Короткая аббревиатура ЖКХ уже давно стала синонимом «черной дыры» в народном хозяйстве. Здесь непонятно что творится, здесь неизвестно куда безвозвратно утекают гигантские деньги и здесь царит абсолютное равнодушие к людям, ни дня, вроде бы, не способным прожить без коммунального сервиса, но уже смирившимся с тем, что сервис этот более чем ненавязчив.
Ситуация по-своему уникальна еще и тем, что даже в такой «черной дыре» есть «глубины», а вернее будет сказать, — провалы, о величине которых даже специалисты не могут дать достоверный ответ. Например, по таким темам, как состояние жилого фонда и проблемы капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Попытка внести ясность в оценку ситуации и найти пути выхода из нее была сделана недавно в верхней палате парламента на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса. А посвящено оно было формированию региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
Очень важную и в то же время более чем негативную тенденцию подметила в своем выступлении Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Из ее слов однозначно следовало, что капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется недопустимо медленно, и положение в этой сфере неумолимо ухудшается. Спикер верхней палаты привела такие цифры: общая площадь ветхого и аварийного жилья в стране выросла по сравнению с двухтысячным годом почти в полтора раза и превысила 100 миллионов квадратных метров, с 2008-го по 2012 год объемы ремонтируемого жилья сократились в два раза.
Откровенно говоря, выглядит это как-то странно. На протяжении последних лет, в основном как раз это тот период, о котором упомянула Валентина Матвиенко, к проблемам жилого фонда было приковано особое внимание. И выразилось это не только в том, что цифры в «платежках», регулярно приходящих владельцам и арендаторам квартир, постоянно увеличивались. Как подчеркнула спикер Совета Федерации, за минувшие годы в России сформирована законодательная база для организации капитального ремонта жилищного фонда.
Казалось бы, когда имеются все правовые инструменты, что еще нужно для работы? Все принятые поправки в законодательство дали региональным и муниципальным властям необходимые инструменты для масштабной системной организации капитального ремонта жилья. Однако, сообщила Валентина Матвиенко, только 46 субъектов Федерации в полном объеме воспользовались возможностями, которые дает закон, и подготовили необходимую нормативно-правовую базу деятельности региональных операторов, осуществляющих ремонт жилищного фонда. И похоже, исходя из общих цифр, обнародованных спикером верхней палаты, даже в тех регионах, где проблемой озаботились всерьез, ситуация коренным образом не улучшается. Почему?
Если спросить об этом у региональных руководителей, то в первую очередь в ответ можно услышать привычное: нет денег. Все как в народном фольклоре — «этот стон у нас песней зовется», и слышен он на любом административном или управленческом уровне, когда речь заходит об исполнении каких-то полномочий, особенно дополнительно переданных в регионы из центра. Справедливости ради отметим, основания на это есть. В том же Совете Федерации сенаторы — представители своих регионов — постоянно обсуждают тему передачи полномочий и нехватку сопутствующих этому процессу финансовых средств.
Однако есть в словах региональных руководителей и некоторое лукавство. Как выяснилось в ходе слушаний, сведения по аварийному и ветхому жилому фонду нередко занижаются местными руководителями, так как за неисполнение в этой области своих обязанностей им грозит отвечать по закону. Но если бы дело ограничивалось только деньгами или боязнью ответственности!
В материалах, подготовленных к заседанию Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса, есть раздел, посвященный проблемам формирования региональных систем капремонта многоквартирных домов. Это даже представить себе трудно — почти тридцать страниц довольно убористого текста и сплошь проблемы с предложениями по их разрешению от членов Совета и экспертов. Все зафиксированное в этом перечне изложить невозможно. Но вот некоторые, наверное, наиболее характерные, звучавшие в ходе заседания.
Если оставить за скобками вопрос, как можно было начинать реформы в сфере ЖКХ, не имея достоверных данных по ключевым вопросам, то на повестке дня остается другой — единственно актуальный сегодня: что делать? Видимо, то, что отмечала Валентина Матвиенко в своем выступлении: в кратчайшие сроки завершить разработку региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, а затем их ежегодно обновлять. При этом, по ее мнению, следует осуществить сплошную инвентаризацию всех многоквартирных домов, для чего федеральные органы власти должны разработать единую методику проведения мониторинга состояния жилья, включающего в себя четкие и понятные всем показатели.
Впрочем, есть и другая проблема, о которой говорил председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Сергей Степашин. Он считает, что проводить выборочные ремонтные работы без осуществления улучшения качества жилья не имеет смысла. Помимо всего прочего, Сергей Степашин имел в виду энергоэффективную модернизацию всего жилого фонда. Несмотря на то, что в России, по его словам, существуют уникальные отечественные разработки по энергосбережению, у нас на всю страну всего 52 энергосберегающих, «умных» дома.
И наконец, в сфере капремонта многоквартирных домов есть один очень важный существенный нюанс. Затраты на него, согласно действующему законодательству, делят федеральный центр, региональные или муниципальные власти и сами собственники помещений. С последними как раз есть большие трудности, потому что граждане всеми силами уклоняются от такого долевого участия. По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, у людей складывается впечатление, что капитальный ремонт — это очередная придумка, и непонятно, к чему она приведет. Граждан понять легко, ведь пока они, несмотря на все усилия власти, позитивных сдвигов в ЖКХ не видят, зато растущие суммы оплаты за коммунальные услуги отмечают регулярно, и никакой разъяснительной работы с ними не ведется.
Успех реформы ЖКХ во многом зависит от продуманной информационной политики, считает Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. И в этом есть своя логика, если мы действительно хотим превратить ЖКХ из «черной дыры» в прозрачную сферу народного хозяйства.
Николай Дорофеев