При всех многообразии и хитросплетениях современной глобальной политики объективно многое в ней так или иначе завязано на отношениях России с США.
Особенности их нынешнего этапа и перспективы развития анализирует кандидат юридических и экономических наук, член Комитета Совета Федерации по международным делам Игорь МОРОЗОВ.
—На каком этапе находятся сейчас отношения с Америкой, можно ли провести какие-то исторические параллели, сравнения?
— На мой взгляд, российско-американские отношения переживают очень серьезные испытания. Они усугубляются в том числе и информационными войнами разной степени интенсивности, о чем свидетельствуют и последние события, связанные с Эдвардом Сноуденом. Полагаю, что в сложившейся ситуации российская сторона повела себя максимально сдержанно и корректно, тон чему задал Президент РФ. Американцы же, напротив, словно бы задались целью обострить ситуацию — возьмите хотя бы новое заявление Госдепа о намерении США расширить «список Магнитского». Шаг явно не дружеский и направлен со всей очевидностью не на улучшение отношений. Но если рупором выступает Госдеп, это означает, что решение было принято на очень высоком государственном уровне. Ситуация складывается именно так, как Путин обрисовал ее Обаме на их последней встрече на саммите «восьмерки»: мы с вами о чем-то договариваемся, а потом на уровне исполнителей все видоизменяется до такой степени, что результат оказывается диаметрально противоположным.
Второй момент: сама международная обстановка очень напряжена, взрывоопасна. Как и в 80-е годы, горит Ближний Восток, что усугубляет ситуацию как в Европе, так и в Америке. Конфликт разгорается: за Ираком последовала Ливия, потом Сирия.
Мультиплицируются процессы, которые становятся общими для всего региона, — возьмите развитие событий в Турции, Египте. Не так сложно смоделировать, что дальше произойдет с боевиками, набравшимися опыта, вооруженными самым современным оружием, когда и если им придется покинуть нынешние конфликтные зоны. Куда они отправятся? Туда, где жить комфортно, — в Европу, США, Россию.
Не понятна политика наших европейских и американских партнеров, необъяснима легкость, с которой принимаются ими решения по вооружению сирийской оппозиции. Неужели они не понимают, что эти опекаемые ими «борцы с режимом Асада» рано или поздно вернутся в Париж, Лондон, Берлин и вовсе не в респектабельных костюмах государственных политиков и дипломатов?
Игорь МОРОЗОВ
Член Комитета Совета Федерации по международным делам.
Представляет в Совете Федерации исполнительный орган государственной власти Рязанской области (с декабря 2012 года).
Кандидат юридических наук, кандидат экономических наук. Поощрен благодарностью Президента Российской Федерации. До назначения представителем в Совете Федерации — заместитель руководителя Россотрудничества, депутат Рязанской городской Думы на непостоянной основе.
|
— Возможно ли конструктивное сотрудничество России и США или же мы обречены на постоянное соперничество и противоборство?
— Нулевые годы показали, что такое сотрудничество возможно и может носить плодотворный характер. За вычетом кризиса в связи с интервенцией в Ираке до 2008 года отношения развивались в целом позитивно, динамично и многовекторно, принося нам ко всему прочему реальный экономический эффект. Сейчас идет спад: наблюдается разное понимание и соответственно трактовки происходящих в мире событий. Мы не заблуждаемся насчет процессов в мировой экономике и ситуации с долларом, который ко всему прочему является еще и одной из основных мировых резервных валют. Все наши заявления по этому поводу продиктованы обоснованной тревогой за последствия для экономического положения в России, на евразийском пространстве. Они откровенны и могут поэтому кое-кому не нравиться, но они опираются на реальную фактуру и расчеты.
Европейский центральный банк пошел по тому же пути, что и американская Федеральная резервная система, и это тоже не может нас не тревожить, поскольку вторая значительная часть золотовалютных резервов России хранится в евро. Так что критика нами партнеров из Евросоюза также вполне обоснованна. Анализ актуальных серьезных вызовов России и ее партнерам по Содружеству заставляет нас выстраивать новую систему отношений и выбирать новый вектор экономического и финансового развития. Мы убеждаемся, что стратегическим направлением сегодня является расширение и углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве через Таможенный союз, Единое экономическое пространство и Евразийское экономическое сообщество. Второе генеральное направление — развитие партнерства в рамках ШОС, БРИКС, АТЭС. Отсюда и вырисовывается главный вектор нашего развития в будущем.
Тот факт, что США и ЕС начали практические переговоры о создании зоны свободной торговли в рамках нового соглашения о трансатлантическом партнерстве, тоже вызывает определенную обеспокоенность и заставляет задуматься об отношении двух крупнейших мировых экономик, опирающихся на мировые резервные валюты, т.е. имеющих два эмиссионных центра, ко всем остальным экономикам мира, которые к тому же держат свои валютные резервы в долларах и евро. Сегодня переговоры начаты о зоне свободной торговли, но логика интеграционных процессов такова, что через пять-семь лет они объективно выйдут на валютный союз. И тогда можно ожидать принятия самых разных решений, в том числе и взрывоопасных для экономик стран, не вовлеченных в формат евроатлантического партнерства. И это тоже не может не вызывать у нас совершенно обоснованного беспокойства.
— Самым опасным и горячим на сегодня международным кризисом является Сирия. В отношении его урегулирования Россия и США то демонстрируют признаки единства, то снова оказываются по разные стороны баррикады.
— Самое опасное, если оппозиция, поддерживаемая клубом «друзей Сирии» в лице ведущих европейских стран, США, Катара, Саудовской Аравии, Турции, победит законно избранного президента, свергнет законно назначенное правительство и разгонит законно избранный народом парламент, который, кстати, сам по характеру является оппозиционным. Такое развитие событий перечеркнет перспективы цивилизованного общественного развития на большой части планеты. Почему? Да потому, что утвердит прецедент: группа стран, в силу собственных интересов договорившихся между собой о ликвидации какого-то не угодного им государства, узурпирует «право», раскачивая там ситуацию изнутри, фактически низвергать законно избранную власть, а значит и разрушать государство, государственное устройство.
Так уже было в Ираке, потом в Ливии. Теперь такую попытку мы наблюдаем в Сирии. И совсем не факт, что государства Евросоюза с США вместе смогут создать на этих территориях реально действующие эффективные правительства. Куда более вероятен египетский вариант, когда на место пусть авторитарной, но вполне эффективной власти, к тому же совершенно лояльной тем же Соединенным Штатам, придут радикальные исламисты от «братьев мусульман» до «аль-Каиды». Появится ли там пресловутый арабский халифат, можно дискутировать, но что демократии в ее евроатлантическом понимании там и близко не будет, за это можно поручиться.
Следующая большая опасность или вызов — расползание оружия массового поражения, в данном случае химического. Факт или факты использования такого оружия в Сирии не оспариваются, нет ясности в вопросе, кто его применял — оппозиция или правительственные войска. А где гарантия, что химическое оружие не расползется через сирийские границы, охраняемые к тому же весьма условно, и не будет использовано теми же террористическими группами в других странах? И страны ЕС, как и США, должны вместе с Россией предпринять сегодня все усилия, чтобы этого не допустить. А выход тут только один — сесть всем конфликтующим сторонам, включая обязательно представителей режима Асада, за стол переговоров в Женеве, чтобы договориться о прекращении кровопролития и решении конфликта мирным путем. Не следует забывать, что в Сирии через год должны состояться выборы, и надо помочь сирийскому народу обеспечить условия, в которых он мог бы сам выбрать себе президента.
— Во времена соперничества двух сверхдержав мир и глобальную политику было принято представлять в виде шахматной доски, на которой СССР и США передвигают фигуры, разыгрывая некие сложные многоходовые комбинации. Сегодня нет СССР, а США и их европейские партнеры своими действиями, в частности на Ближнем Востоке, напоминают, скорее, карточных игроков, чьими действиями руководит не тонкий расчет, а пьянящий азарт. У вас не складывается такое впечатление?
—Согласен, если проанализировать последние события на Ближнем Востоке и политику США и их союзников, именно так все и выглядит. Возьмем Ирак — откровенно придуманный повод, дескать, режим Саддама разрабатывает химическое и ядерное оружие и уже готов его применить, был использован в качестве предлога для ввода войск, после чего никакого оружия массового поражения так и не нашли, хотя история не знала, пожалуй, столь массированных поисков. За этой ширмой шиитское меньшинство было приведено к власти и начались репрессии против суннитского большинства, поддерживавшего Саддама Хусейна. В суматохе азарта поначалу забыли про курдов, пока те не напомнили о себе терактами против американских войск.
Потом настал черед Ливии. Опять фиаско: поддержав оппозицию Каддафи и фактически приведя ее к власти, в качестве благодарности через три месяца получили убийство американского посла — событие, равного которому по тяжести в истории региона не было уже несколько десятков лет после захвата посольства США в Тегеране в 1979 году и террористических атак на посольство США в Бейруте в 1983-м и 1984 годах.
Египет. Три десятилетия президент Мубарак верой и правдой выполнял роль ключевой американской фигуры в том, что раньше назвали бы шахматной партией на Ближнем Востоке. Устали от Мубарака, разонравился, выпустили из бутылки джинна «арабской весны» и получили в итоге режим «Братьев мусульман», за год доказавший свою полную неспособность ни держать крупнейшую и важнейшую арабскую страну под контролем, ни навязать ей радикальный исламский режим. Будь это даже преферанс, партия запуталась окончательно, и Запад решительно не знает, на кого же в итоге ставить — продолжать ли поддерживать президента Мурси, законно избранного, но лишенного власти восставшим народом вместе с военными, либо принять сторону военных, которых вроде сами же год назад от власти отрешили.
Сирия. Другой вист: давайте вслед за шейхами Персидского залива будем помогать суннитскому большинству убрать от власти алавитское меньшинство. В итоге кровавая бойня гражданской войны всех против всех, в которой разношерстная оппозиция несмотря на щедрую поддержку спонсоров оказалась не способна свалить вышедшего из фавора Асада и его режим. Как показали сирийские события, победить в такой ситуации США и их европейским партнерам крайне сложно, если возможно вообще. Соответственно, результативный выход из сложившейся ситуации может быть только один — переговоры за общим столом всех противоборствующих сил, включая, разумеется, и правительство Башара Асада. Россия на этом фоне придерживается очень конструктивной линии — мы поддерживаем не личности, а законное правительство, президента и незыблемость государственных институтов власти. Только их наличие и работоспособность дает возможность стране иметь перспективу, а остальному миру выстраивать с ней политические, экономические, торговые отношения. По-иному быть не может, иное — это то, что в результате сделали с Ливией, превратив страну в едва управляемый лоскутный конгломерат территориальных анклавов, экспортирующий терроризм в соседние африканские страны, в частности, Мали.
—В подобном американском подходе не просматривается логики: даже если отталкиваться не от реальной политики, все равно продвижением демократии, чем традиционно мотивируют свои действия США, в упомянутых случаях и не пахнет. Зачем же взрывать ситуацию, не имея инструментов, чтобы ее потом контролировать?
—Всем очевидно, что ситуация на Ближнем Востоке вышла из-под контроля и управления. Ее можно моделировать, в нее можно встраиваться, но встроить ее в глобальную политику сегодня практически невозможно. Поэтому начинать надо с элементарного — выстроить систему приоритетов и начинать совместно по ним работать. Мы имеем там противостояние всем главным современным вызовам: тут и угроза распространения оружия массового поражения, и международный терроризм, и проблема мирного и конкурентного, с уважением национальных суверенитетов, использования стратегических природных ресурсов (доступ, разработка, транспортировка и т. д.), и нелегальная миграция. Список можно продолжать. По всем этим направлениям открывается широкое поле для совместной деятельности с нашими партнерами как за океаном, так и в Европе.
Всем очевидно, что ситуация на Ближнем Востоке вышла из-под контроля и управления. Ее можно моделировать, в нее можно встраиваться, но встроить ее в глобальную политику сегодня практически невозможно"
—
В этой связи складывается ощущение, что в мире, если условно сжать его до рамок «большой восьмерки», исчезли понимание и ощущение общей угрозы, которое возникло, скажем, после терактов в сентябре 2001 года.
—Думаю, отправной точкой, когда наши с американцами курсы разошлись в противоположные стороны, стали ответные меры России в отношении грузинской агрессии против Южной Осетии. США постыдно проиграли на глазах у всего мира, когда ими обученная и вооруженная по высшему разряду грузинская армия полностью развалилась за три дня. Фактически только лишь добрая воля и политическое решение высшего российского руководства сохранили государственность Грузии, ее политический строй и прежних лиц во власти. Тем самым Россия публично выказала подчеркнуто уважительное отношение к чужому суверенитету и свободному политическому выбору других народов.
Совершенно противоположный подход демонстрируют американцы: коли уж они входят в какую-то страну, то разрушают там все до основания. Но, разрушив, не задают взамен стандартов, которые хотелось бы видеть в качестве модели демократических государственных институтов, модели нового общества в обновленной стране. Все их сколько-нибудь успешные примеры относятся лишь к периоду сразу после Второй мировой войны, с тех пор ничего не получается. Когда США во главе международной коалиции вошли в Афганистан, они были уверены, что установят там новый строй, создадут новое правительство, посадят своего президента, и вся эта конструкция будет работать. Ничего не получилось. Попытки же через голову этих новых структур разговаривать и договариваться напрямую с талибами спровоцировали, с одной стороны, рост агрессивности самих талибов, а с другой — серьезные трения и утрату доверия у «своего» кабульского режима. Снова мы видим вместо просчитанной на много шагов вперед шахматной партии азартную карточную игру.
Нам же следует исходить из того, что при любом развитии дел в Афганистане вывод коалиционных войск осложнит ситуацию на границах наших партнеров по СНГ, то есть на дальних российских рубежах, и укрепление их ляжет бременем на российский бюджет. Немедленная опасность состоит в увеличении наркотрафика, но в приграничных районах у наших соседей мы не должны исключать прямых боестолкновений с талибами, попыток бандформирований просочиться или прорваться на территорию стран Содружества. Так уже было в 90-е годы, из этого опыта следует делать выводы и быть готовыми к рецидивам и новым вызовам.
—Иными словами, не следует питать больших иллюзий относительно способности нынешней власти в Афганистане контролировать страну после вывода войск?
— Нет, конечно. Без внешних гарантий и прежде всего мощного военного присутствия президенту Карзаю нужно крепко думать, что предпринять, чтобы не повторить судьбу Наджибуллы. Тем более что после ухода американцев опасность перемещения в Афганистан боевых подразделений с Ближнего Востока возрастает многократно — через какое-то время они все там окажутся. Таким сетевым террористическим организациям, как «аль-Каида», не составит труда перебросить туда своих боевиков в течение нескольких дней, и существуют очень большие и обоснованные сомнения, насколько боеспособными окажутся против них правительственные войска. Да, американцы готовят вооруженные силы, национальную гвардию и силы безопасности к тому, чтобы те помогли удержать власть, но у афганцев нет серьезной мотивации помогать держаться у власти режиму, который все считают обслуживающим иностранные интересы.
Беседовал Сергей БОРИСОВ