Кто ответит за контент?
Новостные сайты могут заставить проверять источники информации

В апреле в Государственной Думе планируется рассмотреть проект закона, согласно которому интернет-ресурсы, которые посещают более миллиона человек в сутки (новостные агрегаторы), должны будут проверять достоверность распространяемой информации и нести за нее ответственность, в том числе во внесудебном порядке. В списке компаний, подпадающих под действие законопроекта, — «Яндекс», «ВКонтакте», Mail. Ru, Facebook, Twitter… Документ вызвал неоднозначную реакцию общества, которое расценило его как очередную попытку цензурирования информации.
Новостной агрегатор — программа, сканирующая в автоматическом режиме новостные сайты и с помощью определенного алгоритма создающая роботизированную ленту новостей. Многие новостные сайты называют агрегаторами, потому что они созданы для скоростной публикации новостей из разных источников. Как правило, агрегаторы на 90 процентов состоят из новостей, которые были написаны совершенно другими людьми и СМИ. Агрегаторы практически не производят собственного контента. Созданием агрегаторов в массовом порядке интернет-компании начали заниматься в начале 2000-х годов, когда стало понятно, что пользователям проще просматривать все новости в одном месте.
ГАЗЕТНЫЙ КИОСК ПРИРАВНЯЮТ К СМИ
Попытки распространить правовое регулирование на новейшие медиатенденции производятся не в первый раз. К примеру, в мае 2014 года заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой (фракция ЛДПР) направил генпрокурору Юрию Чайке письмо, потребовав проверить деятельность «Яндекса» на соответствие закону о СМИ. Законодатель посчитал, что поисковик, публикуя материалы новостного и аналитического характера, также должен регулироваться законом о СМИ. Генпрокуратура проверила «Яндекс» и «по результатам проведенной проверки нарушений действующего законодательства о СМИ» в этой компании не установила.
В конце февраля 2016 года поправки к Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодексу об административных правонарушениях РФ внесли в Госдуму депутаты Алексей Казаков («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ). Документ предполагает создание Роскомнадзором реестра новостных агрегаторов, ограничения для владельцев порталов — граждан других государств (их уставной капитал не может быть более 20 процентов). Тех, кто распространит «недостоверную общественно значимую информацию» или использует агрегатор «в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для распространения порнографии и материалов, содержащих нецензурную брань», ждет наказание от 400 тысяч рублей для граждан и до пяти миллионов для юридических лиц. Причем сделать это можно будет во внесудебном порядке, уточняется в законопроекте.
По мысли авторов законопроекта агрегаторы, если документ будет принят, должны перепечатывать только авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести полную ответственность за ссылки на невнятные источники.
«Любая утка, любая сплетня, которую напечатают на своей странице, информационным лифтом с помощью такого же «Яндекса» будет поднята на широкую дискуссию в массы, тем более и дальше это будет, даже ей достаточно провисеть два или три часа. Поэтому сегодня мы должны понимать, что информация является определенным оружием, которое может влиять на сознание людей», — объяснял в эфире «Коммерсантъ FM» один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по информационной политике Александр Ющенко.
В Минкомсвязи разработчиков не поняли. «Мы считаем, что если довести ее до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?» — заявил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин.
Другой разработчик документа, член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Казаков убежден, что вопрос контроля агрегаторов важный и актуальный. «Идет заполнение юридического вакуума, — пояснил законодатель. — Мы вводим новое понятие «новостной агрегатор», к которому относятся агрегаторы с посещением более одного миллиона человек, то есть это активные игроки медиапространства. Мы ввели такое понятие, и у новостных агрегаторов появилась определенная ответственность. В рамках закона».
АГРЕГАТОР ВНЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ?
Эксперты полагают, что даже если законопроект не будет отклонен, в законодательстве может появиться отсутствующее сейчас понятие новостной агрегатор». По мнению председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике Леонида Левина, поставить агрегацию в правовые рамки необходимо потому, что она используется для решения не только коммерческих, но и политических вопросов.
«Ни для кого не секрет, что достаточно часто у нас агрегация на основе информации используется не только в коммерческих целях, но ив целях политических, и стала в целом заметным общественным явлением, — сказал он на расширенном заседании комитета по обсуждению законопроекта о новостных агрегаторах. — Этот вид деятельности находится вне правового поля, и такая ситуация не может продолжаться бесконечно».
Советник Президента России, председатель Совета Института развития Интернета Герман Клименко считает, что в законопроекте понятие «новостной агрегатор» представлено пока неопределенно. «Когда мы регулируем (Интернет. — Ред.), надо поаккуратнее, — сказал Герман Клименко на расширенном заседании Комитета Госдумы по информационной политике, посвященном законопроекту о приравнивании новостных агрегаторов к СМИ. — Отрасль неустоявшаяся, мы не знаем граней, мы не знаем подходов».
При этом советник главы государства ранее упоминал, что регулирование Интернета не всегда бывает болезненным.
«Если мы признаем, что СМИ должны лицензироваться, то и аналоги СМИ также должны лицензироваться. В любом курсе современного факультета журналистики блоги и новостные агрегаторы трактуются как новые современные СМИ. Понятно, что государство стремится эти вещи каким-то образом стандартизировать. Сложно сопротивляться тому, что должны быть правила дорожного движения», — добавил советник президента.
БУДЕТ ЛИ ПРЕМОДЕРАЦИЯ?
Главный вопрос, который беспокоит интернет-общественность, — это необходимость проверки агрегатором информации, которую предоставляют СМИ. Сами агрегаторы относятся к этой проблеме по-разному.
Так, компания «Яндекс» уже заявила, что не сможет выполнить ряд требований, которые предусматривает законопроект. Компания считает, что любое регулирование должно быть понятным субъектам регулирования, норма не должна быть чрезмерной и должна быть исполнимой.
«Исполнимость нас беспокоит больше всего, — подчеркивает директор компании по правовым вопросам Екатерина Фадеева. — Прежде всего это необходимость премодерации. «Яндекс.Новости» агрегирует в режиме реального времени около 100 тысяч сообщений от семи тысяч источников, что можно делать только в автоматическом режиме. Соответственно, никакой предварительной проверки, с одной стороны, невозможно физически сделать. С другой — у нас, на наш взгляд, нет объективной возможности проверить достоверность того, что готовят СМИ. Они уже отвечают за законность, достоверность информации в силу законодательства о СМИ».
Журналисты также высказали мнение, что внесенный в Госдуму документ избыточен и все необходимое уже есть в законе о СМИ.
Поисковые системы - это никакие не средства массовой информации. Таким же образом можно меню в ресторане определить как СМИ»
Сегодня усилиями отдельных представителей власти делается все для того, чтобы любая система, где появляется та или иная информация, становилась СМИ, — убежден председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев. — Наверное, в этой ситуации все-таки есть политическая подоплека. На мой взгляд, конечно же, поисковые системы — это никакие не средства массовой информации. Таким же образом можно меню в ресторане определить как СМИ — там ведь меняются цены постоянно, и это может стать логическим продолжением дискуссии о курсе доллара, например. Абсолютно неправильно из совершенно не «смишных» структур делать СМИ. Ведь агрегаторы просто выставляют ту или иную информацию, которую мы делаем. Они — технология! Давайте тогда приравняем все гаджеты к СМИ. Я считаю, нельзя доводить дело до абсурда!»Неожиданно спокойно, по мнению многих экспертов, к законопроекту отнеслись в компании «Рамблер» — за два года кардинально изменили свою позицию по этому вопросу. Если в 2014 году к попыткам законодателей контролировать контент представители «Рамблера» отнеслись негативно, то сейчас изменили позицию, заявив СМИ, что не видят проблемы в законопроекте и для них с принятием проекта ничего принципиально не поменяется. «Сервис «Рамблер. Новости» всегда стремился предоставлять актуальную картину дня, составленную только из качественных и проверенных временем источников, и планирует делать это и в будущем», — высказался представитель компании.
К ним присоединились и другие новостники. «Стоит отметить, что посещаемость агрегаторов в разы больше, чем у отдельно взятого СМИ, то есть это мощный инструмент воздействия, поэтому вполне логично, что государство занялось регулированием данного вопроса, — сказала нам директор по работе со СМИ новостного агрегатора СМИ2 Анна Иванова. — Возможно, не совсем логично приравнивать агрегатор именно к СМИ, так как мы не производим контент, а его распространяем, то есть это иная часть медиарынка и нужен какой-то другой закон, но в самом регулировании мы никакой проблемы не видим».
Леонид Левин отметил, что «озабоченность авторов таких законопроектов объяснима и заслуживает внимания», так как «никто не хочет допустить возникновения паники и массового введения в заблуждение, тем более без возможности зачастую выявить виновных».
«Но наша задача с вами — выработать такие условия реализации этих инициатив, чтобы, решив вопросы защиты общества, не создать опасность для отечественного бизнеса и не ограничить наших сограждан в выборе услуг», — сказал председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике. Тем не менее он убежден, что «с учетом современных вызовов, а это и международная напряженность, и экономические трудности, инициативы по регулированию, ограничению и даже запрещению любых средств, имеющих возможности мгновенного распространения информации, очевидно, будут появляться с достаточной степенью регулярности».
[А как у них?] От запретов страдает пользователь В ряде зарубежных стран уже приняты законы, так или иначе ограничивающие деятельность агрегаторов. В большинстве случаев это было сделано по экономическим мотивам.
После этого в стране был принят закон, который давал издателям право потребовать с агрегаторов уплаты процента. VGMediaпришлось заявить о том, что консорциум предоставляет GoogleNewsсогласие на безвозмездное размещение фрагментов материалов из подконтрольных ей СМИ. Такое решение было принято после того, как издатели поняли, что приходящий от GoogleNewsтрафик сократился настолько, что снижение прибыли достигло почти рекордного показателя. Дольше всех сопротивлялся концерн AxelSpringer, но и он не выдержал. Во Франции издатели также высказывали претензии к Google. Интернет-корпорация, чтобы избежать судов и законов, согласилась перечислить 60 миллионов евро в фонд развития цифровых СМИ.
По данным открытых источников |
Ещё материалы: Леонид Левин, Павел Гусев