Как выйти из «черной дыры»

Сенаторы искали ответ на вопрос, куда утекают гигантские деньги на ЖКХ

Как выйти из «черной дыры»  
Короткая аббревиатура ЖКХ уже давно стала синонимом «черной дыры» в народном хозяйстве. Здесь непонятно что творится, здесь неизвестно куда безвозвратно утека­ют гигантские деньги и здесь царит абсолютное равнодушие к людям, ни дня, вроде бы, не способным прожить без коммунального сервиса, но уже смирившимся с тем, что сервис этот более чем ненавязчив.
 
Ситуация по-своему уникальна еще и тем, что даже в такой «черной дыре» есть «глубины», а вернее будет ска­зать, — провалы, о величине которых даже специалисты не могут дать до­стоверный ответ. Например, по таким темам, как состояние жилого фонда и проблемы капитального ремонта многоквартирных жилых домов. По­пытка внести ясность в оценку ситу­ации и найти пути выхода из нее бы­ла сделана недавно в верхней палате парламента на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-ком­мунального комплекса. А посвящено оно было формированию региональ­ных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
 
Очень важную и в то же время более чем негативную тенденцию подметила в своем выступлении Председатель Со­вета Федерации Валентина Матвиенко. Из ее слов однозначно следовало, что капитальный ремонт многоквартир­ных домов осуществляется недопу­стимо медленно, и положение в этой сфере неумолимо ухудшается. Спикер верхней палаты привела такие цифры: общая площадь ветхого и аварийного жилья в стране выросла по сравнению с двухтысячным годом почти в полтора раза и превысила 100 миллионов ква­дратных метров, с 2008-го по 2012 год объемы ремонтируемого жилья сокра­тились в два раза.
 
Откровенно говоря, выглядит это как-то странно. На протяжении по­следних лет, в основном как раз это тот период, о котором упомянула Ва­лентина Матвиенко, к проблемам жи­лого фонда было приковано особое внимание. И выразилось это не толь­ко в том, что цифры в «платежках», регулярно приходящих владельцам и арендаторам квартир, постоянно уве­личивались. Как подчеркнула спикер Совета Федерации, за минувшие годы в России сформирована законодатель­ная база для организации капитально­го ремонта жилищного фонда.
 
Казалось бы, когда имеются все правовые инструменты, что еще нуж­но для работы? Все принятые поправ­ки в законодательство дали регио­нальным и муниципальным властям необходимые инструменты для мас­штабной системной организации ка­питального ремонта жилья. Однако, сообщила Валентина Матвиенко, толь­ко 46 субъектов Федерации в полном объеме воспользовались возможностя­ми, которые дает закон, и подготови­ли необходимую нормативно-право­вую базу деятельности региональных операторов, осуществляющих ремонт жилищного фонда. И похоже, исхо­дя из общих цифр, обнародованных спикером верхней палаты, даже в тех регионах, где проблемой озаботились всерьез, ситуация коренным образом не улучшается. Почему?
 
Если спросить об этом у регио­нальных руководителей, то в первую очередь в ответ можно услышать при­вычное: нет денег. Все как в народном фольклоре — «этот стон у нас песней зовется», и слышен он на любом ад­министративном или управленческом уровне, когда речь заходит об испол­нении каких-то полномочий, особенно дополнительно переданных в регионы из центра. Справедливости ради отме­тим, основания на это есть. В том же Совете Федерации сенаторы — пред­ставители своих регионов — постоян­но обсуждают тему передачи полно­мочий и нехватку сопутствующих этому процессу финансовых средств.
 
Однако есть в словах региональных руководителей и некоторое лукавство. Как выяснилось в ходе слушаний, сведения по аварийному и ветхому жилому фонду нередко занижаются местными руководителями, так как за неисполнение в этой области своих обязанностей им грозит отвечать по закону. Но если бы дело ограничива­лось только деньгами или боязнью от­ветственности!
 
В материалах, подготовленных к заседанию Совета по вопросам жи­лищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса, есть раздел, посвященный проблемам формирования региональ­ных систем капремонта многоквар­тирных домов. Это даже представить себе трудно — почти тридцать стра­ниц довольно убористого текста и сплошь проблемы с предложениями по их разрешению от членов Совета и экспертов. Все зафиксированное в этом перечне изложить невозможно. Но вот некоторые, наверное, наибо­лее характерные, звучавшие в ходе заседания.
 
Если оставить за скобками вопрос, как можно было начинать реформы в сфере ЖКХ, не имея достоверных данных по ключевым вопросам, то на повестке дня остается другой — един­ственно актуальный сегодня: что де­лать? Видимо, то, что отмечала Вален­тина Матвиенко в своем выступлении: в кратчайшие сроки завершить разра­ботку региональных программ капи­тального ремонта многоквартирных домов, а затем их ежегодно обновлять. При этом, по ее мнению, следует осу­ществить сплошную инвентаризацию всех многоквартирных домов, для чего федеральные органы власти должны разработать единую методику прове­дения мониторинга состояния жилья, включающего в себя четкие и понят­ные всем показатели.
 
Впрочем, есть и другая проблема, о которой говорил председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия рефор­мированию жилищно-коммунально­го хозяйства» Сергей Степашин. Он считает, что проводить выборочные ремонтные работы без осуществле­ния улучшения качества жилья не имеет смысла. Помимо всего прочего, Сергей Степашин имел в виду энер­гоэффективную модернизацию всего жилого фонда. Несмотря на то, что в России, по его словам, существуют уникальные отечественные разработ­ки по энергосбережению, у нас на всю страну всего 52 энергосберегающих, «умных» дома.
 
И наконец, в сфере капремонта многоквартирных домов есть один очень важный существенный нюанс. Затраты на него, согласно действу­ющему законодательству, делят фе­деральный центр, региональные или муниципальные власти и сами соб­ственники помещений. С последними как раз есть большие трудности, пото­му что граждане всеми силами укло­няются от такого долевого участия. По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, у людей склады­вается впечатление, что капитальный ремонт — это очередная придумка, и непонятно, к чему она приведет. Граждан понять легко, ведь пока они, несмотря на все усилия власти, пози­тивных сдвигов в ЖКХ не видят, зато растущие суммы оплаты за комму­нальные услуги отмечают регулярно, и никакой разъяснительной работы с ними не ведется.
 
Успех реформы ЖКХ во многом зависит от продуманной информационной политики, считает Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. И в этом есть своя логика, если мы действительно хотим превратить ЖКХ из «черной дыры» в прозрачную сферу народного хозяйства.
 
Николай Дорофеев
Просмотров 7690

26.04.2014 15:56