К предстоящим выборам для наблюдателей появилось несколько новых правил и преференций. Во-первых, они смогут открыто вести видеосъемку происходящего на участках и делать фотографии. Кроме того, расширен перечень документов, с которыми наблюдатели будут иметь право знакомиться, а удалить наблюдателя с участка можно будет только по решению суда. Что касается количества, то на предыдущих парламентских выборах их могло быть максимум пять. На нынешних — не более двух. Но и это немало, если вспомнить, что по всей стране будет работать 94 тысячи избирательных участков, а выборы будут проходить еще и на региональном, и на местном уровнях.
НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗАБОТЛИВО ВСКАРМЛИВАЮТ
Подготовка наблюдателей — процесс небыстрый и последовательный. Например, наблюдатели от «Единой России» несколько месяцев тренировались на региональных базах. Обучение состоит из трёх этапов. Первый — это теория, где рассказывают основы избирательного законодательства, второй — практические занятия, где разбирается, как выглядит избирательный участок и какие типовые нарушения могут быть. А третий этап растягивается на последнюю неделю перед выборами, когда партия уже будет закреплять наблюдателей за определенными участками. В партию к середине августа поступили заявки от 1,5 тысячи потенциальных наблюдателей на выборах из 75 регионов.
Не меньше желающих работать на выборах и от КПРФ. И это не только молодое поколение. Люди зрелого и пожилого возраста проявляют большую активность — ходят на специальные семинары, изучают современное избирательное законодательство. Партия также собирается организовать с наблюдателями параллельный подсчет голосов в специальной системе.

Трепетно к своим наблюдателям относятся в ЛДПР. Либерал-демократы планируют выставить на участки членов партии. Об этом рассказал нам замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов. По его словам, подготовка наблюдателей ведется непрерывно. «У нас есть база активистов, которые являются нашими традиционными наблюдателями, мы регулярно проводим партшколы, тренируем, учим и рассказываем о возможных злоупотреблениях и нарушениях в день голосования», — объяснил Нилов. Он также рассказал, что партия в последнее время усилила работу по поиску дополнительных наблюдателей на выборах в Госдуму.
Нилов напомнил о новом законе, по которому списки наблюдателей нужно подать за три до выборов, и высказал категорическое неодобрение этого «ЛДПР была категорически против этой нормы, и мы убеждены, что это было сделано специально, чтобы те, кто заинтересован в прохождении нужного кандидата или определенного результата для определенной партии, могли посмотреть, где какие участки оголены, на каких есть наблюдатели, с которыми можно было «поработать» в нужном формате. То есть карта наблюдений будет, к сожалению, известна заранее».
ТРЕНИРОВАТЬ САМОМУ ИЛИ ДОВЕРИТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛУ?
Интересно, что непарламентские партии в основном решили сами не заниматься набором наблюдателей, а довериться профессионалам. То есть привлечь к работе общественные организации, которые ведут наблюдение за выборами. Например, «Гражданин-наблюдатель», к которому обратилась «Парнас». А, например, партия «Яблоко» сотрудничает с такими общественными организациями, как «Сонар» и «Гражданин-наблюдатель». Привлекают общественников и «Зеленые». Там предполагается несколько сотен наблюдателей благодаря сотрудничеству с рядом общественных организаций, в частности с «Россия выбирает».
А вот партия «Родина» всю работу проделывает сама. Этапы обучения наблюдателей начинаются задолго до начала предвыборной кампании, фактически заранее, на выборах различных уровней, а опытные наблюдатели потом передают свои знания последователям. Об этом нашему изданию рассказал член бюро президиума политсовета партии Федор Бирюков.
Он напомнил, что быть наблюдателем — дело трудоемкое: «Человек должен не сходить целый день с места, быть очень внимательным, принципиальным и усидчивым». При этом Бирюков убежден, что чистота выборов не зависит от количества наблюдателей, которые могут только констатировать нарушения или их отсутствие. «Родина» тем не менее планирует максимально закрыть участки своими наблюдателями и считает, что по двое от каждой партии и одномандатников — правильное решение ЦИК, а иначе было бы страшное столпотворение. «А вообще партии, которые доверяют друг другу, могут объединяться и посылать нескольких наблюдателей на всех», — высказался Бирюков, добавив, что главное — это, конечно, не количество наблюдателей, а максимальная явка избирателей.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ХОДОМ ГОЛОСОВАНИЯ
Главным в помещении для голосования является избиратель, а члены УИК и другие участники избирательного процесса должны обеспечить все условия для его свободного волеизъявления и обеспечения тайны голосования.
Находясь в помещении для голосования, целесообразно обратить внимание на следующее.
До начала голосования:
Оборудованы ли кабины (иные места) для тайного голосования, опечатаны ли пустые ящики для голосования, оборудован ли информационный стенд, размещены ли в помещении для голосования увеличенные формы протоколов.
В ходе голосования:
1) осуществлялось ли голосование тайно (то есть в кабине, ином специально оборудованном месте для голосования);
2) выдаются ли избирательные бюллетени по соответствующим избирательным округам избирателям лично, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт;
3) изымаются ли у избирателей открепительные удостоверения, на основании которых они получили избирательный бюллетень, и обеспечивается ли возможность контроля наблюдателей за проведением голосования по предъявлении открепительного удостоверения.
Вы вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. В ходе наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования обратите внимание на следующие важные моменты.
До выезда членов УИК для проведения такого голосования:
1) имеется ли запись в реестре заявлений (устных обращений) о том, что данный избиратель (иное лицо от его имени) обращался в УИК с просьбой о голосовании вне помещения для голосования;
2) объявил ли председатель УИК за 30 минут до выезда маршруты и количество заявлений, по которым будет проводиться голосование вне помещения для голосования;
3) предоставлены ли наблюдателям, членам УИК с правом совещательного голоса (не менее чем двум лицам от разных партий, кандидатов) возможности прибытия к месту проведения голосования.
При проведении голосования:
1) внесены ли отметки о получении избирателем избирательных бюллетеней в его письменное заявление;
2) соблюдена ли тайна волеизъявления избирателя.
Из «Памятки наблюдателю»
Полную версию читайте на сайте Центральной избирательной комиссии РФ
|