрит предложенную схему округов — «до 5 декабря данный федеральный закон должен быть подписан».
А вот заместитель Председателя Госдумы Николай Левичев («Справедливая Россия») считает, что предложенная схема нарезки одномандатных округов в корне противоречит самой идее народного представительства. «Интересы горожан и сельчан во многом разнятся, так же как и различаются наиболее острые проблемы жителей крупных, средних и малых городов, сел и деревень. Было бы разумно, чтобы их интересы в Госдуме профессионально и компетентно представляли разные депутаты. ЦИК же своей «лепестковой» нарезкой создает искусственные округа, не принимая во внимание различия в социально-экономическом укладе объединяемых территорий, — утверждает парламентарий. — Дабы депутат мог эффективно отстаивать интересы своего округа в федеральном парламенте при обсуждении федеральных законов, при формировании федерального бюджета, его избирательный округ должен быть сложившейся социокультурной системой, имеющей свои понятные особенности».
Документы из Центризбиркома по схеме «нарезки» одномандатных округов для парламентских выборов 2016 года в Госдуму уже поступили. И на первом в осеннюю сессию заседании Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, как сообщил его председатель Владимир Плигин («Единая Россия»), получил положительное заключение. Подготовленный законопроект вносит изменения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» и предусматривает совмещение парламентских выборов с единым днем голосования, перенеся его в 2016 году на третье воскресенье сентября. Его рассмотрение в первом чтении планируется на 15 сентября. Инициаторы документа — Председатель Госдумы Сергей Нарышкин («Единая Россия»), его заместитель, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев, лидеры фракций «Справедливая Россия» Сергей Миронов и ЛДПР — Владимир Жириновский. Коммунисты выступили резко против переноса парламентских выборов в 2016 году с декабря на сентябрь, усмотрев в том «неконституционность».
Что тревожит россиян?
И это только начало «конкуренции». В центре парламентских баталий, безусловно, окажутся социально-экономические проблемы страны. А тут есть где развернуться и тем, кто обещает улучшение жизни, и тем, кто упрекает в отсутствии таковой. Левада-Центр поинтересовался: что больше всего тревожит россиян? Как оказалось, самыми острыми и актуальными проблемами российского общества в настоящее время являются рост цен — 78 процентов, сокращение доходов — 42 и рост безработицы — 36. На четвертом месте — кризис в экономике, состояние промышленности и сельского хозяйства — 32 процента.
По данным ВЦИОМ, у 31 процента россиян родственники или знакомые остались без работы в течение последних двух-трех месяцев. О случаях увольнения или сокращения сообщили респонденты в возрасте 35-44 лет (38 процентов), с низким достатком (38), жители Москвы и Санкт-Петербурга (41 процент). Как свидетельствуют последние опросы, сегодня каждый пятый молодой россиянин в возрасте до 25 лет не может найти работу, а проблемы с трудоустройством отмечает каждый третий респондент данной категории. Одновременно в молодежной среде резко возросла текучесть кадров. Как оказалось, без малого половина, более 45 процентов молодых людей, не отрабатывает на рабочем месте и одного года. Положение, считают специалисты, могла бы исправить поддержка государством трудовой мобильности.
Самыми острыми и актуальными проблемами российского общества в настоящее время являются рост цен - 78 процентов, сокращение доходов - 42 и рост безработицы - 36 процентов…»
Не радует и здравоохранение. Только от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней системы кровообращения смертность в России превышает 1 400 000 человек ежегодно. Каждую минуту у нас умирает пять человек, а рождается только три. Минздрав, по поручению Владимира Путина, проанализировал причины роста смертности в первой половине 2015 года и пришел к выводу об алкоголизации населения. И в самом деле, в стране только официально зарегистрировано: алкоголиков свыше 4 580 000, наркоманов 8 870 000, больных психически 978 000, туберкулезом около 890 000. Руководители Общероссийского народного фронта на прошедшем двухдневном форуме раскритиковали Минздрав за ошибки при оптимизации системы здравоохранения и предложили Владимиру Путину приостановить эту реформу.
Идти на выборы при таком положении дел для каждого ответственного политика — серьезное испытание. Что предлагают для исправления ситуации депутаты нынешней осенью? Прежде всего, все социальные обязательства независимо от трудностей должны быть выполнены. Следовательно, в приоритете инициативы социальной направленности. Обозначим лишь некоторые из них.
«Единая Россия» предлагает коллегам принять, например, закон, направленный на поддержку социального предпринимательства. «Это особый вид деятельности, нацеленный на решение и смягчение социальных проблем, — отметил в комментарии для «РФ сегодня» один из соавторов документа, член Комитета ГД по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин. — Сама жизнь заставляет нас поддержать социальных предпринимателей. Общая потребность граждан в их услугах сегодня намного превышает бюджетные возможности регионов. В то же время отсутствие системы государственной поддержки столь значимой для страны деятельности приводит к дефициту финансовых ресурсов для развития социальных проектов. Считаем необходимым обеспечить ее на всех уровнях власти».
«Справедливая Россия» в осеннюю сессию планирует провести закон, который предусматривает единовременные выплаты пенсионерам. Необходимость его, по словам Сергея Миронова, обусловлена тем, что тарифы ЖКХ, цены на социально значимые товары, продукты первой необходимости, на лекарства выросли гораздо больше, чем заявленные Правительством 11 процентов инфляции. «В связи с этим качество жизни пенсионеров, которые понесли финансовый ущерб, значительно ухудшилось. Непрофессиональные действия Правительства должны быть компенсированы выплатами», -констатировал депутат. Остается только добавить, что августовская инфляция побила пятилетний рекорд «засушливого» лета 2010 года и в годовом выражении выросла до 15,8 процента.
КПРФ внесла в Госдуму законопроект, который предлагает изымать в собственность России продовольствие и продукты, запрещенные к ввозу, и направлять их, как говорится в пояснительной записке, в качестве «безвозмездной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения», а также для «оказания гуманитарной помощи иностранным государствам». Геннадий Зюганов, один из соавторов документа, аргументированно возмутился: «У нас в стране каждый второй получает в среднем 15 тысяч рублей в месяц. Средняя пенсия ветерана равняется десяти тысячам. Продовольствия не хватает и многодетным семьям, и инвалидам, и детским домам, и социальным приютам. Уничтожать продукты — это большой грех!»
ЛДПР на проблему санкционных продуктов ответила своими инициативами — законодательно обеспечить 70 процентов мест на рынках и в магазинах за отечественными товаропроизводителями. «А тех, кто не будет подчиняться, потребуем наказать вплоть до национализации магазинов. Главная наша проблема — торговые сети, когда владельцы магазинов, зарабатывая на продаже импорта, искусственно создают препоны для российских фермеров, не пускают их продукты на полки. Тем самым они занимаются диверсиями и должны нести ответственность», — констатировал Владимир Жириновский.
Некоторые документы вносятся повторно и даже параллельно несколькими фракциями. Например, законопроекты о «детях войны», которые настаивают на льготах пенсионерам, чье детство опалила Великая Отечественная война, продвигают и КПРФ, и «Справедливая Россия», и ЛДПР. Или законопроекты о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которые в поисках «социальной справедливости» в очередной раз внесли и коммунисты, и эсеры. Судя по планам первых пленарок осенней сессии, парламентарии намерены упорядочить банковскую и пенсионную системы, разобраться с тарифами, обеспечить реализацию программы по импортозамещению, где исполнительная власть, по общему мнению экспертов, пока терпит фиаско.
Плюсы и минусы нового бюджета
Разумеется, ключевая задача — принять федеральный бюджет на 2016 год. Нынешней осенью законодателям предстояло рассмотреть проект трехлетнего бюджета, который Правительство должно представить на думский суд до 1 октября. И вдруг за месяц до этого срока, буквально за три дня до назначенного на 4 сентября рассмотрения проекта бюджета на 2016-2018 годы, на правительственной комиссии по законопроектной деятельности глава Минфина Антон Силуанов заявил о намерении из-за «неопределенности на сырьевых и финансовых рынках» принять бюджет только на 2016 год, отказавшись от расчетов бюджетной трехлетки. Предпринятые действия объяснил желанием «минимизировать вероятность ошибок при подготовке бюджета».
Помимо этого, предлагается изменить и дату внесения бюджетного проекта в палату — с 1 октября на 25, что потребует правки Бюджетного кодекса. Объясняется это тем, что Минфин не успевает составить документ из-за позднего обновления макропрогноза. Как отмечают эксперты, еще не заложен фундамент бюджета — цена на нефть, по которой его будут верстать. По новому базовому макропрогнозу Минэкономразвития, в 2016 году нефть марки Urals будет стоить 55 долларов, в 2016-2017 годах — 60. По консервативному прогнозу, все три года ее цена будет в рамках 40 долларов, исходя из чего Минфин и предлагает планировать доходы.
Как сообщил Антон Силуанов, вместе с проектом бюджета на 2016 год Минфин планирует представить в парламент долгосрочный бюджетный прогноз до 2030 года. «В нем будут проектировки основных параметров бюджета на три года, с 2016 по 2018 год, однако они не будут фиксироваться законом, как это происходит обычно», — уточнил министр.
«Сегодня в условиях высокой волатильности прогнозировать доходы бюджета на трехлетку практически бесперспективно, поэтому возникло предложение сосредоточиться на бюджете одного года», — заявил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»). Однако это вовсе не означает, уточнил он, что Правительство и депутаты отказываются от горизонта трехлетнего планирования. «Речь идет об оптимальном выстраивании бюджетного процесса в экстраординарных условиях, в которых сегодня находится мировая экономика. Мы понимаем, когда нефть в течение трех дней может упасть на 20 процентов, потом снова вырасти, потом снова упасть, говорить о точности прогноза достаточно сложно», — отметил парламентарий. Напомним, бюджет сразу на три года верстается с 2006 года, за исключением 2008 года, когда в условиях разразившегося кризиса принимался однолетний бюджет.
Как считает законодатель, во временном переходе на однолетнее планирование есть свои плюсы и минусы. Плюс - это более точный прогноз, а основной минус в том, что отсутствие бюджета на трехлетку может повлиять на заключение долгосрочных контрактов, связанных с бюджетным финансированием. Во избежание этого Андрей Макаров предлагает «предусмотреть в тексте бюджета нормы, которые позволят сохранять заключенные трехлетние контракты». Будут выполнены, по его словам, и все обязательства, взятые на себя государством. Главное - точно определить приоритеты. Правительственные предложения по изменению сроков внесения бюджета в Госдуму, как ожидается, депутаты рассмотрят на первом осеннем пленарном заседании.
Павел Анохин