Лоббизм: слово не русское, а явление знакомое
Попытки принять закон о лоббизме предпринимались еще во времена деятельности Верховного Совета РСФСР.
Но все они оказались неудачными. Несколько раз к теме приступали депутаты Государственной Думы разных созывов и тоже неудачно.
Несколько раз к теме приступали депутаты Государственной Думы разных созывов и тоже неудачно. В какой-то момент в дело пришлось вмешаться даже главе государства. Однако понадобилось несколько лет, чтобы эта тема вновь оказалась в центре внимания. В парламенте России пройдет круглый стол «Разработка нормативно-правовой базы лоббистской деятельности на территории РФ».
Термин «лоббизм» утвердился более 400 лет назад. Под ним подразумевали группы, формы и команды давления на законодателей. В коридорах (lobby) британского парламента с членами палаты общин в перерыве между заседаниями встречались представители заинтересованных деловых кругов. Тогда и вошло в политическую практику решать в «кулуарах власти» вопросы о торговых сделках и принятии того или иного закона.
Лоббизм — слово не русское, однако как явление он в национальной государственной и политической практике существовал испокон веков. Всегда имелась необходимость отстаивать, продвигать (сейчас бы сказали — промотивировать) интересы определенных групп, регионов, отраслей, профессиональных объединений. Так было и в Российской империи. Кстати, одним из лоббистов был Григорий Распутин, писавший записочки царю Николаю II с рекомендацией назначить то или иное лицо министром. В СССР существовал отраслевой и региональный лоббизм, когда те или иные ведомства или территории продвигали свои интересы.
Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. №226 2. Правительству Российской Федерации: г) внести предложения:… о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. Доклад о результатах исполнения представить до 1 марта 2015 г. |
В новейшей истории первую попытку законодательно отрегулировать лоббистскую деятельность в федеральных органах власти предпринял еще бывший Верховный Совет РФ. Спустя три года, в 1995-м, законопроект был представлен Госдуме, но парламентарии его не восприняли. Авторы исходили из того, что закон о лоббизме — важная часть антикоррупционного законодательства и одновременно инструмент воздействия на власть различных групп граждан и их объединений. Задача ставилась простая — создать правовые рамки для конструктивного диалога общества, власти и бизнеса.
Депутат Госдумы первого созыва Алла Амелина по аналогии вспомнила забавную ситуацию с законопроектом о политических партиях еще в Верховном Совете, когда его председатель Руслан Хазбулатов сказал, мол, неужели об этих паразитах еще какие-то законы нужно принимать. Как сейчас представляется, главную опасность депутаты видели в сложности определения четкой грани между легальностью, законностью лоббистских акций и элементарным подкупом.
В 1997 году к теме лоббизма вернулась Госдума второго созыва и также безуспешно. В третьей Госдуме законопроект прошел Совет Думы, но сошел с дистанции еще до включения в повестку дня. Еще более не повезло законопроекту в четвертой Госдуме, где его представлял Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. Совет Думы решил окончательно закрыть вопрос. В результате мы имеем лишь модельный закон о регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти, принятый в 2003 году Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ…
Сегодня лоббизм — неотъемлемая часть политической жизни во многих странах мира, но у нас термин еще не лишился негативной окраски, почему его и связывают с понятием коррупции. В этой связи логично было бы не отрицать существующее явление, а вывести из правовой тени и заставить работать на общее благо.
ПРЕЗИДЕНТ ДАЛ ДОБРО ЕЩЕ ТРИ ГОДА НАЗАД
Самое интересное, что в нашей стране уже есть исследовательские организации, специализирующиеся на лоббистской деятельности. Они разрабатывают консультационные продукты в области «цивилизованного лоббизма и GR». Не дождавшись появления правовых регуляторов, профессиональные сообщества начали постепенно внедрять теорию и практику лоббизма в научные и образовательные практики.
В ведущих отечественных вузах (МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ и других) наряду с дисциплиной «Связи с общественностью — PR» возникло направление «Взаимодействие с органами государственной власти — GR». Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении на базе факультета прикладных коммуникаций работает с 2012 года в СПбГУ. То есть в стране выросла целая когорта профессионалов, являющихся посредниками между бизнес-средой, обществом и госинститутами, притом что лоббизм еще отсутствует в правовом поле.
На сегодня уже разработано несколько законодательных инициатив по регулированию лоббистской деятельности. Но ни одна из них не привела к принятию закона. Многие эксперты указывают на политическую подоплеку. Дескать, власть не хочет, чтобы знали, кто продвигает интересы той или иной стороны. Относительную ясность в данном вопросе внес Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 года, предусматривающий создание правовой основы лоббистской деятельности граждан и организаций.
Почему же спустя почти три года законодательный воз до сих не двинулся с места?
Обозначу и еще один вопрос. В классическом понимании объекты лоббизма — федеральные органы госвласти, их должностные лица, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Между тем на территории страны активно развиваются консультативно-совещательные органы, экспертные структуры, сформированные при органах власти и имеющие большой вес в процессе принятия решений. Нужно ли их включать в список потенциальных объектов для лоббистских организаций? Вопрос пока открыт.«При создании закона о лоббизме любой законотворец сталкивается с огромным количеством вопросов, нуждающихся в концептуальном осмыслении, — считает член Комитета Совета Федерации по экономической политике и один из организаторов предстоящего «круглого стола» Владимир Кравченко. — Первый блок вопросов связан с самим пониманием лоббизма. Каким образом будет трактоваться понятие «лоббизм и лоббистская деятельность»? Кто может являться ее субъектом и объектами? Для меня ясно, что ряд сторон априори не могут служить объектами усилий такого рода посредников. Например, некоторые федеральные ведомства, судебная ветвь власти. Целесообразно рассмотреть вопрос и о темах, которых не могут касаться лоббисты.
Стоит подумать над тем, кого мы включим в перечень лоббистов. Прошлые законодательные инициативы трактовали этот вопрос по-разному. Одни законодатели считали, что ими могут быть только физические лица, другие — что только юридические, третьи утверждали, что и те и другие.
Есть повод подумать и над самой возможностью существования лоббистских организаций, имеющих в уставном капитале долю иностранного…»
Стоит подумать над тем, кого мы включим в перечень лоббистов? Прошлые законодательные инициативы трактовали этот вопрос по-разному»
ЛОББИСТОВ ЗАСТАВЯТ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПУБЛИЧНО
Второй блок вопросов касается непосредственного взаимодействия лоббистских организаций с властью и обществом. Оно должно быть освещено в законе подробнейшим образом. Как будет осуществляться регистрация и аккредитация лоббистов? Будет ли какое-то дифференцирование видов лоббистов? Какие уполномоченные органы займутся регистрацией и контролем за данными организациями? В законе предстоит прописать и формы лоббистской деятельности. Ответы на все эти вопросы предстоит найти совместно с профессиональным сообществом и потенциальными правоприменителями.
И наконец, один из самых важных моментов — порядок предоставления отчетности лоббистских организаций о своей деятельности. Для политической системы это центральный вопрос. Любой гражданин, открыв специализированный интернет-сайт или официальное издание, должен знать, что та или иная структура, действующий политик имел контакт с лоббистской организацией.
ТАКОЙ ЗАКОН НЕ НУЖЕН
Однако есть и другие точки зрения. Например, у одного из самых известных российских экспертов по данной проблеме — президента коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгения Минченко. Несмотря на то что тренинги «Мастер лоббизма» в его компании пользуются спросом, сам он считает, что в нашей стране закон о лоббизме не нужен.
- В российском законодательстве есть ряд актов, по сути дела, дублирующих отдельные аспекты зарубежного регулирования лоббизма, — отметил он. — В частности, закон об иностранных агентах является калькой с аналогичного американского закона, регулирующего лоббизм иностранных правительств. В США лоббистское законодательство достаточно жесткое, в Европе — мягче. Здесь оно часто носит уведомительный порядок и не требует большой отчетности.
Думаю, что ключевой момент — это обеспечение прозрачности дискуссии и коммуникации всех заинтересованных сторон. В этом плане большую роль играют общественные советы при министерствах и ведомствах. Так, я вхожу в Общественный совет при Министерстве энергетики РФ и могу сказать, что это один из наиболее эффективно работающих советов в стране.
Нам нужен не закон о лоббизме, а коррекция существующей нормативно-правовой базы и внутренних регламентов. Да и президент в своем указе от 2014 года говорит именно об этом, а не о необходимости создания отдельного закона.
Я просто не вижу смысла в его создании. Он не решит такие ключевые проблемы, как высокий уровень влияния неформальных институтов на принятие политических решений, как дисбаланс влияния между различными ветвями власти. Именно они играют стратегическую роль в процессе принятия решений.
«ИНСТРУМЕНТ ЭЛИТ» И ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА
За рубежом лоббизм стал практически узаконенным родом деятельности к концу XIX века. Если на заре США лоббисты выступали от своего имени, то потом, как правило, от общественных организаций, ассоциаций, институтов. Термин «лоббист» используется в англоязычных Австралии и Канаде, а вот в Великобритании нет. В Германии предпочитают говорить о «заинтересованных группах». Бундестаг ведет специальный открытый список союзов, организаций и их представителей, который включает данные о названии и адресе, правлении и исполнительном органе по ведению дел, сфере интересов.
В Национальном собрании Франции лоббистская деятельность формально запрещена, но фактически имеет место через 170 «содружеств» и «исследовательских групп». В Австрии, Голландии, Ирландии функционируют механизмы социального партнерства, в Швеции он сейчас демонтирован.
Законодательство стран Запада нацелено на то, чтобы госорганы при принятии решений могли ознакомиться с наибольшим количеством различных точек зрения и по возможности максимально учесть интересы всех социальных, профессиональных и остальных групп. В этом как бы заложена хорошая идея демократизма. Однако случается, что отстаиваемые лоббистами интересы носят незаконный характер или посягают на интересы других групп. Тогда в ход идут и взятки.
Во многих странах выборным и должностным лицам запрещено иметь какой-либо иной заработок, кроме оклада по основному месту работы. Очень часто не разрешено даже давать платные консультации, читать оплачиваемые лекции, получать гонорар за статьи и книги. Считается, что это помогает избежать закамуфлированных под гонорары взяток. Невольно вспоминается разразившийся у нас 20 лет назад скандал по поводу огромного вознаграждения за ненаписанную книгу о приватизации пяти ведущих российских реформаторов…
Иностранный лоббизм существует и в клубном варианте. В России более 20 лет назад по инициативе ряда аккредитованных в Москве европейских компаний, послов стран — членов ЕС и главы представительства Еврокомиссии создан Европейский деловой клуб. Он продвигает интересы европейского бизнеса.
Законодательное регулирование лоббизма охватывает все больше государств. Форматы его более или менее однотипны, механизмы обеспечения принятия решений известны и просты, поскольку отрабатывались столетиями. Различия лишь в степени гласности, подконтрольности закону и демократическим институтам, да еще многообразии субъектов и каналов давления и влияния.
Фото REUTERS