Все о пенсиях в России

10:42Работающие пенсионеры получат увеличенную пенсию в декабре

11.10.2024В 2025 году минимальная пенсия в Москве вырастет до 25 850 рублей

10.10.2024Комитет Госдумы поддержал увеличение довольствия для расчета военных пенсий

Как выйти из «черной дыры»

Сенаторы искали ответ на вопрос, куда утекают гигантские деньги на ЖКХ

26.04.2014 15:56

Как выйти из «черной дыры»
 
Короткая аббревиатура ЖКХ уже давно стала синонимом «черной дыры» в народном хозяйстве. Здесь непонятно что творится, здесь неизвестно куда безвозвратно утека­ют гигантские деньги и здесь царит абсолютное равнодушие к людям, ни дня, вроде бы, не способным прожить без коммунального сервиса, но уже смирившимся с тем, что сервис этот более чем ненавязчив.
 
Ситуация по-своему уникальна еще и тем, что даже в такой «черной дыре» есть «глубины», а вернее будет ска­зать, — провалы, о величине которых даже специалисты не могут дать до­стоверный ответ. Например, по таким темам, как состояние жилого фонда и проблемы капитального ремонта многоквартирных жилых домов. По­пытка внести ясность в оценку ситу­ации и найти пути выхода из нее бы­ла сделана недавно в верхней палате парламента на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-ком­мунального комплекса. А посвящено оно было формированию региональ­ных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
 
Очень важную и в то же время более чем негативную тенденцию подметила в своем выступлении Председатель Со­вета Федерации Валентина Матвиенко. Из ее слов однозначно следовало, что капитальный ремонт многоквартир­ных домов осуществляется недопу­стимо медленно, и положение в этой сфере неумолимо ухудшается. Спикер верхней палаты привела такие цифры: общая площадь ветхого и аварийного жилья в стране выросла по сравнению с двухтысячным годом почти в полтора раза и превысила 100 миллионов ква­дратных метров, с 2008-го по 2012 год объемы ремонтируемого жилья сокра­тились в два раза.
 
Откровенно говоря, выглядит это как-то странно. На протяжении по­следних лет, в основном как раз это тот период, о котором упомянула Ва­лентина Матвиенко, к проблемам жи­лого фонда было приковано особое внимание. И выразилось это не толь­ко в том, что цифры в «платежках», регулярно приходящих владельцам и арендаторам квартир, постоянно уве­личивались. Как подчеркнула спикер Совета Федерации, за минувшие годы в России сформирована законодатель­ная база для организации капитально­го ремонта жилищного фонда.
 
Казалось бы, когда имеются все правовые инструменты, что еще нуж­но для работы? Все принятые поправ­ки в законодательство дали регио­нальным и муниципальным властям необходимые инструменты для мас­штабной системной организации ка­питального ремонта жилья. Однако, сообщила Валентина Матвиенко, толь­ко 46 субъектов Федерации в полном объеме воспользовались возможностя­ми, которые дает закон, и подготови­ли необходимую нормативно-право­вую базу деятельности региональных операторов, осуществляющих ремонт жилищного фонда. И похоже, исхо­дя из общих цифр, обнародованных спикером верхней палаты, даже в тех регионах, где проблемой озаботились всерьез, ситуация коренным образом не улучшается. Почему?
 
Если спросить об этом у регио­нальных руководителей, то в первую очередь в ответ можно услышать при­вычное: нет денег. Все как в народном фольклоре — «этот стон у нас песней зовется», и слышен он на любом ад­министративном или управленческом уровне, когда речь заходит об испол­нении каких-то полномочий, особенно дополнительно переданных в регионы из центра. Справедливости ради отме­тим, основания на это есть. В том же Совете Федерации сенаторы — пред­ставители своих регионов — постоян­но обсуждают тему передачи полно­мочий и нехватку сопутствующих этому процессу финансовых средств.
 
Однако есть в словах региональных руководителей и некоторое лукавство. Как выяснилось в ходе слушаний, сведения по аварийному и ветхому жилому фонду нередко занижаются местными руководителями, так как за неисполнение в этой области своих обязанностей им грозит отвечать по закону. Но если бы дело ограничива­лось только деньгами или боязнью от­ветственности!
 
В материалах, подготовленных к заседанию Совета по вопросам жи­лищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса, есть раздел, посвященный проблемам формирования региональ­ных систем капремонта многоквар­тирных домов. Это даже представить себе трудно — почти тридцать стра­ниц довольно убористого текста и сплошь проблемы с предложениями по их разрешению от членов Совета и экспертов. Все зафиксированное в этом перечне изложить невозможно. Но вот некоторые, наверное, наибо­лее характерные, звучавшие в ходе заседания.
 
Если оставить за скобками вопрос, как можно было начинать реформы в сфере ЖКХ, не имея достоверных данных по ключевым вопросам, то на повестке дня остается другой — един­ственно актуальный сегодня: что де­лать? Видимо, то, что отмечала Вален­тина Матвиенко в своем выступлении: в кратчайшие сроки завершить разра­ботку региональных программ капи­тального ремонта многоквартирных домов, а затем их ежегодно обновлять. При этом, по ее мнению, следует осу­ществить сплошную инвентаризацию всех многоквартирных домов, для чего федеральные органы власти должны разработать единую методику прове­дения мониторинга состояния жилья, включающего в себя четкие и понят­ные всем показатели.
 
Впрочем, есть и другая проблема, о которой говорил председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия рефор­мированию жилищно-коммунально­го хозяйства» Сергей Степашин. Он считает, что проводить выборочные ремонтные работы без осуществле­ния улучшения качества жилья не имеет смысла. Помимо всего прочего, Сергей Степашин имел в виду энер­гоэффективную модернизацию всего жилого фонда. Несмотря на то, что в России, по его словам, существуют уникальные отечественные разработ­ки по энергосбережению, у нас на всю страну всего 52 энергосберегающих, «умных» дома.
 
И наконец, в сфере капремонта многоквартирных домов есть один очень важный существенный нюанс. Затраты на него, согласно действу­ющему законодательству, делят фе­деральный центр, региональные или муниципальные власти и сами соб­ственники помещений. С последними как раз есть большие трудности, пото­му что граждане всеми силами укло­няются от такого долевого участия. По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, у людей склады­вается впечатление, что капитальный ремонт — это очередная придумка, и непонятно, к чему она приведет. Граждан понять легко, ведь пока они, несмотря на все усилия власти, пози­тивных сдвигов в ЖКХ не видят, зато растущие суммы оплаты за комму­нальные услуги отмечают регулярно, и никакой разъяснительной работы с ними не ведется.
 
Успех реформы ЖКХ во многом зависит от продуманной информационной политики, считает Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. И в этом есть своя логика, если мы действительно хотим превратить ЖКХ из «черной дыры» в прозрачную сферу народного хозяйства.
 
Николай Дорофеев
Читайте нас в Telegram
Просмотров 7980