Муниципальный передел
В России стартовала новая муниципальная реформа.
В 131-й Закон, определявший основы организации местного самоуправления, с 2003 года было внесено более 400 поправок. Кроме того, его корректировки потребовали 92 принятых за это время федеральных закона. При этом концепция 131-го Закона оставалась неприкосновенной. И вот впервые принят пакетный закон, который ее меняет. Концептуально повышается роль, а значит, и ответственность субъектов Российской Федерации за организацию местного самоуправления на их территории

Игорь Бабичев, профессор, руководитель аппарата Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
Слово за регионами
Основные правовые новеллы можно разбить на три группы, касающиеся территориальных основ, принципов формирования органов местного самоуправления и расширения полномочий субъектов РФ по определению компетенции муниципальных образований.
Двухуровневую модель, которая в 131-м Законе была предусмотрена для муниципальных районов и поселений, предложено распространить и на крупные города, в первую очередь — естественные агломерации. Предлагается разбить их на районы — муниципальные образования первого уровня. Городской округ будет вторым муниципальным уровнем. Реализовать эту возможность можно соответствующим законом субъекта Федерации. Именно возможность, а не обязанность. Все существующие модели организации местной власти сохраняются. Выбор -за субъектами, которые осуществляют институционализацию этих моделей своими законами.
А вот порядок формирования конкурсных комиссий, если глава местной администрации назначается по конкурсу, изменяется. Раньше она состояла на две трети из депутатов местного представительного органа, треть делегировал субъект Федерации. Теперь соотношение будет 50 на 50. Причем в округах с внутригородским делением при 50 процентах состава комиссии от представительного органа муниципального образования, оставшуюся половину утверждает своим актом глава субъекта Федерации. Если модель с конкурсным управляющим действует на первом уровне местного самоуправления, в поселении или внутригородских районах, то их конкурсная комиссия формируется наполовину представительным органом соответствующего поселения или внутригородского района, и наполовину главой муниципального района или городского округа.
Каждому по возможностям
Установлен раздельный перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений. Понятно, что возможности у них разные. В городских поселениях — как было, так осталось — 44 вопроса местного значения. Сельским поселениям осталось всего 13. Этот минимум может быть расширен решением субъекта вплоть до тех же 44.
До сего дня в 131-м Законе был незыблемый принцип, по которому вопросы местного значения устанавливались только внесением изменений и дополнений в федеральное законодательство, и никак иначе. Сегодня эта священная корова тоже затронута. Но, правда, установлен исчерпывающий перечень, это возможно делать законами субъекта Федерации в трех случаях. И все три — в сторону увеличения.
Фундаментальная правовая новелла касается расширения прав субъекта Федерации определять пределы компетенции муниципальных образований. Теперь они могут перераспределять полномочия между органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления, кроме установленных федеральным законом 16 так называемых «несгораемых».
Уставы муниципальных образований как регуляторы местного самоуправления остаются. Если субъект примет закон, предусматривающий, например, учет мнений населения через проведение публичных слушаний, то эта норма должна будет найти отражение в Уставе муниципального образования. В 131-м Законе было 32 правовых позиции, регулирующихся законами субъектов Российской Федерации.
Добавляется еще 24, условно делящихся на три группы: обязательного, общего и единичного регулирования. Законов, обязательных к принятию, два. Первый устанавливает порядок формирования представительного органа муниципального района. Второй регламентирует порядок избрания глав муниципальных образований. Причем принимать эти законы нужно, даже если все остается без изменений. Среди законов второй группы, такой как устанавливающий нормы представительства внутригородских районов и поселений в представительных органах городских округов с внутригородским делением и в представительном органе муниципального района. Они могут избираться и всенародно. Но, если принято решение об их формировании из депутатов муниципалитетов первого уровня, то кроме равного представительства субъект своим законом может взять за основу представительство, пропорциональное численности населения. Тут, правда, необходимо, чтобы делегатов от одного поселения не было больше, чем одна треть. Есть вопросы, в том числе такие важные, как утверждение бюджета или внесение поправок в устав, которые принимаются квалифицированным большинством, то есть двумя третями состава представительного органа. И таким образом ни у одного поселения не появится преимущества при голосовании.
Время подгоняет
Все дополнительные нормы касаются в основном организации власти в новом виде муниципальных образований. Вначале законом субъекта город наделяется статусом городского округа с внутригородским делением. Этим же законом устанавливаются критерии деления на внутригородские районы. Затем можно описать их границы. Определяются сроки, в которые в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства должно пройти разграничение. Законом субъекта устанавливаются порядок формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением, численность депутатов и порядок избрания глав муниципальных образований как городского округа, так и внутригородских районов.
Федеральный законодатель определяет срок проведения выборов в представительные органы и глав внутригородских районов, если они избираются всенародно. Это нужно будет сделать в течение 6 месяцев с момента вступления в силу закона. Для выборов представительного органа городского округа и его главы жесткие сроки не установлены. Сначала надо определиться внизу, в районах.
Если будет принято решение, что глава городского округа избирается всенародно, то целесообразно провести его выборы одновременно с выборами в представительный орган.
В случае необходимости возможны и обратные процессы, они будут проходить зеркально. Решением субъекта можно преобразовывать городской округ с внутригородским делением обратно в городской округ.
Теперь о преобразованиях и досрочных прекращениях полномочий представительных органов, глав муниципальных образований и глав местных администраций. У них одинаковые условия досрочного прекращения полномочий вследствие преобразований.
Все это произойдет не одномоментно. Предусмотрен переходной период. В течение 6 месяцев после опубликования федерального закона принимаются законы субъектов РФ, определяющие порядок избрания или формирования представительного органа муниципального района и глав муниципальных образований. Они действуют после окончания срока, на который избраны представительные органы и главы муниципальных образований.
Потом уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с законами субъекта Федерации Но сам факт принятия устава на выборы никак не влияет. До того как субъекты утвердят свои законы, порядок, который действует сейчас в отношении глав муниципальных образований и их представительных органов, сохраняется.