Как изменился Крым за год специальной военной операции

Два в одном: военная база и всероссийский курорт

Тема: Военная операция на Украине

24.02.2023 13:00

Автор: Александр Мащенко

Как изменился Крым за год специальной военной операции
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Казалось бы, две эти роли — военная база и курорт — несовместимы, однако Крым пока успешно играет обе. С одной стороны, в Севастополе базируются корабли Черноморского флота, обстреливающие «калибрами» объекты на территории Украины, на полуострове находятся аэродромы, с которых осуществляют боевые вылеты самолеты, располагаются подразделения 22-го армейского корпуса, активно участвующего в СВО. А военные грузовики с буквами Z и V на бортах стали одними из самых привычных транспортных средств на дорогах.

Планы никто не отменял

Де-факто Крым сегодня — это воюющий регион. Но, с другой стороны, в прошлом году полуостров принял почти семь миллионов туристов со всей России и стран ближнего зарубежья — это меньше, чем в рекордном 2021 году, но намного больше, чем в украинский период. Причем главной причиной снижения турпотока в сравнении с 2021 годом стали не соображения безопасности отдыхающих, с этим не было, по сути, вообще никаких проблем, а логистические сложности из-за приостановки авиасообщения — на полуостров просто стало не так удобно добираться. Сейчас в Крыму работают более 1100 средств размещения, в том числе 91 санаторий, 65 из которых — круглогодично.

Несмотря на СВО, продолжается плановое развитие региона — весной запустят рабочее движение по самому сложному отрезку федеральной трассы «Таврида» в Севастополе — с двумя мостовыми переходами и двухуровневой развязкой, в Балаклаве строится суперсовременная яхтенная марина, а в Евпатории — федеральный детский реабилитационный центр мирового уровня.

Хоть залейся!

Спецоперация принесла Крыму как минимум три существенные выгоды. Первая связана с возобновлением работы Северо-Крымского канала, разблокированного в первые же дни спецоперации. Напомним, по оценке специальной рабочей группы Государственного совета республики, ущерб от водной блокады полуострова, организованной Киевом в 2014 году и продолжавшейся восемь лет, превысил 150 миллиардов рублей. Возобновление работы канала позволило гарантировать стабильное водоснабжение всех районов полуострова, улучшить экологическое состояние (больше не нужно истощать запасы подземных вод) и приступить к восстановлению мелиоративной системы.

Чтобы было понятно, скажем, что именно строительство в 60—70-е годы прошлого века Северо-Крымского канала позволило превратить полуостров в край садов и виноградников, чья сельскохозяйственная продукция была известна всему СССР. В этом году власти республики планируют увеличить площадь орошаемых земель с 22 до 44 тысяч гектаров, однако работы в этом направлении еще непочатый край. В советские годы площадь орошаемых за счет канала земель на полуострове составляла 356 тысяч гектаров. Кроме того, запуск канала дал возможность возобновить в Крыму выращивание риса, которое также было традиционной прибыльной отраслью сельского хозяйства.

Северо-Крымский канал © Дмитрий Макеев/РИА Новости

Сухопутный коридор в «старую Россию»

Вторая существенная выгода от СВО — сухопутный коридор в Крым через новые регионы России (Херсонскую и Запорожскую области и Донбасс). Не случайно о нем упомянул в своем Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин. «Мы уже начали и будем наращивать масштабную программу социально-экономического восстановления и развития этих новых субъектов Федерации. Речь в том числе о том, чтобы возродить предприятия и рабочие места, порты Азовского моря, которое вновь стало внутренним морем России, построить новые современные дороги, как мы это делали в Крыму, который получил теперь надежную сухопутную связь со всей Россией. Обязательно общими усилиями реализуем все эти планы», — пообещал президент.

Уже анонсировано строительство «Тавриды-2» — дороги из Крыма через Мелитополь, Бердянск и Мариуполь в Ростовскую область, которая даст альтернативный маршрут поставок всего необходимого — от военных грузов до продовольствия и других товаров. Соединившись с «Тавридой», эта трасса создаст инфраструктурное кольцо, которое станет транспортной основой большого макрорегиона, куда войдут Ростовская область, Краснодарский край, Крым и новые территории.

Азов наш

Наконец, еще одна выгода заключается в том, что спецоперация создала принципиально новые, гораздо более благоприятные условия для развития региона Азовского моря, которое стало внутренним морем России. Там больше нет военно-морских баз Украины, и, значит, оно больше не несет угрозы Крыму. Кроме того, у Азова серьезный курортный, транспортный, продовольственный потенциал. Такие крупные порты, как Мариуполь и Бердянск, увеличили морской транспортный потенциал России на Азове, основу которого составляют Керчь, Таганрог, Ейск, Азов и Темрюк. А тот же Бердянск, Геническ, Арабатская Стрелка, Приморск и Кирилловка составят единый азовский рекреационный комплекс с курортами Крыма и Краснодарского края. Опять-таки президент неслучайно вспомнил в своем послании о необходимости развития внутреннего туризма, перед которым открываются широкие перспективы.

Работа над ошибками

При этом, безусловно, специальная военная операция принесла Крыму не только новые возможности для развития, но и потери. Полуостров пропустил несколько болезненных ударов, о которых необходимо помнить, чтобы они не повторились впредь: в результате террористического акта был поврежден Крымский мост, нанесены удары по аэродрому в Новофедоровке и военным складам в Джанкойском районе, погиб флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва». Это заставило усилить меры безопасности.

Силы противовоздушной обороны и флота успешно отражают регулярные нападения на крымские объекты, прежде всего — атаки беспилотников на Севастополь. На полуострове у границы с материком построены длинные цепи бетонных противотанковых пирамид, преграждающих направления возможного прорыва противника, — линия фронта проходит не так далеко от Перекопа, от Херсона до Армянска по прямой около 100 километров. С апреля прошлого года в северных районах, а также в Керчи и Севастополе действует высокий («желтый») уровень террористической опасности.

Как и в других регионах, в Крыму прошла частичная мобилизация. Руководство республики поддерживает постоянную связь со своими мобилизованными и помогает им оборудованием. О последней такой акции накануне Дня защитника Отечества рассказал в своем телеграм-канале глава Крыма Сергей Аксенов: «23 Февраля в этом году для всех нас — особый день. Накануне праздника направили нашим защитникам Отечества еще одну партию гуманитарного груза. Бойцам будет передана теплая одежда и обувь, а также сигареты, консервы, сладости, яблоки. Как сегодня сказал наш президент, фронт сейчас проходит через сердца миллионов людей. Наши воины должны всегда чувствовать эту поддержку, знать, что за ними прочный, надежный тыл».

Сергей Аксенов © пресс-служба Совета Федерации

Увы, в списке безвозвратных потерь десятки крымчан, отдавших свои жизни, их подвиг увековечен в памятниках, мемориальных досках, музейных экспозициях. «Полностью поддерживаю предложение президента о создании государственного фонда помощи семьям погибших участников СВО и ветеранов. В Крыму такая работа ведется по разным направлениям: это и единоразовые выплаты, и медицинская реабилитация, и социальная поддержка», — отреагировал Аксенов на слова Путина.

Продолжается прием заявлений на выдачу земельных участков в Черноморском, Раздольненском, Сакском и Ленинском районах крымчанам — участникам СВО. Рекреационный потенциал Крыма активно используется для лечения и отдыха членов семей участников спецоперации.

Читайте также:

• Симферополь — Геническ: за Перекопом для нас земля есть

Общее будущее

После принятия соответствующего регионального закона национализировано около 700 объектов движимого и недвижимого имущества, принадлежавших гражданам Украины, а также недружественных государств, поддерживающих режим Зеленского. Среди тех, кто лишился имущества в Крыму, — Ахметов, Коломойский, Яценюк, Тарута, Суркис, Шуфрич и целый ряд других знаковых для крымчан персонажей.

Наконец-то начал работу на полуострове Сбербанк, вслед за ним тут ждут и другие крупные российские компании, упорно сопротивляющиеся заходу на полуостров уже почти девять лет.

Еще одна функция Крыма заключается в том, что он стал базой для законодательной, экономической, политической, культурной интеграции в состав России новых субъектов. «В новых регионах можно повторить опыт крымской модернизации, только в значительно более крупных масштабах. Точнее, это теперь наша общая модернизация, в которой Крым займет ключевое место и как транспортный узел, и как авангардный регион, уже прошедший значительную часть пути, который новым российским регионам еще предстоит одолеть. У нас с ними не только общее Азовское море, вновь ставшее внутренним морем России, но и общая история, общие проблемы, общее будущее», — уверен спикер регионального парламента Владимир Константинов.

Правда за нами